В настоящее время большое внимание уделяется теме здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи, поскольку сегодняшним студентам предстоит реализовать такие важные социально-экономические функции общества, как профессионально-трудовая, интеллектуальная, нравственная, репродуктивная [1, 2]. Специфическими факторами, сопровождающими обучение в высшей школе, являются: напряженный умственный труд, занятость в течение всего дня, малоподвижный образ жизни, эмоциональные перегрузки, ограниченность материальных средств, зависимость от родителей. Период наиболее острой адаптации приходится на первый курс обучения, когда у большинства студентов изменяются бытовые условия, повышаются требования к самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, возникает необходимость адаптироваться к новым психологическим, климатогеографическим и иным средовым факторам, расширяются социальные контакты, значительно увеличивается интенсивность образовательного процесса. По данным литературы известно, что у студентов-медиков учебная нагрузка в среднем в два раза выше нагрузки студентов гуманитарных и технических специальностей [3, с. 193]. Все это, безусловно, влияет на психоэмоциональное состояние молодых людей и, как следствие, на состояние их здоровья.
Цель исследования – оценить состояние здоровья студентов-первокурсников в период адаптации к вузу.
Материалы и методы исследования
Для изучения состояния здоровья сбор данных проводили методом анкетирования студентов с применением онлайн-платформы Google Forms. В анкете респонденты отмечали наличие симптомов заболеваний нервной (НС), дыхательной (ДС), сердечно-сосудистой (ССС), пищеварительной (ПС), костно-мышечной (КМС), мочеполовой и репродуктивной систем (МПС), аллергические реакции. Учитывая, что здоровье зависит от психоэмоционального состояния человека, проведено исследование уровня ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) молодых людей по методике Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина [4, 5]. Участие в опросе было добровольным и анонимным. Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью пакета прикладных программ Statistica 13.0 («TIBCO Software Inc.», 2017). Данные представлены в виде абсолютных (n) и относительных (%) частот. Вариабельность показателей оценивалась величиной 95 % доверительного интервала (ДИ). Сравнение частот выявления качественных признаков проведено с использованием критерия χ² Пирсона. Нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась при p < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
В опросе приняли участие 105 студентов (79 девушек и 26 юношей) первого курса фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (Томск). Наиболее значимым показателем отношения к здоровью является самооценка своего физического и психического состояния. По результатам исследования установлено, что 28,6 % студентов чувствуют себя здоровыми, незначительные проблемы испытывают 64,8 %, на наличие серьезных проблем указали 6,6 % молодых людей. При возникновении проблем со здоровьем к врачу обращаются 46,7 % респондентов, остальные предпочитают лечиться самостоятельно. У большинства молодых людей (71,4 %) масса тела и рост находятся в оптимальном соотношении, недостаточная масса у 20,0 % опрошенных, у 8,6 % избыточная. Большинство студентов имеют проблемы со зрением (58,1 %), при этом только 40 % из них носят очки и линзы. Чаще одного раза в год болеют инфекционными заболеваниями 84,8 % опрошенных.
Результаты анализа жалоб на симптомы заболеваний по системам организма представлены в табл. 1. Значительное число студентов 1 курса – 82,9 % отметили симптомы заболеваний НС. На наличие симптомов заболеваний ПС указали 53,3 %, КМС – 48,6 %, ДС – 40,0 %, аллергические реакции – 33,3 %, ССС – 31,4 %, МПС – 15,2 % респондентов.
При сравнении студентов 1 курса с ранее проведенными исследованиями состояния здоровья студентов старших курсов наблюдаются некоторые отличия. У студентов первокурсников 3–4 симптома заболеваний НС встречается в 1,5 раза чаще, чем у студентов 5 курса (p < 001), а наличие симптомов заболеваний ССС увеличивается у старшекурсников (p = 0,027) [2].
На основании полученных данных рассчитана доля жалоб по каждому симптому. В табл. 2 представлены симптомы, на которые преимущественно указывали студенты-первокурсники. Среди симптомов заболеваний НС у опрошенных больше всего жалоб было на утомляемость (82,9 %), головную боль (55,2 %), раздражительность (54,0 %). В отношении ПС отмечали жалобы на урчание и изжогу (54,5 %), нарушение аппетита (52,7 %), боли в эпигастрии (40,0 %). Со стороны КМС указывали на искривление позвоночника (62,0 %) и боли костно-суставные (38,1 %). В структуре заболеваний ДС преобладали одышка (50,0 %) и кашель (45,2 %). Среди симптомов заболеваний ССС равномерно распределились жалобы на боли в области сердца, пониженный и повышенный уровень артериального давления (45,5 %). Среди аллергических реакций чаще отмечалась аллергия на пищу (57,6 %), цветущие растения (39,4 %), прививки, лекарства и косметику (33,3 %). В числе симптомов заболеваний МПС превалировали нарушения менструального цикла (75,0 %) и поясничные боли (31,3 %).
Таблица 1
Распространенность симптомов заболеваний среди студентов
Жалобы на симптомы заболеваний |
Студенты 1 курса, n = 105 |
Студенты 5 курса, n = 177 |
||
Количество человек, n |
Частота встречаемости, 95 % ДИ ( %) |
Количество человек, n |
Частота встречаемости, 95 % ДИ ( %) |
|
Нервная система |
||||
Наличие симптомов |
87 |
82,9 (74,5–88,9) |
152 |
85,9 (80,0–90,2) |
1–2 |
30 |
33,7 (24,7–44,0) |
32 |
21,1 (15,3–28,2) |
3–4 |
59 |
66,3 (66,0–45,3) |
66 |
43,4 (35,8–51,4) |
5 и более |
0 |
0 |
54 |
35,5 (28,4–43,4) |
Пирсона Хи-квадрат = 40,77 p < 001 |
||||
Пищеварительная система |
||||
Наличие симптомов |
56 |
53,3 (43,8–63,6) |
106 |
59,9 (52,5–66,8) |
1–2 |
40 |
71,4 (58,5–81,6) |
61 |
57,5 (48,0–66,5) |
3–4 |
16 |
28,6 (18,4–41,5) |
45 |
42,45(33,5–52,0) |
Пирсона Хи-квадрат = 3,01 p = 0,083 |
||||
Костно-мышечная система |
||||
Наличие симптомов |
51 |
48,6 (39,2–58,0) |
86 |
48,6 (41,3–55,9) |
1–2 |
47 |
92,2 (81,5–96,9) |
70 |
81,4 (71,9–88,2) |
3–4 |
4 |
7,8 (3,1–18,5) |
16 |
18,6 (11,8–28,1) |
Пирсона Хи–квадрат = 2,97 p = 0,085 |
||||
Дыхательная система |
||||
Наличие симптомов |
42 |
40,0 (31,1–49,6) |
84 |
47,5 (40,2–54,8) |
1–2 |
33 |
78,6 (64,1–88,3) |
47 |
56,0 (45,3–66,1) |
3–4 |
9 |
21,4 (11,7–35,9) |
37 |
44,0 (33,9–54,7) |
Пирсона Хи–квадрат = 6,18 p = 0,013 |
||||
Аллергические реакции |
||||
Наличие симптомов |
35 |
33,3 (25,0–42,8) |
85 |
48,0 (40,8–55,3) |
1–2 |
32 |
91,4 (76,6–97,0) |
70 |
82,3 (72,9–89,0) |
3–4 |
3 |
8,6 (3,0–22,4) |
15 |
17,7 (11,0–27,1) |
Пирсона Хи–квадрат = 1,60 p = 0,206 |
||||
Сердечно-сосудистая система |
||||
Наличие симптомов |
33 |
31,4 (23,3–40,9) |
95 |
53,7 (46,3–60,9) |
1–2 |
32 |
97,0 (84,7–99,5) |
77 |
81,0 (72,0–87,7) |
3–4 |
1 |
3,0 (0,5–15,3) |
18 |
19 (12,3–28,0) |
Пирсона Хи-квадрат = 4,91 p = 0,027 |
||||
Мочеполовая и репродуктивная система |
||||
Наличие симптомов |
16 |
15,2 (9,6–23,3) |
62 |
35,0 (28,4–42,3) |
1–2 |
15 |
93,8 (79,6–100,0) |
51 |
82,3 (71,0–89,8) |
3–4 |
1 |
6,2 (1,2–29,8) |
11 |
17,7 (10,2–29,0) |
Пирсона Хи-квадрат = 1,29 p = 0,256 |
Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи зависит от многих составляющих, прежде всего ценностно-мотивационных приоритетов, учебной нагрузки, образа жизни, организации питания, наличия вредных привычек [6, с. 17].
Таблица 2
Симптомы заболеваний, доля жалоб на которые превышает 20 %
Жалобы на симптомы заболеваний |
Количество человек |
Частота встречаемости, 95 % ДИ (%) |
Нервная система |
||
Наличие симптомов |
87 |
|
Утомляемость |
72 |
82,8 (73,5–89,3) |
Головная боль |
48 |
55,2 (44,7–65,2) |
Раздражительность |
47 |
54,0 (43,6–64,1) |
Слабость |
43 |
49,4 (39,2–59,7) |
Бессонница |
34 |
39,1 (29,5–49,6) |
Головокружение |
27 |
31,0 (22,3–41,4) |
Потливость |
18 |
20,7 (13,5–30,6) |
Пищеварительная система |
||
Наличие симптомов |
55 |
|
Урчание, изжога |
30 |
54,5 (41,5–67,0) |
Нарушение аппетита |
29 |
52,7 (39,8–65,3) |
Боли в эпигастрии |
22 |
40,0 (28,1–53,2) |
Нарушение стула |
15 |
27,3 (17,3–40,2) |
Костно-мышечная система |
||
Наличие симптомов |
50 |
|
Искривление позвоночника |
31 |
62,0 (48,2–74,1) |
Боли костно-суставные |
19 |
38,1 (25,9–51,9) |
Мышечная слабость |
14 |
28,0 (17,5–41,7) |
Дыхательная система |
||
Наличие симптомов |
42 |
|
Одышка |
21 |
50,0 (35,5–64,5) |
Кашель |
19 |
45,2 (31,2–60,1) |
Сердечно-сосудистая система |
||
Наличие симптомов |
33 |
|
Боли в области сердца |
15 |
45,5 (29,8–62,0) |
Пониженное артериальное давление |
15 |
45,5 (29,8–62,0) |
Повышенное артериальное давление |
15 |
45,5 (29,8–62,0) |
Аллергические реакции |
||
Наличие симптомов |
33 |
|
На пищу |
19 |
57,6 (40,8–72,8) |
На цветущие растения |
13 |
39,4 (24,7–56,3) |
Аллергия на прививки, лекарства, косметику |
11 |
33,3 (19,8–50,4) |
Шерсть домашних животных |
8 |
24,2 (12,8–41,0) |
Мочеполовая и репродуктивная система |
||
Наличие симптомов |
16 |
|
Нарушение менструального цикла |
12 |
75,0 (50,5–89,8) |
Боли поясничные |
5 |
31,3 (14,2–55,6) |
Результаты наших исследований показали, что в бюджете времени студентов первого курса фармацевтического факультета основную долю занимает учебная работа. Время аудиторных занятий по расписанию с учетом фиксированных перерывов в среднем составляет 6 ч в день. На подготовку к занятиям 61,9 % студентов тратят 3 ч и более. Известно, что объем домашних заданий особенно велик на начальных курсах вуза [7, с. 71]. Различные виды внеаудиторной самостоятельной работы (курсы, факультативы) отметили 70,5 % респондентов, при этом достоверно чаще их посещают девушки (p = 0,001). Таким образом, на учебную деятельность студенты-первокурсники тратят более половины суточного фонда времени, что нередко превышает продолжительность рабочего времени взрослого населения. Это подтверждают данные других исследований. Возможно, 10-часовой отрезок времени является границей предельной возможности организма молодых людей 17–20 летнего возраста, мотивированно занимающихся учебой в вузе [8, 9].
Для нормальной жизнедеятельности и успешного обучения важно правильное сочетание циклов сна и бодрствования. В данный возрастной период оптимальным является 8-часовой сон, отход ко сну не позднее 23:00 [1, с. 78]. Установлено, что продолжительность ночного сна у 88,6 % первокурсников в среднем составляет 6–7 часов в сутки, при этом основная часть опрошенных ложатся спать после 24:00. Наблюдаемое нарушение режима сна ведет к ухудшению психоэмоционального и физического здоровья студентов [1, с. 78].
По данным литературы, объем свободного времени у студентов увеличивается от младших курсов к старшим [8, с. 560]. Продолжительность свободного времени у более половины респондентов (54,3 %) составляет в среднем 3 ч в день. Примечательно, что 38,1 % студентов отводят его на активный отдых (занятия спортом, танцы), что увеличивает динамический компонент в режиме дня. Студенты, которые дополнительно занимаются различными видами спорта, соблюдают принципы здорового образа жизни, отличаются высокой работоспособностью, так как у них сформированы полезные навыки, сохраняющиеся на протяжении всей жизни [10, с. 260]. Также в структуре свободного времени отмечено чтение художественной литературы (33,3 %), компьютерные игры (31,4 %), художественное творчество (28,6 %), прослушивание музыки (17,1 %). Следует отметить, что художественное творчество преобладает у девушек, а компьютерные игры – у юношей (p = 0,001). Вместе с тем абсолютное большинство студентов (74,3 %) уделяют время общению с друзьями. Результаты анкетирования показали, что половина опрошенных студентов ежедневно проводят на свежем воздухе два часа; один и три часа – 27,6 и 22,9 % соответственно.
Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни является режим питания. Нехватка времени и темп современной жизни студентов нередко приводят к нарушению частоты приема пищи, употреблению продуктов быстрого приготовления [1, с. 79]. В настоящем исследовании 54,3 % студентов ответили, что питаются несбалансированно, с большими перерывами между приемами пищи. Вероятно, это связано с дефицитом времени и недостатком пунктов общественного питания в корпусах медицинского университета. Половина опрошенных принимают различные витамины и БАДы.
Важным критерием здорового образа жизни является наличие или отсутствие вредных привычек. Установлено, что большая часть студентов-первокурсников (65,7 %) не имеют вредных привычек. Среди опрошенных 21,0 % указали, что курят, 15,2 % употребляют алкоголь и 2,9 % пробовали психоактивные вещества. При этом чаще наличие вредных привычек отмечалось у юношей (p = 0,05). Более половины опрошенных ведут активный образ жизни, достаточно много двигаются. Это в том числе связано с необходимостью передвижения в учебные корпуса в течение дня.
При анализе факторов, влияющих на состояние здоровья студентов, было выявлено, что у первокурсников из семей с тремя и более детьми чаще отмечались симптомы заболеваний ССС и ПС (p = 0,05). По данным литературы известно, что среди соматической патологии детей из многодетных семей превалируют нарушения нервной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата и ЖКТ [11, с. 95]. Согласно проведенным исследованиям, было установлено, что студенты из полных семей достоверно реже отмечали наличие симптомов заболеваний ССС и МПС (p = 0,01) и КМС (p = 0,02). Среди опрошенных 72,4 % имеют отдельное место для подготовки к занятиям, достоверно чаще девушки (p = 0,01). Установлено, что при отсутствии рабочего места для занятий возрастает количество симптомов заболеваний КМС (p = 0,04). У молодых людей, которые проводят отдых на море, меньше симптомов заболеваний НС (p = 0,02).
Одним из важных переломных периодов в жизни молодых людей является переход из школы в вуз. В этот период происходят изменения привычных условий, сферы общения, недостаточность психологической подготовки к самостоятельной жизни и отсутствие саморегулировании поведения. Все это часто вызывает хроническую эмоциональную напряженность, тревожность, что приводит к ухудшению состояния здоровья.
Таблица 3
Уровень личностной тревожности студентов
Личностная тревожность |
|||||
низкая |
средняя |
высокая |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
1 |
0,9 (0,2–6,2) |
40 |
38,1 (29,4–47,6) |
64 |
61,0 (51,4–69,7) |
Таблица 4
Уровень ситуативной тревожности студентов
Ситуативная тревожность |
|||||
низкая |
средняя |
высокая |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
11 |
10,5 (5,6–17,8) |
58 |
55,2 (45,7–64,4) |
36 |
34,3 (25,0–42,8) |
Высокотревожные студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в большом диапазоне ситуаций и реагировать ярко выраженным состоянием тревожности. Выделяют два вида тревожности: личностную, при которой каждая ситуация будет обладать стрессовым воздействием, и ситуативную, как реакцию личности на угрожающую ситуацию. Высокая ЛТ прямо коррелирует с эмоциональными срывами и психосоматическими заболеваниями. Рост СТ зависит от специфики ситуации и возрастных особенностей личности [4, 12]. Результаты анализа степени тревожности студентов-первокурсников представлены в табл. 3, 4.
Высокая степень ЛТ выявлена у 61 % респондентов, которые склонны переживать состояние тревоги не только при возникновении реальной, но и при воображаемой опасности. Более естественно процесс адаптации к новым условиям обучения проходит у студентов со средней степенью личностной тревожности (38,1 %).
Высокая степень СТ отмечается у 34,3 % студентов. В данном случае уровень беспокойства превышает возможные затруднения при решении возникающих проблем, способствует невротизации, истощению жизненно необходимых ресурсов, создает угрозу здоровью [2, с. 57]. Средняя степень СТ выявлена у 55,2 % опрошенных, что является нормальной реакцией на различные обстоятельства. Низкая степень СТ отмечена у 10,5 % первокурсников, что может быть связано с высокой самооценкой, уверенностью в своем выборе и более эффективной адаптацией к новым условиям. При сравнении студентов первого и пятого курсов выявлена более высокая степень СТ у старшекурсников [2, с. 57].
Анализ результатов опроса выявил статистически значимый более высокий уровень ЛТ (p = 0,05) и СТ (p = 0,02) у студентов, не соблюдающих режим питания. Более низкий уровень ЛТ отмечается у студентов, имеющих отдельное рабочее место для занятий (р = 0,04) и проводящих на свежем воздухе более 3 ч в день (р = 0,05). Высокий уровень СТ чаще наблюдается у студентов, занятых внеаудиторной работой (р = 0,05), а также ведущих малоподвижный образ жизни (р = 0,001).
Выводы
1. В период адаптации к новым условиям у студентов-первокурсников наблюдается наличие симптомов заболеваний всех систем организма, но наибольшее количество жалоб отмечено со стороны нервной, пищеварительной и костно-мышечной систем.
2. Среди симптомов заболеваний НС больше всего жалоб было на утомляемость, головную боль, раздражительность; ПС – на урчание и изжогу, нарушение аппетита, боли в эпигастрии; КМС – на искривление позвоночника и боли костно-суставные; ДС – на одышку и кашель; ССС – на боли в области сердца, пониженный и повышенный уровень артериального давления. У большинства студентов отмечалась аллергия на пищу, цветущие растения, прививки, лекарства и косметику. В числе симптомов заболеваний МПС превалировали нарушения менструального цикла и поясничные боли.
3. Более половины суточного фонда времени у студентов занимает учебная нагрузка, в том числе внеаудиторная самостоятельная деятельность (курсы, факультативы), которой чаще занимаются девушки. Две трети опрошенных студентов имеют отдельное место для подготовки к занятиям, что существенно снижает количество симптомов заболеваний КМС.
4. Значительная часть студентов не соблюдает режим питания и рекомендуемую продолжительность ночного сна, что связано с поздним засыпанием (после 24 часов). Основная часть студентов-первокурсников не имеют вредных привычек. При этом чаще наличие вредных привычек отмечалось у юношей.
5. Установлено, что студенты из полных семей реже указывали наличие симптомов заболеваний ССС, МПС и КМС. У молодых людей, которые проводят отдых на море, отмечалось меньше количество симптомов заболеваний НС.
6. У большинства респондентов наблюдается высокий уровень ЛТ и средний уровень СТ. При этом более высокая степень ЛТ и СТ выявлена у тех, кто не соблюдает режим питания. Студенты, занятые внеаудиторной работой, а также ведущие малоподвижный образ жизни, имеют высокий уровень СТ. Низкая ЛТ отмечается у студентов, имеющих отдельное рабочее место для занятий и проводящих на свежем воздухе более 3 ч в день.