В современном здравоохранении происходит становление новой системы последипломного образования, ориентированной на проблемно-ориентированное обучение, при которой у медицинского работника формируются и совершенствуются знания, умения, навыки с глубоким, активным освоением реальных жизненных ситуаций при максимальном использовании доказательно обоснованных информационных ресурсов.
Цель работы: определение функции персонифицированного подхода в последипломном образовании специалистов со средним медицинским образованием.
В основе реализации образовательного процесса, с целью усвоения знаний и овладения способами этого усвоения, развития познавательных потребностей и творческого потенциала обучающихся, заключен системно-деятельный подход, обеспечивающий:
– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– проектирование социальной среды обучающихся в учебном процессе;
– активную учебно-познавательную деятельность;
– построение образовательного процесса с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1].
Для достижения уровня готовности к учебной деятельности определенного содержания и сложности, развития мотивации слушателей, необходимо контролировать организацию, содержание и условия образовательного процесса, результаты деятельности, а также применять современные разработки, базирующиеся на информационных и педагогических технологиях с построением индивидуальных образовательных программ и траекторий. Организация эффективного обучения предполагает соблюдение ряда принципов: проблемности, личностного взаимодействия, самообучения. Поставленные задачи предполагают применение инновационных подходов в последипломном профессиональном обучении медицинских работников.
Инновационный подход в процессе обучения предполагает оперативное реагирование на запросы практического здравоохранения в формировании новых и развитии имеющихся компетенций медицинских работников в связи с интенсивным развитием науки, реализующийся через расширение спектра программ повышения квалификации. С целью максимального отражения интересов заказчиков образовательных услуг, структура дополнительных профессиональных программ может опираться на модульно-компетентностный подход с применением практико-ориентированного обучения. Немаловажным направлением инновационной деятельности является внедрение современных методов и форм обучения, обеспечение совершенствования профессиональных компетенций, основанных на развитии познавательной деятельности обучающихся, их активном вовлечении в учебный процесс, с целью обеспечения качественной и безопасной деятельности в рамках своей специальности.
Используя личностные качества, медицинский работник способен преобразовать и мобилизовать знания, умения и опыт в конкретный результат, который определяет его компетенцию, для выполнения трудовых обязательств на высоком уровне. Компетенция рассматривается как комплекс взаимосвязанных свойств личности: знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Область компетенций может объективно расширяться, если у медицинского работника есть профессиональный рост, и может оставаться без изменений, если специалист не ориентирован на более высокие результаты своего труда.
Критериями качества профессиональной компетенции являются общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитетность, социально-трудовой статус в конкретной деятельности.
В совершенствовании компетенции ключевое место занимает сила и уверенность, самостоятельность, опирающиеся на чувства собственной успешности. Успешность предусматривает достижение хороших результатов в деятельности, основополагаясь на способности, знания, умения и навыки, выражаясь в освоении функциональных обязанностей, формировании деловых связей с коллегами, в организации эффективной стратегии профессиональной карьеры [2].
Поскольку успешность и эффективность выполнения трудовых обязанностей определяется совокупностью личностных особенностей медицинского работника, то для совершенствования профессиональных компетенций, в инновационной парадигме образования, с использованием эмоционально-ценностного подхода, необходимо развивать личностные качества:
– когнитивные – умение спрашивать, устанавливать причины явлений, обозначать свое непонимание вопроса;
– креативные – вдохновленность, свобода мыслей, чувств, критичность, наличие собственного мнения;
– методологические – способность поставить цель и ее достижение, рефлексивное мышление, самооценка;
– коммуникативные – умение взаимодействовать с другими людьми; навык отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, использовать телекоммуникационные технологии;
– мировоззренческие – способность к самопознанию и самодвижению; патриотические качества личности.
С целью создания надежного механизма развития системы последипломного обучения, способствующей постоянному совершенствованию наращивания знаний и умений, необходимо образовательный процесс адаптировать к производственным условиям трудовой деятельности с использованием инновационных подходов для достижения социально полноценного продукта на всех этапах образовательного процесса, которым является специалист, обладающий определенным уровнем компетенций, подтвержденных соответствующими квалификационными документами.
Уникальностью инновационного обучения медицинских сестер по дополнительным профессиональным программам является формирование современного типа специалиста, способного принимать решения в нестандартных ситуациях, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в профессиональной деятельности, используя системный, комплексный подход к современной инфраструктуре обучения, включающий информационный, технологический, организационный и коммуникационный компоненты.
Фундаментальным составляющим нового подхода к учебному процессу является профессиональное становление посредством осознанного управления своим развитием через персонифицированный подход.
Источниками, предопределяющими необходимость использования персонифицированного подхода в дополнительном профессиональном образовании, являются:
– развитие информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
– рост конкуренции на рынке образовательных услуг;
– предоставление образовательным учреждениям свободы в выборе при определении содержательно-технологического базиса реализуемых программ;
– стремление специалиста со средним медицинским образованием к профессионально-личностному росту;
– изменение места и роли личности взрослого обучающегося в системе последипломного образования.
Персонифицированный подход в последипломном образовании рассматривается как самоорганизующаяся, сложная, открытая, многоуровневая система, самостоятельно инициирующая новые формы организации собственного профессионального поведения и личностного роста, «…Понятие «персонификация» (от лат. persona – лицо, личность и facere – делать) обозначает деятельность самой личности…» [3, с. 48].
В результате реализации данного подхода, в соответствии с индивидуальными возможностями, медицинскому работнику предоставляется право:
– выбора варианта дополнительных профессиональных программ или их вариативных модулей;
– выбора индивидуальных маршрутов и траектории освоения материала, предпочитаемых видов образовательных услуг;
– осуществлять обучение по индивидуальным учебным планам в соответствии с собственными возможностями и ограничениями, динамикой потребностей, карьерными ожиданиями и перспективами, с учетом внутренних ресурсов;
– разрабатывать перспективные проекты профессионально-личностного роста.
Обоснование необходимости использования персонифицированного подхода в последипломном образовании медицинских сестер формируется на основе деятельности:
– диагностико-прогностической: развитие профессионального потенциала медицинского работника;
– адаптивно-средовой: подготовка специалиста в условиях изменений профессиональной ситуации;
– конструктивно-преобразовательной: повышение конкурентоспособности;
– профессионально-специализирующей: выработка у обучающихся специальных компетенций;
– рефлексивно-компенсаторной: расширение возможностей для профессионального успеха;
– креативно-развивающей: развитие творческого потенциала;
– аксиологической: пособничество формированию профессиональных ценностей;
– профилактической: предупреждение профессиональной деформации личности медицинской сестры.
Использование способа реализации образовательного процесса, в котором слушатель выступает субъектом учебной деятельности, является ответом на требования времени, связанные с совершенствованием рынка профессионально-образовательных услуг. Данный способ может быть востребован практикующими специалистами с целью профессионального развития, смены профессиональной деятельности.
В системе последипломного образования, персонифицированный подход является неотъемлемой составляющей общего научно-методического обеспечения целостного образовательного процесса, ориентированный на формирование высокого уровня профессиональной компетенции и продуктивной модели карьерного роста, опирающийся на внутренние ресурсы личности взрослого обучающегося.
Использование целенаправленного подхода в совершенствовании профессиональной компетенции специалиста со средним медицинским образованием сопряжено с применением гибких организационных форм обучения, учетом профессиональных и личностных потребностей обучающегося, выстраиванием стратегии профессиональной деятельности [4]. С учетом вышеизложенного, для организации образовательного процесса необходимо:
– заинтересовать слушателей;
– использовать в учебном процессе имеющийся опыт обучающихся в практическом здравоохранении;
– объяснить необходимость применения полученных знаний на рабочем месте;
– выстроить занятия грамотно с формулированием целей и задач;
– применять различные формы организации обучения.
Для реализации нового подхода в учебном процессе используется совокупность приемов и способов, которые стимулируют интерес слушателей к изучаемому предмету, в процессе чего происходит формирование знаний в результате собственной деятельности, усиливающие совершенствование профессиональных компетенций обучающихся.
Организация деятельности обучающихся, нацеленная на приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, формирование внутренней культуры и развитие личности, базируется на принципах:
– деятельности – обучающиеся самостоятельно добывают информацию;
– системности – преподаватель использует межпредметные связи для раскрытия учебного материала;
– творчества – получение опыта от собственной деятельности.
С целью использования адекватных действий медицинских работников в различных ситуациях профессиональной деятельности, персонифицированный подход через совокупность определения целей образования, содержания образовательного процесса, организации и оценки образовательных результатов, педалирует на результаты обучения. Данный подход формирует комплекс компетенций, основываясь на знания, умения, навыки и личностные качества, которыми должен обладать медицинский работник [5].
Формирование и совершенствование профессиональной компетенции, в рамках реализации дополнительного профессионального образования, должно учитывать постоянно меняющиеся потребности практического здравоохранения, одновременно гарантировав высокое качество оказания медицинской помощи населению.
Показателями степени реализации достижения запланированных результатов, при использовании целенаправленного подхода, в системе последипломного образования, являются:
– повышение конкурентоспособности медицинской сестры на современном рынке труда;
– приобретение необходимых знаний и опыта, развитие соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь формируют профессиональные компетенции специалиста;
– повышение степени удовлетворенности профессиональной деятельностью;
– развитие высокого уровня обобщенных профессиональных знаний, с целью оперативного отбора и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий на рабочем месте;
– формирование культуры самообразования;
– развитие творческого потенциала медицинской сестры;
– совершенствование умений и навыков профессионального взаимодействия;
– снижение уровня профессиональной деформации личности;
– повышение удовлетворенности работодателей качеством профессиональной подготовки слушателей;
– совершенствование содержания дополнительных профессиональных программ для специалистов сестринского дела различного профиля;
– повышение поисково-исследовательской активности педагогического состава системы дополнительного профессионального образования в принципах практического обучения взрослых.
В системе последипломного образования медицинских работников решающее значение имеет контекстность, проблемность процесса обучения, диагностика и анализ профессиональных задач, соизмеряя их с профессиональным требованиями, эталонным характеристикам, представленными в стандарте, а также ожиданиями потребителей медицинских услуг, относительно уровня профессиональной компетенции. Следствием этого осуществляется выбор специалистом личностной стратегии и тактики в профессиональной деятельности, определение направления для самосовершенствования и самореализации в профессиональной деятельности.
Заключение
В структуре повышения квалификации, персонифицированный подход является долгосрочным инструментом профессионального образования взрослых, способствующий стимулировать творческую деятельность медицинских сестер, ориентировать человеческие ресурсы на реализацию качественно оказанной лечебно-профилактической помощи.
Реализация персонифицированного подхода способствует устранению несоответствия уровня профессионализма среднего медицинского персонала, как комплекса профессиональных компетенций, выдвигаемых современным состоянием науки и потребностями общества. Ограниченный уровень профессиональной компетенции снижает эффективность услуг, предоставляемых специалистами среднего звена, в структуре службы здравоохранения. Следовательно, особое значение приобретает использование персонифицированного подхода в дополнительном профессиональном образовании с целью преодоления профессиональных затруднений.