Алкоголь оказывает значительное влияние на состояние здоровья человека. Так, его систематическое употребление приводит к поражению печени и развитию кардиомиопатии, усугублению течения инфекционных заболеваний, увеличению токсичности медикаментов, метаболическим нарушениям и т.д. [1]. В настоящее время в Российской Федерации продолжает реализовываться политика, направленная на снижение количества употребляемой алкогольной продукции и включающая в себя повышение акцизов, ограничение рекламы и ограничение физической доступности алкоголя [2, с. 57]. Проводимые мероприятия имели положительный эффект в период с 2003 по 2018 гг., однако последовавшая в 2021 г. пандемия COVID-19 несколько усилила имеющиеся негативные тенденции [3, с. 41]. Анализ многолетних данных показал, что среди сельского населения отмечается рост употребления алкогольной продукции женщинами на фоне незначительного его сокращения у мужчин [4]. Таким образом, несмотря на реализуемые профилактические мероприятия, данная проблема до сих пор остается актуальной и требует дальнейшего изучения.
Цель исследования – оценка особенностей употребления алкогольной продукции взрослым населением Нижегородской области, проживающим в сельской местности, в том числе в зависимости от уровня образования.
Материалы и методы исследования
В рамках проведения эпидемиологического мониторинга факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на территории Нижегородской области в 2020–2021 гг. были опрошены 1680 человек в возрасте от 25 до 64 лет, проживающих в сельской местности. Из них доля мужчин составила 42,0%, женщин – 58,0%. Средний возраст респондентов составлял 44,2±0,3 года (43,2±0,4 года у мужчин, 44,9±0,4 года у женщин).
По уровню образования респонденты распределились следующим образом: начальное образование имели 0,4% (равное количество среди мужчин и женщин), неполное среднее – 6,9% (10,1% мужчин, 4,6% женщин), полное среднее – 58,8% (58,4% мужчин, 59,2% женщин), высшее – 33,9% (31,1% мужчин, 35,8% женщин). Поскольку число лиц, имеющих начальное образование, было слишком мало, употребление алкогольной продукции данной группой не оценивалось из-за отсутствия репрезентативности.
Обработка полученных данных проводилась с помощью статистического пакета NCSS/GESS 2007.
Результаты исследования и их обсуждение
Настоящее исследование показало, что алкогольную продукцию употребляли половина респондентов (55,4±1,2%), причем достоверно значительно чаще по сравнению с женщинами положительный ответ давали мужчины (65,6±1,8%, 47,9±1,6%, p≤0,001).
При анализе распределения ответов респондентов в зависимости от уровня образования было установлено, что они соответствовали данным, полученным в целом по выборке (табл. 1).
Подавляющему числу обследованных (90,5±0,9%) не казалось, что им следует уменьшить количество употребляемого алкоголя. Следует отметить, что среди мужчина доля ответивших отрицательно на поставленный вопрос была достоверно ниже, чем среди женщин (87,7±1,5%, 93,4±1,1%, p≤0,01).
В группе лиц, имеющих неполное среднее образование, доля лиц, не считающих, что им следует уменьшить употребления алкоголя, составила 86,4±4,2%, причем так считали 100,0% женщин, тогда как мужчины отвечали отрицательно на поставленный вопрос в 81,3±5,6% случаев. В оставшихся двух группах распределение ответов соответствовало среднему по выборке: полное среднее образование – 89,7±1,3% (87,2±2,1% мужчин, 92,2±1,6% женщин), высшее образование – 92,3±1,5% (90,5±2,4% мужчин, 94,4±1,7% женщин). Достоверной разности в ответах респондентов обоих полов установлено не было.
Лишь 7,1±0,8% обследованных испытывали раздражение из-за вопросов об употреблении алкоголя, причем среди мужчин доля ответивших положительно была достоверно в 2 раза выше, чем среди женщин (9,5±1,4%, 4,7±0,9%, p≤0,05).
Таблица 1
Доля лица, употребляющих алкогольную продукцию, в зависимости от уровня образования (в %)
Уровень образования |
Все |
Мужчины |
Женщины |
Неполное среднее |
56,9±4,6% |
67,6±5,6% |
40,0±7,3%* |
Полное среднее |
54,1±1,6% |
64,3±2,4% |
46,8±2,1%** |
Высшее |
57,0±2,1% |
66,8±3,2% |
50,9±2,7%** |
*p≤0,01, ** p≤0,001
Среди лиц, имеющих неполное среднее образование, 90,9±3,5% не испытывали раздражения из-за данных вопросов (91,7±3,98% мужчин, 88,9±7,4% женщин), лица с полным средним образованием давали отрицательный ответ в 93,1±1,1% случаев (89,8±1,9% мужчин, 96,3±1,1% женщин, p≤0,05), с высшим образованием – в 93,2±1,4% случаев (91,2±2,3% мужчин, 94,9±7,1% женщин).
В подавляющем большинстве случаев (92,4±0,9%) респонденты не испытывали чувства вины за то, как они пьют (89,6±1,4% мужчин, 95,1±1,0% женщин, p≤0,01). Следует отметить, что среди обследованных, имеющих неполное среднее образование, доля тех, кто ответил отрицательно на данный вопрос, была несколько ниже (89,4±3,8% – все, 87,5±4,8% – мужчины, 94,4±5,4% – женщины), чем в других группах: лица с полным средним образованием – 92,1±1,2% (88,7±1,9% – мужчины, 95,6±1,2% – женщины, p≤0,01), лица с высшим образованием – 93,2±1,4% (91,8±2,3% – мужчины, 94,4±1,7% – женщины).
Менее 3% обследованных (2,7±0,4%) «похмелялись» по утрам (5,2±0,8% – среди мужчин, 1,9±0,6% – среди женщин, p≤0,01). Примечательным является тот факт, что доля отрицательных ответов зависела от уровня образования респондентов. Так, если среди лиц с неполным средним образованием отрицательно ответили на данный вопрос 89,4±3,8% опрошенных (89,6±4,4% мужчин, 88,9±7,4% женщин), то в группе с полным средним образованием их доля возросла до 94,8±0,96% (90,6±1,8% мужчин, 98,9±0,6% женщин, p≤0,01), а в группе с высшим образованием – до 96,9±0,96% (93,9±1,97% мужчин, 99,4±0,6% женщин, p≤0,05).
По данным Роспотребнадзора, в 2020 г. Российской Федерации лидирующее место в структуре продаж алкогольной продукции занимало пиво (78,6%); виноградные и плодовые вина составляли 9,3%, водка и ликероводочные изделия – 8,9%, шампанские и игристые вина – 1,9%, коньяки – 1,2 % [5, с. 60].
При изучении предпочтений респондентов при выборе алкогольной продукции было установлено, что первые ранговые позиции принадлежат пиву, а также водке и другим крепким напиткам, за ними следуют вино, домашние крепкие настойки и крепленое вино (рис. 1).
Рис. 1. Распределение предпочтений респондентов при выборе алкогольной продукции (на 100 обследованных)
Таблица 2
Распределение предпочтений респондентов при выборе алкогольной продукции в зависимости от пола (на 100 обследованных)
№ п/п |
Вид алкогольной продукции |
Пол респондентов |
|
Мужчины |
Женщины |
||
1 |
Пиво |
68,0±2,1 |
33,6±2,2** |
2 |
Вино |
22,5±1,9 |
67,7±2,2** |
3 |
Крепленое вино |
21,8±1,9 |
14,3±1,6* |
4 |
Домашние крепкие настойки |
34,8±2,2 |
21,6±1,9** |
5 |
Водка, коньяк, другие крепкие напитки |
68,5±2,2 |
32,1±2,2** |
* p≤0,05, ** p≤0,001
Таблица 3
Распределение предпочтений респондентов при выборе алкогольной продукции в зависимости от пола (на 100 обследованных)
№ п/п |
Вид алкогольной продукции |
Уровень образования |
||
Неполное среднее |
Полное среднее |
Высшее |
||
1 |
Пиво |
63,6±5,9 |
51,0±2,2 |
47,5±2,8 |
2 |
Вино |
36,3±5,9 |
40,6±2,1 |
55,2±2,8 |
3 |
Крепленое вино |
24,2±5,3 |
17,4±1,6 |
17,3±2,1 |
4 |
Домашние крепкие настойки |
36,3±5,98 |
29,3±1,9 |
24,1±2,3 |
5 |
Водка, коньяк, другие крепкие напитки |
56,1±6,1 |
50,3±2,1 |
47,5±2,8 |
Рис. 2. Среднее количество употребленной респондентами алкогольной продукции (мл)
Таблица 4
Среднее количество употребленной респондентами алкогольной продукции в зависимости от пола (мл)
№ п/п |
Вид алкогольной продукции |
Пол респондентов |
||
Все |
Мужчины |
Женщины |
||
1 |
Пиво |
931,5±45,5 |
1056,0±58,9 |
462,1±51,9** |
2 |
Вино |
292,2±20,8 |
389,3±79,2 |
279,6±21,0 |
3 |
Крепленое вино |
377,2±141,2 |
555,5±243,5 |
155,0±29,7 |
4 |
Домашние крепкие настойки |
238,6±20,4 |
280,4±28,6 |
161,5±16,2* |
5 |
Водка, коньяк, другие крепкие напитки |
295,9±36,4 |
326,0±43,3 |
209,3±65,5 |
* p≤0,01, ** p≤0,001
Вкусовые предпочтения у респондентов обоих полов достоверно различались. Так, если мужчины чаще предпочитали водку и пиво, то у женщин в приоритете было вино. Пиво же они употребляли почти в 2 раза реже, чем мужчины (табл. 2).
При оценке предпочтений в выборе алкогольной продукции в зависимости от уровня образования было выявлено, что лица с неполным средним образованием чаще предпочитали пиво, водка же имела вторую ранговую позицию; лица с полным средним образованием практически в равной мере употребляли данные категории алкоголя; лица же с высшим образованием отдавали предпочтение вину, тогда как водка и пиво приобретались ими гораздо реже (табл. 3).
За неделю, предшествующую исследованию, респондентами из числа употреблявших алкогольную продукцию было выпито в среднем на одного человека 931,5±45,5 мл пива, 292,2±20,8 мл крепленого вина и 295,9±36,4 мл водки (рис. 2).
В целом мужчины употребляли алкогольную продукцию в объемах, несколько превышающих аналогичные у женщин (табл. 4).
Выводы
Проведенное исследование характера употребления алкогольной продукции в рамках эпидемиологического мониторинга хронических неинфекционных заболеваний среди взрослого населения, проживающего на сельской территории Нижегородской области, показало следующее.
1. Более половины респондентов (55,4±1,2%) в течение своей жизни употребляли алкоголь, причем частота регистрации положительных ответов не зависела от уровня образования населения.
2. Подавляющему числу обследованных (90,5±0,9%) не казалось, что им следует уменьшить количество употребляемого алкоголя. Между тем, чем ниже был уровень образования респондентов, тем меньше была доля лиц, давших отрицательный ответ, что косвенно свидетельствует об имеющейся у них проблеме излишнего употребления алкоголя.
3. Менее 3% опрошенных «похмелялись» по утрам. Данная величина также зависела от уровня образования. Если среди лиц с высшим образованием доля отрицательных ответов составляла 96,9±0,96%, то среди респондентов с неполным средним она равнялась 89,4±3,8%.
4. При выборе алкогольной продукции респонденты отдавали предпочтение пиву, а также водке и другим крепким напиткам, причем выбор напитков также отличался в зависимости от уровня образования: обследованные с неполным средним образованием чаще предпочитали пиво и гораздо реже – водку; обследованные с полным средним образованием практически в равной мере употребляли данные категории алкоголя, лица с высшим образованием отдавали предпочтение вину, тогда как водка и пиво приобретались ими значительно реже.
5. За неделю, предшествующую исследованию, респондентами из числа употреблявших алкогольную продукцию было выпито в среднем на одного человека 931,5±45,5 мл пива, 292,2±20,8 мл крепленого вина и 295,9±36,4 мл водки.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи характера употребления алкогольной продукции и уровня образования, что следует учитывать при разработке профилактических мероприятий, направленных на профилактику данного фактора риска развития хронических неинфекционных заболеваний.