Введение
В Кыргызстане первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) остается приоритетным направлением реформ здравоохранения. Государственной программой на 2019−2030 гг. «Здоровый человек – процветающая страна» предусмотрено развитие рациональной модели первичной медико-санитарной помощи, включая улучшение в области лечения, профилактики и раннего выявления заболеваний, расширение спектра услуг, совершенствование механизмов оплаты, введение электронных карт пациентов и других информационных технологий и повышение квалификации персонала [1, 2].
Система здравоохранения Кыргызской Республики (КР) находится в процессе реформирования, направленного на повышение качества медицинских услуг, включая стоматологическую помощь. В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на выявление системных проблем, на повышение уровня и качества жизни человека, на обеспечение доступной квалифицированной медицинской помощи населению, был издан Указ Президента КР, в котором был взят вектор на модернизацию службы общественного здравоохранения, первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской и стационарной помощи. В Указе четко отмечена необходимость в приоритетном порядке пересмотра структуры и методов работы организаций здравоохранения первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику, раннее выявление, точную диагностику и лечение болезней, внедрения совершенно новой системы организации здравоохранения [3].
Аккредитацией называют процесс признания высокого уровня работы медицинского учреждения, которое предоставляет качественные и своевременные услуги пациентам с соблюдением высоких стандартов в сфере здравоохранения, а также необходимых требований к квалификации персонала. Аккредитация представляет собой системный подход к повышению общего уровня медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией. В связи с длительной историей аккредитации в мире было накоплено немало данных о том, какие изменения можно ожидать по итогам ее проведения и с какими трудностями можно столкнуться в процессе прохождения [4–6].
Аккредитация медицинских учреждений в КР проводится в соответствии с национальной системой аккредитации и утвержденным стандартом, разработанным на основе международного опыта [7, 8].
Основные этапы аккредитации включают: подготовку к процедуре аккредитации, самооценку соответствия стандартам, внешнюю экспертизу, аудит независимыми экспертами и выдачу сертификата при условии соответствия стандартам, которые ранжированы по степени важности и значимости на основе нормативного правового регулирования. Положительное влияние первого этапа аккредитации государственной стоматологической сети (за период с 2009 по 2017 г.) отражено в улучшении инфраструктуры стоматологических поликлиник, модернизации материально-технических баз и создании комфортных условий для пациентов. А также в повышении квалификации персонала внедрением системы непрерывного медицинского образования, в повышении качества услуг путем стандартизации процессов диагностики и лечения [9].
В целом имеющийся опыт прохождения процедуры аккредитации самостоятельных стоматологических поликлиник, с учетом освещения проблем и несоответствия стандартам [9], и структурная модернизация организаций здравоохранения стоматологического профиля в настоящее время послужили основанием для формулирования цели исследования.
Цель исследования – выявить ключевые изменения в государственной стоматологической сети и кадровом потенциале, проанализировать ее структуру и динамику, а также совершенствовать методологию процедуры аккредитации на первичном уровне здравоохранения.
Материалы и методы исследования
Базой исследования стал сборник «Здоровье населения и деятельность организаций здравоохранения Кыргызской Республики» Центра электронного здравоохранения при Министерстве здравоохранения КР [10].
Методы исследования: аналитический и статистический.
Результаты исследования и их обсуждение
По состоянию на 2023 г. по всей республике функционирует 12 самостоятельных стоматологических поликлиник. Число организаций здравоохранения первичной медико-санитарной помощи в структуре центров общеврачебной практики (ЦОВП) и центров семейной медицины (ЦСМ), имеющих стоматологические отделения и кабинеты, значительно больше и составляет 60 ед. Всего организаций здравоохранения, предоставляющих стоматологические услуги, насчитывается 72. Распределение по регионам: г. Бишкек занимает лидирующую позицию по количеству самостоятельных стоматологических поликлиник (5 ед.), в г. Ош 2 стоматологические поликлиники. В региональном разрезе: в Чуйской области 2 ед., в Джалал-Абадской, в Ошской и Таласской областях по 1 самостоятельной стоматологической поликлинике.
Следует отметить, что в Баткенской, Ыссык-Кульской и Нарынской областях отсутствуют самостоятельные стоматологические поликлиники за счет реорганизации в стоматологические отделения первичного уровня здравоохранения. В двух крупнейших городах количество стоматологических отделений составило: г. Бишкек – 7 ед., с преимущественным показателем по г. Ош – 12 стоматологических отделений в структуре ПМСП (табл. 1).
Таблица 1
Государственная стоматологическая сеть КР (по состоянию на 2023 г.).
№ |
Наименование регионов |
Самостоятельные стоматологические поликлиники (абс./%) |
Организации здравоохранения ПМСП, имеющие стоматологические отделения и кабинеты (абс./%) |
1. |
г. Бишкек |
5 (6,94 %) |
7 (9,72 %) |
2. |
г. Ош |
2 (2,78 %) |
12 (16,67 %) |
3. |
Баткенская область |
– |
5 (6,94 %) |
4. |
Джалал-Абадская область |
1 (1,39 %) |
14 (19,44 %) |
5. |
Иссык-Кульская область |
– |
8 (11,11 %) |
6. |
Нарынская область |
– |
1 (1,39 %) |
7. |
Ошская область |
1(1,39 %) |
3 (4,17 %) |
8. |
Таласская область |
1(1,39 %) |
4 (5,56 %) |
9. |
Чуйская область |
2 (2,78 %) |
6 (8,33 %) |
ИТОГ |
Кыргызская Республика |
12 (16,67 %) |
60 (83,33 %) |
Таблица 2
Обеспеченность врачами-стоматологами в динамике за 2021–2023 гг.
№ |
Наименование регионов |
Врачи-стоматологи |
||
Абс. число на 10 тыс. населения |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
||
1. |
г. Бишкек |
178 /1,6 |
157 /1,4 |
161 /1,4 |
2. |
г. Ош |
130 / 3,9 |
103 / 2,9 |
103 /2,8 |
3. |
Баткенская область |
81 / 1,4 |
93/ 1,6 |
97 / 1,7 |
4. |
Джалал-Абадская область |
128 / 1,0 |
109 / 0,8 |
125 / 0,9 |
5. |
Иссык-Кульская область |
61 /1,2 |
60/ 1,1 |
62 / 1,1 |
6. |
Нарынская область |
21 / 0,7 |
21/ 0,7 |
22 /0,7 |
7. |
Ошская область |
259 / 1,8 |
248/ 1,7 |
247 /1,7 |
8. |
Таласская область |
19 / 0,7 |
20/0,7 |
16 / 0,6 |
9. |
Чуйская область |
139 / 1,4 |
120/ 1,1 |
124 / 1,1 |
10. |
Кыргызская Республика |
1164 / 1,7 |
1073 /1,5 |
1105 / 1,5 |
Областные организации здравоохранения реорганизованы в стоматологические отделения и кабинеты путем слияния в центры общеврачебной практики, в Джалал-Абадской области сосредоточено максимальное количество – 14 стоматологических отделений. В Иссык-Кульской, Чуйской и Баткенской областях находятся на среднем уровне доступности услуг по 8, 6 и 5 ед. соответственно. И, конечно, вызывают озабоченность показатели инфраструктуры ниже среднего в Таласской области – 4, в Ошской – 3, а в Нарынской области самый низкий уровень доступности стоматологических услуг, так как имеется всего одно стоматологическое отделение.
Таким образом, доступность стоматологических услуг для населения варьируется в зависимости от региона. Наибольшее количество стоматологических отделений сосредоточено в Джалал-Абадской области (14), что делает ее лидером по обеспеченности стоматологическими услугами. В крупнейших городах страны доступность неоднородна: в Бишкеке функционирует 7 стоматологических отделений, а в Оше – 12. Средний уровень доступности отмечается в Иссык-Кульской (8 отделений), Чуйской (6 отделений) и Баткенской (5 отделений) областях. Самая низкая доступность стоматологических услуг зафиксирована в Нарынской области (1 отделение), а также в Таласской (4 отделения) и Ошской (3 отделения) областях. Это вызывает обоснованную озабоченность и требует особого внимания.
Динамика и состояние кадрового потенциала исследовалось за 2021–2023 гг. в двух крупных городах и в семи областях. Так, в 2021 г. по официальным данным в государственной стоматологической сети насчитывалось 1164 стоматолога (1,7 на 10 тыс. населения). К 2023 г. их число снизилось до 1105 (1,5 на 10 тыс. населения), что говорит о небольшом снижении обеспеченности стоматологами в масштабах страны (табл. 2).
В Бишкеке произошло некоторое снижение числа стоматологов, с 178 до 161, при этом показатель на 10 тыс. населения остался неизменным – 1,4. В Оше наблюдается заметное сокращение числа стоматологов с 130 до 103, а показатель на 10 тыс. населения снизился с 3,9 до 2,8. Сокращение численности отмечено и в Таласской области: с 19 стоматологов в 2021 г. до 16 в 2023 г., обеспеченность упала до 0,6 на 10 тыс. населения, то есть до критически минимального уровня.
Однако в региональном разрезе Баткенская область показала незначительный рост численности стоматологов с 81 до 97, а обеспеченность увеличилась с 1,4 до 1,7 на 10 тыс. населения. Джалал-Абадская область также демонстрирует положительную динамику: численность стоматологов увеличилась с 109 в 2022 г. до 125 в 2023 г. Нарынская область остается на самом низком уровне: всего 22 стоматолога и обеспеченность 0,7 на 10 тыс. населения. Иссык-Кульская и Чуйская области остаются на примерно одинаковых уровнях обеспеченности (1,1 стоматолога на 10 тыс. населения).
В масштабах страны заметно обозначились региональные дисбалансы. Так, лидером по обеспеченности стоматологами является г. Ош, несмотря на снижение численности до 2,8 на 10 тыс. населения в 2023 г. Наименее обеспеченными оказались Нарынская (0,7 на 10 тыс.) и Таласская области (0,6 на 10 тыс.).
В целом по республике наблюдается снижение численности стоматологов на 59 чел. за период с 2021 по 2023 г., соответственно, показатель обеспеченности снизился с 1,7 до 1,5 на 10 тыс. населения, этому способствовали прежде всего внешняя и внутренняя миграция стоматологических кадров и социально-экономические показатели в целом по республике. Так, городские регионы (г. Бишкек и г. Ош) остаются наиболее обеспеченными стоматологами. Отдаленные области, такие как Нарынская и Таласская, имеют крайне низкую обеспеченность стоматологическими кадрами несмотря на показатели численности и плотности населения. Но все же заметен незначительный рост в отдельных регионах: так, Баткенская и Джалал-Абадская области показали положительную динамику как в абсолютных цифрах, так и в расчете на 10 тыс. населения.
Таким образом, обозначена общая тенденция к сокращению численности стоматологов в ключевых регионах, включая г. Бишкек, Ош и Таласскую область, что свидетельствует о трудностях в привлечении и удержании специалистов. Стабильный показатель на душу населения в Бишкеке (1,4 на 10 тыс.) говорит о непропорциональном снижении численности стоматологов при растущей численности населения. Город Ош, несмотря на снижение численности стоматологов, остается лидером по обеспеченности (2,8 на 10 тыс.), но эта динамика требует внимания, чтобы избежать дальнейшего ухудшения. Критическая ситуация в Таласской (0,6 на 10 тыс.) и Нарынской (0,7 на 10 тыс.) областях, где обеспеченность стоматологами упала до минимального уровня. Положительная динамика наблюдается в Баткенской и Джалал-Абадской областях, где увеличилась численность стоматологов и уровень обеспеченности на душу населения, однако в данных регионах прогнозируется прирост населения и, следовательно, ожидается кадровый дисбаланс в сравнении с крупными городами. В целом региональные дисбалансы остаются острыми, что создает значительные различия в доступе населения к стоматологическим услугам.
Заключение
Проведенный структурный и динамический анализ государственной стоматологической сети и кадрового потенциала в контексте аккредитации показал, что в целях совершенствования стоматологической службы необходимы постоянный мониторинг и анализ потребностей населения в стоматологических услугах в регионах с низкой обеспеченностью для определения приоритетных зон размещения новых отделений. Увеличение числа стоматологических отделений в областях с низким уровнем доступности (Нарынская, Ошская, Таласская области) через открытие новых кабинетов в рамках первичной медико-санитарной помощи. Усиление материально-технической базы существующих стоматологических отделений в менее обеспеченных регионах для повышения качества и доступности услуг. Руководителям стоматологической службы необходимо разработать и внедрить программу мобильной стоматологии: передвижных стоматологических кабинетов для временного улучшения доступности услуг в отдаленных районах.
Разработка региональных программ по привлечению стоматологов в Таласскую и Нарынскую области, включая предоставление финансовых стимулов (доплаты, субсидии) и улучшение условий труда. Необходимы постоянные мотивация и поддержка действующих специалистов в регионах с низкой обеспеченностью через повышение заработной платы, возможности профессионального роста и социальные льготы. Рассмотреть вариант создания мобильных стоматологических бригад для временного покрытия нехватки специалистов в Таласской и Нарынской областях.
Укрепление системы непрерывного медицинского образования, до- и последипломного образования: увеличить количество целевых мест в медицинских вузах с обязательным распределением выпускников, ординаторов в регионы с низкой обеспеченностью, организовывать выездные циклы повышения квалификации врачей-стоматологов.
Руководителям организаций здравоохранения ПМСП необходимо проводить мониторинг региональных дисбалансов: ежегодно отслеживать численность стоматологов и обеспеченность услугами с учетом численности населения, для оперативного реагирования на негативные изменения. Развитие государственно-частного партнерства на местах: стимулировать открытие частных стоматологических кабинетов в регионах с низкой доступностью через налоговые льготы и субсидии. Информационные компании для населения: информирование о доступных стоматологических услугах, включая возможности мобильных кабинетов и частных клиник. Повышение кадрового потенциала: реализация программ по привлечению стоматологов в регионы с низкой обеспеченностью, включая предоставление социальных льгот и стимулирующих выплат.
Анализ первого этапа внедрения системы аккредитации государственной стоматологической сети однозначно продемонстрировал положительные изменения в стандартизации работы стоматологических поликлиник, в улучшении качества оказываемых услуг и в повышении профессиональной квалификации медицинского персонала.
В то же время выявлены проблемы, связанные с неравномерным распределением стоматологических поликлиник, отделений и катастрофической нехваткой специалистов в отдельных регионах, недостаточной материально-технической базой, а также необходимостью усиления контроля за процессами аккредитации. Эти аспекты требуют дополнительного внимания со стороны государственных органов и представителей профессионального сообщества.
В целом для повышения устойчивости и эффективности государственной стоматологической сети важно продолжить совершенствование системы аккредитации, разработать программы поддержки медицинских кадров в регионах, а также инвестировать в развитие инфраструктуры и технологий. Такой комплексный подход позволит обеспечить равный доступ населения к качественным стоматологическим услугам и повысить общее состояние здоровья граждан Кыргызской Республики.