Scientific journal
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

OSTEOPATHY. KNOWLEDGE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Potekhina E.S. 1 Galay S.R. 1 Galay V.N. 2 Galay R.P. 2
1 Pacific State Medical University of the The Ministry of Health of the Russian Federatio
2 Clinic of functional medicine «Manus»
At the beginning of 1990s a new field of medicine – osteopathy appeared in Russia. It officially became a medical specialty in our country in 2013. However, hot discussions between its supporters and opponents have not subsided until now. The aim of this study is to identify the awareness and attitude of medical students to osteopathy as a field of clinical medicine. An anonymous survey was conducted among students of the 1st and 2nd courses of the Medical, Preventive, Pediatric, Pharmaceutical and Dental Faculties of the Pacific State Medical University of the Health Ministry of Russian Federation, Vladivostok in November, 2020. 241 students aged 17-24 years participated in this research. Statistical analysis of the data formed the basis for processing the results of the study. It showed that the majority of primary school students have a poor knowledge of the role of osteopathy, the duties and qualities of an osteopathic doctor. 54 % of respondents considered osteopathy as manual therapy, 20 % believe that it is traumatology, 14 % – rehabilitation, 7 % – neurology, 5 % – surgery. However, there is an interest to this area of medicine and a desire to get this profession in the future among the respondents.
osteopathy
diagnosis
prevention
rehabilitation
field of medicine

В последние годы в России и в мире набирает все большую популярность такое направление восстановительной медицины, как остеопатия. Остеопатия – это область клинической медицины, включающая оказание медицинской помощи пациентам с соматическими дисфункциями на этапах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, основанная на анатомо-функциональном единстве тела и использующая мануальные методы, восстанавливающие способности организма к самокоррекции [1].

Современная остеопатия появилась около полутора столетий назад, во второй половине XIX в. в США. В 1991 г. в Санкт-Петербург приехала выдающейся американский остеопат Виола М. Фрайман, и с момента ее приезда начинается отчет истории остеопатии в России. В 1994 г. в Санкт-Петербурге появилась первая негосударственная остеопатическая школа «Русская Высшая Школа Остеопатической Медицины», а через 6 лет начала свою работу первая государственная школа остеопатии в России [1].

В начале нового столетия в России интерес к остеопатии как к медицинской науке начинает набирать обороты. Выходит ряд приказов, постановлений, методических рекомендаций, согласно которым остеопатия признается медицинской специальностью. В 2003 г. остеопатия в России была признана в качестве диагностического и лечебного метода и Минздрав утвердил методические рекомендации по остеопатии [2].

В 2013 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ, согласно которому «Остеопатия» включена в список специальностей подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры [3]. В 2015 г. утверждены программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по остеопатии [4]. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1327 от 08.12.2016 г. остеопатия была внесена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию [5]. В 2017 г. Министерство образования и науки РФ утвердило введение в медвузах специалитета по остеопатии. Таким образом, остеопатия вошла в список базовых медицинских специальностей наряду с лечебным делом, педиатрией и стоматологией [6].

16 сентября 2020 г. вышел приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 1187 об утверждении ФГОС ВО – специалитета по специальности «Остеопатия» [7].

Цель исследования: выявить осведомленность и отношение студентов-медиков к остеопатии как к области клинической медицины.

Материалы и методы исследования

В ноябре 2020 г. проведен анализ результатов анонимного анкетирования среди 241 студента 1-го и 2-го курсов лечебного, медико-профилактического, педиатрического, фармацевтического и стоматологического факультетов ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Владивостока (ТГМУ). Для проведения опроса была разработана анкета, включающая 12 вопросов по теме исследования.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов описательной статистики с помощью компьютерной программы «Statistica 10.0» и пакета программ Microsoft Office.

Результаты исследования и их обсуждение

Более половины опрошенных (65 %) – это студенты 18 лет. Процентное соотношение юношей и девушек составило 22 % и 78 % соответственно. Почти половина студентов (48 %) начальных курсов (в нашем исследовании это обучающиеся 1-го и 2-го курсов ТГМУ), поступив в медицинский вуз, уже определились со своей будущей специализацией. На их выбор повлияли родственники/родители, не имеющие отношения к медицине (30 %); родственники/родители, связанные с медициной (30 %); друзья/знакомые (10 %), и 30 % опрошенных сделали сами свой выбор. 52 % респондентов еще не знают, какую специализацию выбрать в будущем. Было интересно узнать, что знают будущие врачи об остеопатии: чем занимается врач-остеопат, какие квалификационные навыки и умения должен иметь, а также может ли в дальнейшем студентов заинтересовать данная специализация, которая становится с каждым годом все более популярной.

На вопрос: «Вы знаете, что такое остеопатия?» большинство респондентов (77 %) дали положительный ответ, в то время как 23 % опрошенных ответили отрицательно. Интересно отметить, что 21 % опрошенных – это жители сельской местности, отдаленных районов Приморского края и других краев и областей. На вопрос: «Бывали ли вы на приеме у врача-остеопата?» 80 % респондентов ответили: «Нет», и только 20 % дали положительный ответ. 96 % опрошенных считают, что получение высшего медицинского образование важно для остеопата.

Было интересно узнать, к какому разделу медицины будущие врачи относят остеопатию. 54 % опрошенных отнесли ее к мануальной терапии, 20 % – к травматологии, 14 % – к реабилиталогии, 7 % – к неврологии, 5 % – к хирургии. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у сегодняшних студентов начальных курсов нет точной осведомленности в определении раздела медицины, к которому можно отнести остеопатию (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Ответы на вопрос: «К какому разделу медицины относится остеопатия (по вашему мнению)?»

missing image file

Рис. 2. Профессионализм – самое важное качество в работе остеопата (процентное соотношение мнений)

На вопрос: «Какими качествами должен обладать врач-остеопат? Отметьте цифрами в порядке важности (1 – самое важное, 2 – важное, 3 – главное, 4 – важное, но не главное, 5 – не очень важное, 6 – наименее важное, 7 – не важное)» были получены следующие результаты. Качество «сопереживание» большинство опрашиваемых отметили как «наименее важное» – 35 %, 24 % – «не очень важное», 23 % – «не важное», 8 % – «важное, но не главное», 6 % – «главное», а «важное» и «самое важное» отметили одинаково – по 2 %. Качество «наблюдательность» студенты отметили как «главное» и «важное, но не главное» практически идентично – 29 % и 30 % соответственно, 17 % – «не очень важное», 11 % – «важное», 9 % – «наименее важное», 3 % – «самое важное», 1 % – «не важное». Следующее качество – «умение слушать пациента (ощущать блокированные участки)» – 31 % участников анкетирования отметили как «важное, но не главное», 28 % – как «главное», 17 % – как «важное», 8 % – как «самое важное», 4 % – как «наименее важное», 1 % – как «не важное». Качество «умение не поддаваться плохому настроению во время лечения» 30 % студентов отметили как «наименее важное», 24 % – как «не очень важное», 15 % – как «главное», 14 % – как «важное, но не главное»; «не важное» и «самое важное» не отметил никто. Качество «умение и стремление найти исходную причину изменения состояния организма» практически половина (46 %) отметили как «важное», 19 % – как «самое важное», 14 % – как «главное», 8 % – как «важное, но не главное», 6 % – как «наименее важное», 5 % – как «не очень важное» и 2 % – как «не важное». Качество «хладнокровие» большинство (59 %) отметили как «не важное», тем самым поставив его на 7-е место. Последнее качество – «профессионализм» – 68 % респондентов отметили как «самое важное», 18 % – как «важное», 5 % – как «главное», все остальные категории – менее 5 %.

По результатам проведенного опроса можно распределить качества по следующим местам: 1-е место – «профессионализм», 2-е место – «умение и стремление найти исходную причину изменения состояния организма», 3-е место – «наблюдательность», 4-е место – «умение слушать пациента (ощущать блокированные участки)», 5-е место – «умение не поддаваться плохому настроению во время лечения», 6-е место – «сопереживание» и 7-е – «хладнокровие». 68 % опрошенных считают «профессионализм» самым важным качеством (рис. 2).

Такое качество, как «хладнокровие», оказалось не важным для 59 % респондентов, и около 10 % студентов включили его в категорию «самое важное/важное/главное/важное, но не главное». Это, в свою очередь, говорит о том, что врач любой специализации должен быть участливым и сопереживать проблемам пациентов (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Хладнокровие – не важное качество в работе остеопата (процентное соотношение мнений)

Вопрос: «Что, по вашему мнению, входит в обязанности врача-остеопата?» предполагал несколько вариантов ответа. Наибольшее количество респондентов (84 %) на первое место поставили «четкое представление механизма действия остеопатических техник и проявлений реакции на лечение». Примерно одинаковое количество опрошенных считают, что это – «лечение, выбор методов профилактики заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата – как врожденных, так и приобретенных» (80 %). «Мастерское владение техниками остеопатии и постоянное усовершенствование» (79 %), «объяснение пациенту на доступном языке механизма действия остеопатии» (78 %) и «определение показаний и противопоказаний к остеопатическому лечению» (76 %) являются следующими по значимости обязанностями врача-остеопата. 66 % обучающихся придерживаются мнения, что диагностика и лечение травм опорно-двигательного аппарата могут также являться обязанностью, и определяют этот вариант на 6-е место из предложенных 10 вариантов ответа. «Назначение и расшифровка необходимых диагностических исследований и лабораторных анализов» занимает 7-е место в списке обязанностей, такой вариант ответа выбрали 32 % анкетируемых. Ответы: «Проведение обследований в качестве врача-терапевта», «изменение плана лечения врача-терапевта по необходимости» и «проведение диспансерного наблюдения за больными» получили по 20 %, 18 % 15 % соответственно и заняли 8-е, 9-е и 10-е место. Также 1 опрошенным был предложен свой вариант ответа: «Повышение квалификации» (табл. 1).

Чтобы определить, знают ли студенты разницу между остеопатом и мануальным терапевтом, нужно было выбрать из предложенных вариантов ответов те, которые относятся к каждому из этих двух направлений. Ответы распределились примерно одинаково. Однако 61 % опрошенных считают, что остеопат «в основном использует техники, направленные на коррекцию или ликвидацию патологических проявлений, вызванных изменениями в позвоночнике, суставах, мышечном и связочном аппарате», в то время как 39 % студентов полагают, что это делает мануальный терапевт. По мнению 69 % респондентов, мануальный терапевт «помогает снять симптомы», а 31 % опрошенных относят этот вариант ответа к деятельности остеопата. Но следует обратить внимание на то, что 60 % респондентов считают, что остеопат «может помочь полностью устранить болезнь», и только 30 % думают, что это может сделать мануальный терапевт. Исходя из анализа данного вопроса можно сделать вывод, что студенты недостаточно хорошо ориентируются в деятельности врача-остеопата и мануального терапевта (табл. 2).

Таблица 1

Что входит в обязанности врача-остеопата?

Обязанности врача-остеопата

% ответов

1

Четкое представление механизма действия остеопатических техник и проявлений реакции на лечение

84 %

2

Лечение, выбор методов профилактики заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата – как врожденных, так и приобретенных

80 %

3

Мастерское владение техниками остеопатии и постоянное усовершенствование

79 %

4

Объяснение пациенту на доступном языке механизма действия остеопатии

78 %

5

Определение показаний и противопоказаний к остеопатическому лечению

76 %

6

Диагностика и лечения травм опорно-двигательного аппарата

66 %

7

Назначение и расшифровка необходимых диагностических исследований и лабораторных анализов

32 %

8

Проведение обследований в качестве врача-терапевта

20 %

9

Изменение плана лечения врача-терапевта по необходимости

18 %

10

Проведение диспансерного наблюдения за больными

15 %

Таблица 2

Какие различия существуют между остеопатом и мануальным терапевтом?

Варианты ответов

% ответов

Остеопат

Мануальный терапевт

1

Лечит весь организм

49 %

51 %

2

Действует местно

47 %

53 %

3

Подключает резервы организма

56 %

44 %

4

Механически восстанавливает неправильное взаиморасположение структур и только на конкретном участке

53 %

47 %

5

В основном использует техники, направленные на коррекцию или ликвидацию патологических проявлений, вызванных изменениями в позвоночнике, суставах, мышечном и связочном аппарате

61 %

39 %

6

В основном использует целостный поход в коррекции дисфункций всего организма

49 %

51 %

7

Может помочь полностью устранить болезнь

60 %

40 %

8

Помогает снять симптомы

31 %

69 %

После опроса студентам было предложено дать определение остеопатии. В завершение анкетирования необходимо было ответить на два вопроса: «Интересна ли вам данная специальность?» и «Хотели ли бы вы после окончания ТГМУ пройти обучение по данной специальности?» Интерес к специальности проявили 39 % студентов, а желание обучаться в дальнейшем выразили 17 % опрошенных.

Выводы

Остеопатия – достаточно новое направление в медицине. В связи с этим высокой информированности о данной специальности среди опрошенных студентов-медиков не наблюдается. Большинство студентов начальных курсов имеют недостаточное представление о функции остеопатии, об обязанностях и качествах врача-остеопата. Однако среди обучающихся наблюдаются интерес к данному направлению медицины и желание в будущем получить профессию врача-остеопата.

С сентября 2021 г. медицинские вузы открывают специалитет, что позволит обучаться остеопатии как врачебной специальности с 1-го курса. Это значит, что остеопатия получила статус такого же самостоятельного направления в медицине, как стоматология, педиатрия и др. Подготовка врача-остеопата очень серьезная. Чтобы быть успешным в своей специальности, врач-остеопат должен получить фундаментальные знания по анатомии, биомеханике, физиологии, эмбриологии и ряду других медицинских дисциплин [8].