Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ПО ЗАГРЯЗНЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Быкова Н.Л. 1 Геращенко Э.Ф. 1 Неуймина Г.И. 1
1 Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Здоровье детей формируется под влиянием комплекса биологических, природно-экологических, социальных факторов, а также условий воспитания и обучения. Окружающая среда, питание, двигательная активность, образ жизни оказывают значительное влияние на здоровье детей, процессы роста ребенка. Соматометрические показатели являются одними из основных, наиболее часто используемых при оценке здоровья детей. В литературе описаны результаты изменения данных показателей под влиянием разнообразных факторов окружающей среды. Все это обусловило интерес к изучению и обобщению данных по изменению соматометрических показателей детей в различных по уровню загрязнения окружающей среды субъектах Республики Крым. В статье проанализированы данные о состоянии физического здоровья подростков в различных по экологической ситуации субъектах Республики Крым, в частности в городах Судак, Красноперекопск и Симферополь. Изучены антропометрические и физиометрические показатели; определена функциональная активность внешнего дыхания у детей путем спирометрии; измерена сила сокращения мышц правой и левой руки посредством динамометрии. Данные представлены с разделением в зависимости от пола. Необходима разработка современных стандартов физического развития детей в виде центильных рядов, таблиц сигмальных отклонений и шкал регрессии для детей различного пола и возраста. Целесообразно продолжение исследования различных показателей физического развития у детей и подростков сельских районов и городов Крыма.
физическое развитие подростков
антропометрические и физиометрические показатели
экология
подростки Республики Крым
1. Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С., Калюжный Е.А. Информативность региональных и международных стандартов оценки длины и массы тела детей и подростков // Медицинский альманах. 2015. № 2. С. 83–86.
2. Кучма В.Р. Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8. С. 7–10.
3. Голева О.П., Федорова Г.В., Щербаков Д.В. Медицинская статистика: учебное пособие для студентов. Омск: Изд-во ОмГМА, 2013. 306 с.
4. Грицинская В.Л., Новикова В.П. Физическое развитие детей Санкт-Петербурга: к дискуссии о методах оценки // Педиатр. 2019. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-razvitie-detei-sankt-peterburga-k-diskussii-o-metodah-otsenki (дата обращения: 15.06.2020).
5. Ghazi H.F., Isa Z.M., Aljunid S., Shah S.A., Tamil A.M., Abdalqader M.A. The negative impact of living environment on intelligence quotient of primary school children in Baghdad City, Iraq: a cross-sectional study. BMC public health. 2012. Vol. 12(1):562. DOI: 10.1186/1471-2458-12-562.
6. Грицинская В.Л. Оценка физического развития мальчиков школьного возраста г. Санкт-Петербурга с использованием антропометрического калькулятора ВОЗ // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 2 (299). С. 16–19.
7. Грицинская Л.В. Характеристика физического развития и питания школьников городского и сельского населения Красноярского края // Вопросы детской диетологии. 2012. Т.10. № 5. С. 8–11.
8. Зулькарнаева А.Т., Поварго Е.А., Зулькарнаев Т.Р., Овсянникова Л.Б., Агафонов А.И. Влияние отдельных факторов на состояние здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 29–31.
9. Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Антропометрические показатели физического развития и пищевого статуса в практике отечественной гигиены // Вопросы питания. 2019. Т. 88. № 5. С. 5–13.

Здоровье детей формируется под влиянием комплекса биологических, природно-экологических, социальных факторов, а также условий воспитания и обучения. Окружающая среда, питание, двигательная активность, образ жизни оказывают значительное влияние на здоровье детей, процессы роста ребенка [1, 2].

Растущий объем исследований свидетельствует о значительном влиянии воздействия токсинов и загрязнителей (тяжелых металлов, пестицидов), загрязнения воздуха и воды на физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей и подростков. Наиболее выраженное воздействие данных факторов происходит в подростковом периоде [3, 4].

Важной характеристикой многих токсинов является то, что даже после устранения выбросов (например, удаление свинца из бензина и краски, запрет пестицидов, дихлордифенилтрихлорэтана – ДДТ) они остаются в экосистеме очень долгое время. Есть несколько путей, которые позволяют этому произойти. Тяжелые металлы оседают в земле, и поэтому свинец все еще находится в почве и в старых домах, которые были окрашены до запрета на свинец десятилетия назад. Свинец использовался в водопроводе и, таким образом, потенциально мог выщелачиваться в водоснабжение. Так воздействие свинца и ртути, даже при очень низких концентрациях, оказывает существенное негативное влияние на физическое развитие и раннее моторное функционирование.

Другой путь, который может быть более коварным, – это передача токсинов между поколениями. Некоторые токсины являются липофильными, что означает, что они могут накапливаться в жировых отложениях. Таким образом, предварительное воздействие некоторых токсинов, даже предшествующее зачатию, может в конечном итоге повлиять на развивающийся организм.

Наконец, даже когда сами дети не подвергаются воздействию токсинов, они могут быть подвержены косвенному воздействию со стороны родителей. Типичным примером этого являются сельскохозяйственные рабочие, в чью кожу и (или) одежду впитываются пестициды. Поскольку пестициды являются нейротоксическими агентами, они могут оказывать серьезное воздействие на развивающийся мозг, имеются убедительные доказательства влияния различных пестицидов на двигательную функцию (аномальные рефлексы) у новорожденного, а также на двигательную и когнитивную функции (особенно время реакции, внимание). Это говорит о том, что воздействие сельскохозяйственных пестицидов на детей может быть особо актуальной проблемой.

Отрицательное воздействие загрязнённого воздуха, главным образом в результате близости к промышленным предприятиям, а также воздушного и дорожного движения, на физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей имеет большое значение. Что актуально в условиях продолжающейся урбанизации и индустриализации большей части Республики Крым, плохое качество воздуха является серьезной проблемой, в особенности в новых индустриальных районах.

Одним из наиболее распространенных загрязняющих веществ является диоксид азота (NO2), токсичный агент, образующийся при сжигании ископаемого топлива и, таким образом, тесно связанный с дорожным движением, а также с газовыми плитами.

Наиболее распространенным загрязнителем воды, изучаемым в связи с развитием детей, является мышьяк, его уровень связан с отставанием в физическом развитии и ухудшением когнитивных функций.

Помимо острого воздействия на здоровье, болезни, передаваемые через воду, также имеют неблагоприятные последствия для развития детей. Данные о связи между острыми кишечными диарейными заболеваниями (относящимися к числу наиболее распространенных инфекционных заболеваний) в раннем детстве и отставанием в физическом и когнитивном развитии детей в возрасте от 6,5 до 9 лет демонстрируют значительную корреляцию. Помимо прямого воздействия на физическое и когнитивное функционирование, диарея и кишечные паразиты из загрязненной бактериями воды (часто из сточных вод) способствуют гипотрофии и задержке роста, которые влияют на IQ детей и успеваемость в школе, а также могут стать причиной поведенческих проблем [5].

Эти ассоциации могут привести к тому, что раннее недоедание и воздействие токсинов окружающей среды и стресса могут привести к отставанию в физическом развитии, что обуславливает долгосрочные изменения, включающие потерю подкожного жирового слоя, сокращение мышечной массы, дерматит, выпадение волос, развитие рецидивирующих инфекций. В наиболее тяжелых случаях развивается белково-энергетическое либо белковое истощение.

Экологическая среда, в которой находятся дети, влияет на их физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие на протяжении всей жизни, от дородового периода до взрослой жизни. С учетом этого имеющиеся на сегодняшний день данные недостаточны для полноценного определения неблагоприятных воздействий отдельных факторов окружающей среды, в частности токсинов и загрязнителей окружающей среды, на физическое развитие детей.

Соматометрические показатели являются одними из основных, наиболее часто используемых при оценке здоровья детей [6, 7]. В литературе описаны результаты изменения данных показателей под влиянием разнообразных факторов окружающей среды [8, 9].

Все это обусловило интерес к изучению и обобщению данных по изменению соматометрических показателей детей в различных по уровню загрязнения окружающей среды субъектах Республики Крым.

Цель исследования: проанализировать состояние физического здоровья подростков в различных по экологической ситуации субъектах Республики Крым, в частности в городах Судак, Красноперекопск и Симферополь.

Задачи:

1. Изучить антропометрические (рост, масса тела, окружность груди) показатели детей в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, с разделением в зависимости от пола.

2. Определить функциональную активность внешнего дыхания путем спирометрии у детей, проживающих в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, с разделением в зависимости от пола.

3. Измерить силу сокращения мышц правой и левой руки посредством динамометрии у детей, проживающих в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, с разделением в зависимости от пола.

Материалы и методы исследования

В соответствии с задачами исследования нами определялись основные антропометрические (рост и масса тела), а также функциональные показатели (динамометрия правой и левой руки, спирометрия) школьников трех городов Крыма в 2017 г.

Результаты обрабатывались статистически при помощи компьютерного пакета Statistica v.6 для Windows, где определялись основные статистические характеристики: средняя арифметическая величина (М), ошибка средней арифметической (м), стандартное отклонение от средней арифметической (δ).

При сравнении статистических совокупностей использовали параметрические методы. Для выявления достоверности между результатами в параметрах детей г. Симферополя и г. Красноперекопска и сравнении их с показателями г. Судака использовался расчет критерия t-Стьюдента для средних величин и значения вероятности (Р).

В соответствии с задачами исследования было обследовано 500 подростков (12–14 лет) 1 группы здоровья, проживающих в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, в частности в городах Судак, Красноперекопск и Симферополь.

Протокол исследования одобрен локальным этическим комитетом, вся информация, полученная от респондентов, использована только в научных целях, после предварительного получения информированного добровольного согласия.

Результаты исследования и их обсуждение

Данных о физическом развитии детей, растущих в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, очень мало, также недостаточно работ, где задокументировано влияние условий окружающей среды.

Таблица 1

Антропометрические и физиометрические показатели девочек различных городов Крыма

показатель

Возраст

г. Красноперекопск

г. Симферополь

г. Судак

Рост

12 лет

143,9 ± 1,3*

149,9 ± 1,2*

153,4 ± 0,9

 

13 лет

147,1 ± 1,8*

153,4 ± 1,1*

156,8 ± 0,8

 

14 лет

156,0 ± 1,6*

160,8 ± 1,2

162,3 ± 0,9

Масса тела

12 лет

37,8 ± 1,2

36,9 ± 1,4

38,1 ± 0,8

 

13 лет

43,9 ± 0,8

44,0 ± 0,9

45,1 ± 1,1

 

14 лет

45,2 ± 1,1*

48,2 ± 0,9

50,9 ± 1,1

Окружность груди

12 лет

70,8 ± 1,1

70,9 ± 0,8

71,8 ± 1,0

 

13 лет

71,5 ± 0,9*

74,2 ± 0,7

75,8 ± 0,9

 

14 лет

73,8 ± 0,8*

77,6 ± 0,6

78,9 ± 0,8

Спирометрия

12 лет

1,88 ± 0,04

1,90 ± 0,04

1,98 ± 0,03

 

13 лет

2,01 ± 0,06

2,00 ± 0,06

2,04 ± 0,05

 

14 лет

2,10 ± 0,04*

2,21 ± 0,04

2,30 ± 0,04

Динамометрия правой руки

12 лет

13,8 ± 0,8

13,9 ± 0,5

14,1 ± 0,2

 

13 лет

15,0 ± 0,4

15,1 ± 0,4

15,2 ± 0,3

 

14 лет

16,4 ± 0,3

16,2 ± 0,3

16,2 ± 0,4

Динамометрия левой руки

12 лет

13,2 ± 0,5

12,9 ± 0,6

13,4 ± 0,4

 

13 лет

14,0 ± 0,5

14,1 ± 0,4

14,2 ± 0,3

 

14 лет

15,3 ± 0,7

15,2 ± 0,6

15,8 ± 0,5

Примечание. *Статистически достоверные различия по сравнению с показателями детей г. Судака.

Таблица 2

Антропометрические и физиометрические показатели мальчиков различных городов Крыма

показатель

Возраст

г. Красноперекопск

г. Симферополь

г. Судак

Рост

12 лет

144,5 ± 0,9*

148,4 ± 1,2

149,2 ± 0,8

 

13 лет

148,2 ± 0,7*

152,5 ± 0,8

154,4 ± 0,9

 

14 лет

162,9 ± 1,2

165,8 ± 0,9

164,2 ± 0,7

Масса тела

12 лет

38,9 ± 1,3

39,7 ± 1,2

39,2 ± 0,8

 

13 лет

41,6 ± 0,9*

46,2 ± 1,3

45,2 ± 0,7

 

14 лет

42,5 ± 1,0*

48,4 ± 1,4

49,5 ± 1,1

Окружность груди

12 лет

73,4 ± 0,8

74,1 ± 0,8

73,2 ± 0,7

 

13 лет

76,8 ± 0,9

76,4 ± 0,9

75,9 ± 0,6

 

14 лет

79,9 ± 1,1

80,1 ± 1,0

79,8 ± 0,6

Спирометрия

12 лет

2,09 ± 0,04

2,05 ± 0,02

2,02 ± 0,09

 

13 лет

2,35 ± 0,07

2,30 ± 0,08

2,31 ± 0,07

 

14 лет

2,52 ± 0,09

2,58 ± 0,08

2,61 ± 0,07

Динамометрия правой руки

12 лет

18,9 ± 1,0

19,1 ± 0,9

19,2 ± 1,1

 

13 лет

22,5 ± 1,1

21,9 ± 0,8

22,0 ± 1,0

 

14 лет

28,2 ± 1,2

27,9 ± 1,0

29,0 ± 1,2

Динамометрия левой руки

12 лет

17,2 ± 1,2

17,8 ± 0,9

18,1 ± 0,7

 

13 лет

21,1 ± 0,9

21,5 ± 0,8

21,0 ± 1,0

 

14 лет

26,4 ± 1,1

26,0 ± 0,6

25,8 ± 1,2

Примечание. *Статистически достоверные различия по сравнению с показателями детей г. Судака.

У девочек г. Красноперекопска статистически достоверно более низкие показатели роста отмечены в 12, 13, 14 лет, массы тела – в 14 лет, окружности грудной клетки – в 13, 14 лет по сравнению с подростками г. Судака.

У симферопольских школьниц рост был статистически ниже в 12 и 13 лет, масса тела и окружность грудной клетки статистически недостоверно не отличались от показателей детей г. Судака.

У мальчиков г. Красноперекопска отмечались статистически достоверные более низкие показатели роста в 12 и 13 лет. К 14 и 15 годам рост школьников г. Красноперекопска и г. Судака сравнивался. Достоверные различия массы тела отмечены в 13 и 14 лет.

Во всех изученных антропометрических показателях школьников г. Симферополя и г. Судака достоверных изменений не отмечено.

Девочки г. Красноперекопска имели сниженные показатели спирометрии в 14 лет, остальные показатели не отличались от данных сверстниц г. Судака.

У девочек г. Симферополя все исследованные показатели достоверно не отличались от показателей школьниц г. Судака.

У мальчиков всех изученных городов Крыма статистически достоверных изменений в спирометрии, динамометрии правой и левой кисти не отмечено.

Выводы

Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить:

1. Рост и развитие подростков, проживающих в Республике Крым, протекают неодинаково в различных субъектах. Согласно имеющимся фактическим данным, наличие и воздействие химических и экологических загрязнителей связано с ростом, особенно с ростом детей и подростков.

2. Наиболее выраженные изменения отмечаются в антропометрических показателях, особенно в росте, в 13, 14 лет.

3. Неодинаковость роста и развития детей в разных крымских районах необходимо учитывать при составлении и использовании стандартов физического развития и проведении занятий физкультурой.

4. Наиболее чувствительными к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды являются показатели физического развития девочек 12–14 лет, что демонстрирует целесообразность проведения дальнейших исследований именно в данной возрастно-половой группе.

5. Необходима разработка современных стандартов физического развития детей в виде центильных рядов, таблиц сигмальных отклонений и шкал регрессии для детей различного пола и возраста. Целесообразно продолжение исследования различных показателей физического развития у детей и подростков сельских районов и городов Крыма.

6. Таким образом, мы призываем к разработке целостного, междисциплинарного и многоуровневого подхода, основанного на биоэкологической модели, к исследованию воздействия среды на физическое развитие детей и подростков. Такой подход позволит нам более эффективно рассмотреть влияние физической среды на физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей, живущих в разных регионах.

7. Разработка мер по улучшению экологической среды, в которой находятся дети, является важной задачей для педиатрической службы и общественного здравоохранения.

8. Необходимы комплексные профилактические программы, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды и защиту здоровья детей.


Библиографическая ссылка

Быкова Н.Л., Геращенко Э.Ф., Неуймина Г.И. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ПО ЗАГРЯЗНЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2020. – № 4. – С. 12-16;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1121 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674