На современном этапе развития кыргызской государственности наблюдается активизация процессов урбанизации, влияющих на базовые характеристики столичного города Бишкека. Возникают проблемы, связанные с обеспечением качества жизни в городской среде с точки зрения разнообразия планирования и развития инфраструктуры, экологии и рекреационных зон, медико-социального обеспечения и человеческих ресурсов и других оценочных параметров для проживания горожан [1]. На этом фоне нарастает понимание необходимости активного внедрения корпоративных «зеленых» программ, направленных на улучшение общественного здоровья и социального ландшафта, на рамочной основе партнерства (2019–2024 гг.) между городами сети и ВОЗ [2, 3]. В целом ожидается, что результаты подобных исследований актуализируются и востребованы с учетом мирового опыта в выработке профилактических мероприятий для систем здравоохранения.
Цель исследования – изучить формируемые закономерности городского пространства и его влияние на качество жизни горожан Бишкека.
Материалы и методы исследования
Использованы официальные данные из открытых источников по Кыргызской Республике – Национального статистического комитета и Центра электронного здравоохранения Министерства здравоохранения: медико-демографические, социально-гигиенические показатели г. Бишкека за период переписей населения (1999, 2009 гг. и предварительных фактических данных 2022 г.). При обработке полученных материалов использован компаративно-описательный и историко-генетический анализ, общепринятый в санитарной статистике.
Результаты исследования и их обсуждение
Бишкек – столица кыргызского государства, крупный культурно-образовательный и промышленный мегаполис, играющий основополагающую роль в социально-экономическом развитии страны. Столица расположена в Чуйской долине в пределах высот от 700 до 1100 м и занимает территорию площадью 170,1 км2 (2021 г.). Состоит из четырех административных районов, каждый из которых значительно расширил свои территории и численность населения за счет вновь образованных жилищных массивов в течение последних 30 лет, оказывая специфическое влияние на социально-экономические параметры и окружающую среду столицы. Понятно, что стратегия комплексного обеспечения качества жизни горожан требует взаимодействия с социальным окружением, созданием поддерживающей среды территориальными органами государственного управления с определенных позиций общественного здравоохранения.
Медико-социальные аспекты жизни горожан в динамике эволюционных тенденций демографического процесса показывают нарастание численности населения современного мегаполиса Бишкека. Так, по сравнению с 835743 (2009 г.) оно выросло к 2022 г. до 1120827 (+34,1 %) по результатам Второй (2009 г.) и Третьей (2022 г.) национальной переписи населения Кыргызской Республики.
В эти трендовые периоды в возрастной структуре отмечается положительный рост с разной степенью значимости: 0–17 лет от 28,2 до 34,0 %, 25–49 лет от 37,3 до 38,7 %, 50–64 лет от 10,3 до 13,4 %, 65 лет и старше от 5,5 до 6,2 % соответственно. Определенное исключение приходится на возрастную группу 18–24 лет, где отмечается снижение от 18,8 до 7,7 % (табл. 1).
Таблица 1
Численность и половозрастная структура постоянного населения г. Бишкека в переписные этапы
Население |
Годы |
1999 |
2009 |
2022 |
||||
Общая численность |
762308 +22,97 % |
% |
835743 +9,6 % |
% |
1120827 34,1 % |
% |
||
Половозрастная структура |
0–17 лет |
всего |
210969 |
27,7 |
235764 |
28,2 |
373373* |
34,0 |
муж. |
107498 |
51,0 |
118903 |
50,4 |
191282 |
51,2 |
||
жен. |
103471 |
49,0 |
116861 |
49,6 |
182091 |
48,8 |
||
18–24 лет |
всего |
132785 |
17,4 |
156993 |
18,8 |
84546* |
7,7 |
|
муж. |
65703 |
49,5 |
74038 |
47,2 |
42109 |
49,8 |
||
жен. |
67082 |
50,5 |
82955 |
52,8 |
42437 |
50,2 |
||
25–49 лет |
всего |
299107 |
39,2 |
311334 |
37,3 |
425302* |
38,7 |
|
муж. |
146364 |
48,9 |
143931 |
46,2 |
194777 |
45,8 |
||
жен. |
152743 |
51,1 |
167403 |
53,8 |
230525 |
54,2 |
||
50–64 лет |
всего |
70914 |
9,3 |
85727 |
10,3 |
146675* |
13,4 |
|
муж. |
30277 |
42,7 |
35383 |
41,3 |
63911 |
43,6 |
||
жен. |
40637 |
57,3 |
50344 |
58,7 |
82764 |
56,4 |
||
65 > лет |
всего |
48533 |
6,4 |
45925 |
5,5 |
68552* |
6,2 |
|
муж. |
15435 |
31,8 |
15064 |
32,8 |
23665 |
34,5 |
||
жен. |
33098 |
68,2 |
30861 |
67,2 |
44887 |
65,5 |
||
Итого |
всего |
762308 |
100 |
835743 |
100 |
1098448* |
100 |
|
муж. |
365277 |
47,9 |
387319 |
46,3 |
515744 |
47,0 |
||
жен. |
397031 |
52,1 |
448424 |
53,7 |
582704 |
53,0 |
Примечание. * – показатели на начало текущего 2022 г.
Такой показатель связан с падением рождаемости, приходящимся на 1990-е гг. (3,58) с охватом динамического снижения коэффициента суммарной рождаемости в периоды от 2000–2010 гг. до 2,4–2,9 с дальнейшим нарастанием (2010–2020 гг.) до 2,9–3,3 [4].
В свою очередь, ожидаемая продолжительность жизни горожан на этом фоне составляет в общем от 71,2 лет, в том числе мужчин 66,2 лет и женщин 75,7 лет (2009 г.) достигая к 2021 г. 75 лет, включая мужчин 70,1 лет и женщин 79,2 лет. При этом наблюдается прирост +5,3 %, в том числе +5,9 и +4,6 % соответственно, что превышает страновые показатели на 2,2–3,2 года.
Определенный интерес представляют погодно-метеорологические условия Бишкека за последние два десятилетия XXI в., хотя они по-прежнему укладываются в параметры резко континентального климата. Так, температура среднегодовая составляет зимой -5,0 °С, а летом +24,4 °С, период со среднесуточной температурой свыше +10 °С длится от 160 до 190 дней. В то же время в хронологии наблюдаемых трендовых периодов имеет место нарастание числа жарких дней в 1,5–2 раза и температуры на 1,0–1,5°С (11,7°С) по сравнению с 1961–1990 гг. (10,7°С). Естественно, это способствовало потеплению в осенне-зимний и весенний сезоны, летом (июнь), а также резкой сменяемости погодных условий (80–110 дней) и росту годовых сумм осадков, за исключением летних месяцев, где показатели практически не меняются. Необходимо отметить, что ветровой режим без особенностей, в большинстве слабоветренный с характерными усилениями более 15 м/с до 10–15 дней в году.
Оценочные исследования в рамках проекта защиты здоровья от изменения климата, направленные на адресную адаптацию, укрепление системы здравоохранения и создание институционального потенциала, выявили определенные негативные воздействия на функциональное состояние организма человека [5]. Это сказывается на адаптационных возможностях горожан группы риска по болезням сердечно-сосудистым и церебрально-васкулярным (r > 0,7; RI > 45 %), а также органов дыхания (r > -0,8; RI > 60 %), особенно для старших возрастных (65 лет и старше) категорий населения [6]. Также в определенной степени выявляются умеренные и сильные корреляционные связи с температурой воздуха (r = 0,2–0,6), атмосферным давлением (r = 0,2–0,57), количеством осадков (r = 0,31–0,42), количеством и продолжительностью жарких дней (r = 0,22), частотой резких смен погоды (r = 0,21).
Несомненный интерес представляют формирующиеся условия качества жизни горожан в границах социума столичного мегаполиса как целостная система комплекса факторов окружающей среды. Так, динамичное нарастание в трендовые периоды каждого десятилетия (1999, 2009, 2020 гг.) общей площади административной территории г. Бишкека к 2022 г. привело к ее увеличению до (170,1 км2) с низкими показателями озеленения до 28,4 % (норма не менее 40 %). Плотность населения соответственно составила 6589,2 чел./км2 на фоне нарастания численности населения более 1,1 млн и жилищного фонда до 14559 тыс. м2 (13,3 м2/чел). Данные параметры потенцируют ассоциированную связь и возможные закономерности физической активности горожан [7, 8].
На сегодня известно, что санитарно-техническая обеспеченность горожан составляет: водопроводами – 92,1 %, канализацией – 87,4 %, центральным отоплением – 40,2 %, ваннами/душем – 36,1 %, газом – 66,9 %, а также доступностью к источникам безопасной питьевой воды – 100 %. В то же время иные объективные условия представляются для населения районов новых 47 жилых массивов, образовавшихся в период 1990–2010 гг., в которых проживают более 200 тыс. чел., что составляет 18 % от общего числа постоянного населения Бишкека. Причем в пределах этих территориальных образований для обогрева жилья в отопительный период в течение 6 месяцев в большинстве используют разнообразные виды твердого топлива, включая низкосортный уголь, что является, наряду с другими, источником загрязнения воздушного бассейна города.
Транспортная инфраструктура с ее численностью для обеспечения пассажирских перевозок городских жителей объективно стала менее эффективной и технически мало приспособленной к обслуживанию населения. Городской общественный транспорт состоит из троллейбусов (до 170), автобусов (до 460), находящихся под управлением мэрии, а также маршрутки-бусики (до 2800) и такси (более 1500), работающих в ведении частных компаний. К этому следует добавить, что дополнительные транспортные услуги населению предоставляют такси, работающие по патенту (более 1000). Причем количество частного автотранспорта на 1000 чел. населения постоянно растет: от 105 (2009 г.) до 450 (2022 г.) со средним годовым темпом прироста +13 %.
Таблица 2
Медико-социальная обеспеченность населения г. Бишкека
№ |
Показатели |
1990 |
1999 |
2009 |
2022 |
1 |
Организации здравоохранения |
74 |
58 |
50 |
36 |
2 |
Больницы – стационары, абс. число |
14 |
11 |
11 |
9 |
На 10000 населения |
0,21 |
0,14 |
0,13 |
0,09 |
|
3 |
ПМСП – поликлиники (ЦСМ) абс. число |
34 |
21 |
19 |
10 |
На 10000 населения |
0,52 |
0,27 |
0,23 |
0,18 |
|
4 |
Стоматологические поликлиники, абс. число |
6 |
6 |
6 |
5 |
На 10000 населения |
0,09 |
0,08 |
0,07 |
0,05 |
|
5 |
Кадровый потенциал, абс. число |
7934 |
5262 |
5126 |
5880 |
6 |
Врачи, абс. число |
2865 |
2444 |
2349 |
2393 |
На 10 000 населения |
43,7 |
32,0 |
27,7 |
20,9 |
|
7 |
Средний медперсонал, абс. число |
5069 |
2818 |
2777 |
3487 |
На 10 000 населения |
77,3 |
36,9 |
32,8 |
31,3 |
Следует заметить, что на протяжении последних 10 лет (2011–2022 гг.) остаются практически неизменными инфраструктура магистральных и уличных шоссе, а даже введение в эксплуатацию новых не решает проблемы последних лет по возникновению пробок и заторов на дорогах [8, 9].
Из вышеизложенного понятны в качестве фактора опасности для горожан влияние недостаточной безопасности дорожного движения и высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, исходящий в целом от транспорта, особенно работающего на двигателях внутреннего сгорания – более 90 %, за исключением гибридных и использующих электрический привод – не более 9 % [10, 11]. На этом фоне известен опыт европейских стран, который показывает эффективный способ разрешения возникшей проблемы для таких городов, как Бишкек. Их подход заключается в развитии инфраструктуры общественного транспорта на электрическом приводе и средств индивидуальной мобильности (велосипеды, самокаты и др.), с созданием рекреационных зон тротуарного движения для пешеходов с детьми и другие мероприятия, что может способствовать физической активности горожан различного возраста для стран Европейского союза [10, 12].
Медико-социальная среда жизнеобеспечения горожан за 1990–2022 гг. разнонаправленно ассоциируется со снижением качественных параметров сферы здравоохранения и социального обеспечения, влияющих на уровень предоставления услуг жителям в данном сегменте [11, 13, 14]. Сегодня медицинскую помощь населению в системе столичного здравоохранения оказывают 10 клинических больниц различного профиля, а первичный уровень обеспечивают 10 центров семейной медицины, имеющие 9 территориальных филиалов, а также поликлиники: для студентов и строителей – 2, стоматологические – 5. В свою очередь, кадровый потенциал городских организаций здравоохранения составляет более 2,6 тыс. врачей и 3,6 тыс. персонала со средним медицинским образованием. Показатели по обеспеченности на 10000 чел. населения: составляли: врачами – 22,9, специалистами со средним медицинским образованием – 33,2, в сравнении по стране – 20,5 и 51,1 соответственно (табл. 2). Необходимо отметить, в городской системе здравоохранения имеются определенные пробелы, такие как отсутствие организаций по развитию геронтологической службы и квалифицированные кадры для обслуживания пожилых горожан [11]. Аналогично в меньшей степени возникают вопросы по обслуживанию детского населения (30,2 %) и женщин фертильного возраста (39,1 %).
Таким образом, представленные социально-демографические характеристики наряду с другими инфраструктурными показателями развития города являются одними из ключевых принципов, потенциально оказывающих влияние на качество жизни городского населения.
С учетом разнообразия условий формирования городского пространства с эколого-гигиенической точки зрения воздействия на условия среды проживания, необходимо учитывать следующие составляющие:
− эстетика архитектурно-планировочного дизайна зданий при учете разнообразия цветов, форм и живописности пейзажа;
− развитие транспортной и пешеходной инфраструктуры, направленной на обеспечение безопасных условий передвижения населения;
− обеспечивать ситуационную безопасность условий жизни путем улучшения уличного освещения, ситуацию по профилактике злоупотребления алкоголем и наркотиками, а также правонарушений и антиобщественного поведения среди несовершеннолетних и других лиц;
− утилизация бытовых и промышленных отходов путем привития горожанам и руководителям государственных и частных предприятий навыков по их сортировке;
− развитие рекреационных зон с высоким уровнем озеленения, доступных пляжей и водоемов для обеспечения необходимого уровня условий по удовлетворению потребностей горожан в физической активности на свежем воздухе;
− улучшение инфраструктуры доступной медико-социальной помощи населению для удовлетворения потребности горожан, особенно для жителей жилых массивов;
− информационно-коммуникационная мобилизация населения и органов местной власти для реализации инновационно-здоровьесберегающих технологий в поддержании физического и ментального здоровья горожан.
В современных условиях становится понятным, что формируемые местные стратегии должны интегрировать принципы межсекторального и коллективного самоуправления с учетом интересов здоровья и равенства, а также комплексного планирования в интересах здоровья городского населения.
Заключение
В последние десятилетия проявляемый интерес к изучению комплексного развития инфраструктуры среды обитания человека требует совершенствования функционально-организационной модели инновационного развития современных городских мегаполисов. Современный подход предусматривает необходимость концептуально совершенствовать профилактическое воздействие на поведенческие факторы риска в формировании здорового образа жизни горожан с учетом международной рамочной программы реализации Европейской сети ВОЗ «Здоровые города». В свою очередь, это обеспечит всеобъемлющие политико-стратегические и плановые решения охраны здоровья городского населения, что в конечном итоге будет способствовать укреплению физического, психического, социального и экологического благосостояния людей, которые живут и трудятся в мегаполисах. Претворение в жизнь программ за здоровье и устойчивое развитие на местном уровне требуют заведомой политической приверженности, лидерства и институционально-организационного преобразования, межсекторального партнерского взаимодействия, охватывающего все аспекты здоровья и условий жизни горожан.