Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

Кривошеева Т.В. 1
1 Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское»
В статье представлена организация психологической помощи в сложном процессе реабилитации психически больных. Подробно описаны направления реабилитационного процесса на промере крупного психиатрического учреждения Ивановской области – ОБУЗ ОКПБ «Богородское». Изложены комплексные программы реабилитации с выделением адресных групп пациентов, методы психокоррекционного воздействия применяемые в психиатрическом реабилитационном отделении. Детально представлены психокоррекционные задачи и методики, которые используются психологами по программам – «Клиника первого эпизода», «Школа молодого умельца программы реабилитации для молодых инвалидов, для пограничных детско–подростковых расстройств, для больных геронтологического профиля, для пациентов группы активного динамического наблюдения, а также для пациентов, совершивших суицидальную попытку. Сделан акцент на том, что применение разного вида психокоррекционных подходов увеличивает эффективность проводимых реабилитационных мероприятий, а также значительно улучшает качество психологической работы.
реабилитация
психологическая помощь
психически больные.
1. Антохин Е.Ю., Будза В.Г., Горбунова М.В., Крюкова Е.М., Кустова Ю.А., Моисеев С.В. Копинг-поведение у больных шизофренией с первым психотическим эпизодом и его динамика в процессе психообразования // Социальная и клиническая психиатрия. – 2008. – Т. 18, № 3. – С. 5-12.
2. Вид В.Д. Психотерапия шизофрении. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001.
3. Блейхер В.М., Крук В.М., Боков С.Н. Клиническая патопсихологоя: руководство для врачей и клинических психологов / Московский психолого-социальный институт. – Москва-Воронеж, 2002.
4. Гажа А.К., Струкова Е.Ю., Османов Э.М., Тулупова О.В. К вопросу о психосоциальной реабилитации психически больных // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2015. – Т. 20, № 4. – С. 802-804.
5. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных // Российский психиатрический журнал. – 2006. – № 2. – С. 61-64.
6. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Папсуев О.О. Концепция психосоциальной и когнитивной терапии и реабилитации психически больных. В книге: Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы. XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием / под общ. ред. Н.Г. Незнанова. 2015. – С. 755-756.
7. Друзь В.Ф. Некоторые клинические и социально-психологические аспекты реабилитации одиноких психически больных в позднем возрасте // Неврологический вестник: журнал им. В.М. Бехтерева. – 1994. – Т. XXVI, № 3-4. – С. 41-44.
8. Калинина Е.В., Волошина Е.В. Участие медсестры в реабилитации психически больных // Медицинская сестра. – 2007. – № 1. – С. 13-15.
9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник. – СПб.: Питер, 2002.
10. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация общение познание. – М., 1991.
11. Кузина И.Ф., Кретинина О.Н., Гайворонская Е.Б. Концепция системного подхода в психологической реабилитации психически больных // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2011. – № 44. – С. 117-123.
12. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2007.
13. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. «Мед. Пресс-Информ». – М., 2002.
14. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.
15. Петрова Н.Н., Серазетдинова Л.Г., Малеванная О.В. Реабилитация психически больных в амбулаторной психиатрической практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. – 2007. – № 2. – С. 58-62.
16. Полищук Ю.И. Гуманитарные основы психосоциальной терпи и реабилитации психически больных // Современная терапия психических расстройств. – 2008. – № 3. – С. 31-33.
17. Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных: практическое руководство: коллективная монография / под ред. проф. И.Я. Гуровича и проф. А.Б. Шмуклера. – М., 2015.

Реабилитационный процесс в оказании психиатрической помощи важен наряду с эффективными методами фармакотерапии. Главенствующая в настоящее время биопсихосоциальная парадигма оказания помощи ставит социореабилитацию в выгодные, по сравнению с прежними взглядами в психиатрии, условия. Однако и накладывает высокую ответственность на всех участников реабилитационного процесса.

Социореабилитация в привычном для психиатрической службы понимании невозможна без психологической помощи. В связи с этим в современном Порядке оказания психиатрической помощи, принятом Минздравом в Российской Федерации в 2012 году, психологическая составляющая просматривается во всех штатах как лечебных, так и реабилитационных структур психиатрических учреждений.

В общую структуру ОБУЗ ОКПБ «Богородское», оказывающей квалифицированную помощь в области психического здоровья, входит Психиатрическое реабилитационное отделение с трудовыми процессами, которое, во взаимодействиями с другими подразделениями больницы, активно участвует в лечебном процессе.

Реабилитационный процесс с конкретными больными строится в соответствии с разработанными администрацией ОБУЗ ОКПБ «Богородское» комплексных программ реабилитации для различных групп пациентов:

1. «Клиника первого эпизода» (Шизофрения, впервые заболевшие пациенты, 1,2,3 поступление).

2. Программа реабилитации для молодых инвалидов (пациенты, впервые вышедшие на инвалидность). Молодые инвалиды, страдающие Шизофренией.

3. «Школа молодого умельца» (молодые пациенты с когнитивным дефектом).

4. Программа реабилитации для пограничных детско–подростковых расстройств (пациенты детско-подросткового возраста с поведенческими, неврозоподобными расстройствами).

5. Программа реабилитации для больных геронтологического профиля (пациенты пожилого профиля).

6. Программа реабилитации для группы Активного Динамического Наблюдения (пациенты, проходящие принудительное лечение в стационаре и, состоящие на учете в диспансерном отделении в группе АДН с риском антисоциального поведения).

7. Программа реабилитации для пациентов совершивших суицидальную попытку.

Одним из эффективных средств реабилитационного процесса, используемых практически во всех комплексных программах является метод психологической коррекции.

Методы психокоррекционной работы назначаются врачом психиатром индивидуально, для каждого пациента, с учетом его психологических и нозологических особенностей.

Коррекционная работа строится по-этапно:

1 этап: адаптационный. На этом этапе врач назначает реабилитационную программу. Психолог проводит консультирование пациента и при необходимости диагностику. Также, на этом этапе, проводятся методики эмоциональной коррекции.

2 этап: интенсивных реабилитационных мероприятий.

3 этап: стабилизация достигнутого эффекта.

На 2 и 3 этапе проводятся основные психокоррекционные мероприятия: различные виды групповой и индивидуальной работы.

4 этап подготовки к выписке. На этом этапе психолог с психотерапевтом проводят индивидуальные поддерживающие беседы.

Работа отделения строится по бригадному принципу с привлечением специалистов разного профиля: психиатр, психотерапевт, психолог, культорганизатор, соц. работник, инструктор ЛФК, медссестра, инструктор по трудотерапии.

Психологическая коррекция, в основном, направлена на профилактику дефекта, рецидивов заболевания, ипохондрической фиксации, госпитализма, инвалидности, коррекцию личностных нарушений стимулирующих развитие психических заболеваний, коррекцию агрессивного и антисоциального поведения.

Работа строится по принципу формирования у больного положительной эмоциональной настроенности и активной сознательной установки на лечение и реабилитационный процесс. Больной становится участником реабилитационного процесса наделенным своими правами и обязанностями.

Результатами коррекционной работы являются реадаптация пациента к условиям социума на возможном для него уровне, увеличение сроков ремиссии. Также пациенты мотивируются к посещению длительно существующих групп амбулаторных пациентов (театральная студия «СТИМУЛ», «ШКОЛА МОЛОДОГО УМЕЛЬЦА»).

Психокоррекционные мероприятия проводятся на фоне активной биологической терапии, проводимой в отделениях стационара и диспансерного отделения, в активном сотрудничестве с лечащим врачом.

Методы психокоррекционного воздействия применяемые в ПРО

1. Релаксационные.

Релаксационные методы направлены на коррекцию эмоциональной сферы, снижению тревожности, способствуют расслаблению и положительному фону настроения, что влияет на адаптацию к условиям ПРО и мотивацию к прохождению реабилитационных мероприятий.

- Музыкотерапия;

- СОТ;

- Медитации визуализации.

2. Психообразовательная группа.

Проводится с целью стимуляции активной позиции пациента в адаптации к психическому заболеванию и его последствиям, формирование ответственности за свое социальное поведение и выработка адекватной стратегии на выздоровление, восстановление нарушенных из за психического заболевания соц. контактов и повышение социальной компетентности.

3. Групповая психологическая коррекция.

Групповая психологическая коррекция – метод коммуникативного взаимодействия, направленный, в нашем варианте, на выявление и выведение на осознаваемый уровень подсознательных программ поведения пациента приводящих к личностным проблемам, ставящим человека за грань психических нарушений и, соответственно, коррекция нарушенного поведения при помощи психологических приемов, а так же решение проблем межличностного взаимодействия.

Коммуникативные тренинги:

- Когнитивно-поведенческий тренинг;

- Тренинг «Общение»;

- Тренинг «Доверия»;

- Игровой тренинг.

Арттреапия.

Телесноориентированные группы.

Пластический тренинг.

Тренинг коррекции суицидального поведения.

Тренинг коррекции нейрокогнитивного дефицита и проблем общения.

4. Индивидуальная психологическая коррекция.

Метод индивидуального взаимодействия направленный

- эмоционально-рациональная;

- поведенческая;

- поддерживающая.

Направления для реализации целей психокоррекционного воздействия

Для реализации целей психокоррекционного воздействия мы используем направления:

1. Телесно-ориентированная терапия – выход на психологические проблемы пациента через работу с телом, применяя различные техники, направленные на восстановление пластики, координации движений, снятие мышечных зажимов, формирующих характерный мышечный панцирь, на обучение телесному контакту и на двигательное самовыражение.

2. Арттерапия – направление в психотерапии, использующее в качестве основных терапевтических средств как творческий процесс, в котором находится пациент, так и его результаты: рисунки, стихи и т.п., позволяющее выразить, заново пережить и разрешить внутренние конфликты, а так же способствующее развитию личности и обогащению ее индивидуального опыта.

3. Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет пациентам увидеть и осознать свой скрытый внутренний мир, строить особые уровни взаимодействия с другими людьми.

4. Символдрама – метод коррекции нарушений с помощью визуализации образов, посредством активного воображения.

5. Музыкотерапия – невербальный способ эмоциональных преобразований с помощью музыкальных произведений, направленный на формирование устойчивого ровного фона настроения.

6. Суггестивно-образная терапия – синтетический сплав отдельных подходов и технологий ряда психотерапевтических методов: психосинтеза, позитивной психотерапии, гипнотических приемов, позволяющих пациенту по-новому оценить свою жизнь, принять себя таким, как есть, и построить новую программу поведения.

7. Пластический тренинг проводится с целью двигательной коррекции (пластика, координация), работа с иллюзиями, фантазиями, восстановление активности, пробуждение эстетического чувства, спонтанного самовыражения, эмоциональной коррекции и организации психической активности.

8. Поведенческая психотерапия проводится с целью коррекции неэффективного поведения, профилактики агрессивного и антисоциального.

9. Эмоционально-рациональная коррекция – выведение на осознаваемый уровень неконструктивных стереотипов мышления.

10. Поддерживающая коррекция – эмоциональная и когнитивная поддержка.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе «Клиника первого эпизода»

Психокоррекционные задачи:

1. Помочь пациенту в формировании инсайта на заболевание.

2. Обучить больного распознавать первые признаки рецидива, служащих сигналом для обращения к врачу.

3. Поставить биологическую терапию в контекст жизни больного, помочь ему осознать важность сотрудничества с лечащим врачом.

4. Менять представления больного о собственной роли в лечении, чтобы повысить контроль над ситуацией и расширить его возможности.

5. Коррекция искажений видения ситуации больным.

6. Улучшение социальной перцепции.

7. Формулирование проблем межличностных взаимоотношений, ранжирование их приоритетности.

8. Мотивирование на поэтапность и последовательность решения проблем.

9. Объяснение происхождения и механизмов формирования проблем.

10. Формулирование альтернативных вариантов поведения, способов решения проблем, прогнозирование возможных последствий.

11. Научение методам работы со стрессом.

12. Эмоциональное подкрепление достигнутого успеха.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для молодых инвалидов

Психокоррекционные задачи:

1. Дезактуализация психотических переживаний.

2. Смягчение реакций пациентов на ситуации связанные с болезнью и лечением.

3. Восстановление критического отношения к болезни.

4. Восстановление мотивации на лечение и сотрудничество с лечащим врачом.

5. Социальная активация.

6. Профилактика тенденций к аутизации.

7. Профилактика явлений госпитализма.

8. Научение методам работы со стрессом.

В ПРО с трудовыми процессами проводится несколько видов психокоррекционной работы для пациентов, страдающих шизофренией. Коррекционные мероприятие идентичны для обеих групп. Отличие в интенсивности и времени воздействия.

1) психообразовательная группа;

2) методы эмоциональной коррекции (музыкотерапия, СОТ, медитация визуализация);

3) комплексная программа коррекции нейрокогнитивного дефицита и проблем общения;

4) группа тренинга социальных навыков;

5) коммуникативные группы (тренинг «Доверие», Пластический тренинг, Арттерапия, ТОПТ);

6) Тренинг коррекции нейрокогнитивного дуфицита и проблем в общении;

7) индивидуальная коррекция (эиоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для группы Активного Динамического Наблюдения

Психокоррекционные задачи:

1. Коррекция и профилактика агрессивного и антисоциального поведения.

2. Коррекция нарушений по нозологии.

3. Корекция личностных структур, влияющих на девиантное поведение.

Психокоррекционные мероприятия:

1. Музыкотерапия, СОТ.

2. Медитация визуализация (Символдрамма, Прогулки в воображении).

3. Коммуникативные группы (Когнитивно-поведенческий, тренинг «Общение», тренинг «Доверия», Арттерапия).

4. Индивидуальная коррекция (поведенческая, эмоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе «Школа молодого умельца»

Психокоррекционные задачи:

1. Эмоциональная поддержка.

2. Поведенческая коррекция.

3. Мотивация к посещению ПРО и театральной студии.

Психокоррекционные мероприятия:

1. Индивидуальная поддерживающая психологическая коррекция.

2. Индивидуальная поведенческая коррекция.

3. Игровая групповая коррекция.

4. Беседы, направленные на повышение мотивации к посещению театральной студии.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пограничных детско-подростковых расстройств

Психокоррекционные задачи:

1. Выявление заостренных черт личности и дезадаптивных формы психологических защит.

2. Выведение на осознаваемый уровень особенности личности, мешающие адаптации в социуме.

3. Коррекция неадекватной самооценки и уровня притязаний.

4. Коррекция ошибок поведения.

5. Выработка толерантности к себе и окружающим.

6. Актуализация ресурсных областей личности.

Психокоррекционные мероприятия:

1. Музыкотерапия, СОТ.

2. Медитация визуализация (Символдрамма, Прогулки в воображении).

3. Коммуникативные группы (Когнитивно-поведенческий, тренинг «Общение», тренинг «Доверия», Арттерапия, ТОПТ, Игровой тренинг, Пластический тренинг).

4. Индивидуальная коррекция (поведенческая, эмоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пациентов, совершивших суицидальную попытку

Психокоррекционные задачи:

1. Создание доверительных отношений, мотивация к реабилитационным мероприятиям.

2. Профилактика обострений психического растройства.

3. Изменение системы ценностей суицидента.

4. Усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой.

5. Самоактуализация образа «Я».

6. Выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующей ситуации.

7. Профилактика стрессов. Научение методам работы со стрессом.

8. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности.

9. Формирование системы компенсаторных механизмов.

10. Достижение устойчивости в эмоционально-волевой сфере, адаптация к факторам среды, провоцирующим суицидальное поведение.

Психокоррекционные мероприятия:

1. Релаксационные методы (Музыкотерапия, СОТ, медитация-визуализация (Символдрама, прогулки в воображении).

2. Тренинг коррекции суицидального поведения.

3. Коммуникативные группы (тренинг «Доверие», Пластический тренинг, Арттерапия, ТОПТ).

4. Индивидуальная психологическая коррекция (эмоционально-рациональная, поддерживаюшая, поведенческая).

5. Психообразовательная группа, по необходимости.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пациентов геронтологического профиля

Психокоррекционные задачи:

1. Эмоциональная коррекция нарушений, в рамках психических и физических возможностей.

2. Поддерживающая коррекция.

3. Коррекция нозологических нарушений.

Психокоррекционные мероприятия:

1. Музыкотерапия.

2. СОТ

3. Медитация визуализация (прогулки в воображении).

4. Индивидуальная поддерживающая коррекция.

5. Психообразование по необходимости.

Заключение

В процессе психокоррекционной работы заметно улучшаются адаптация пациентов перенесших психотическое состояние и их коммуникативные навыки, корректируются личностные особенности (в том числе и антисоциальные тенденции) пациентов находящихся на принудительном лечении (с дефектами поведения), а также увеличивается мотивация к деятельности, которая, в процессе работы, становится более эффективной. Применение разного вида психокоррекционных подходов, дает возможность привлечения к реабилитационному процессу большего числа пациентов, что увеличивает эффективность проводимых реабилитационных мероприятий, а также значительно улучшает качество проводимой работы.


Библиографическая ссылка

Кривошеева Т.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3. – С. 71-75;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=888 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674