Scientific journal
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

THE PROBLEM OF DIAGNOSTICS AND REHABILITATION OF PERSONS WITH VOICE DISORDERS

Barabanov R.E. 1
1 The Academy of Medical and Technical Sciences of the Russian Federation
The relevance of this article due to the fact that the violation of votes to become frequent among people rechegolosovyh professions. The author considers as the most important physiological and social phenomenon of man - the voice. The article describes the main stages of the specialists for the successful treatment of voice disorders.
voice
voice pathology fonopediya
phoniatrician
fonoped.

Голос – уникальное явление не только физиологическое, но и социальное [10]. Необходимость владения красивым и здоровым голосом обуславливается возрастающей степенью потребности речеголосовых профессий (Лаврова Е.В., 2004). Но вместе с тем растет процент людей, у которых все чаще диагностируется та или иная степень нарушения голоса.

Нарушение голоса в настоящий момент привлекает все большее внимание специалистов, работающих в различных сферах культуры, образования и медицины [11]. Наболевшим является вопрос комплексной диагностики и реабилитации лиц с нарушением голосовой функции [2].

Перед врачами и специальными педагогами стоит задача в правильной и грамотной диагностике, а также в оказании квалифицированной помощи такого рода пациентам.

В настоящее время все чаще встречаются случаи, когда пациентам либо не в полной мере оказывается первичная консультативная помощь, либо совершенно ошибочно выставляется диагноз и определяется направление дальнейшей медико-педагогической реабилитации (Василенко Ю.С., 2004; Рудин Л.Б., 2012 и др.) [1, 14].

Ставя перед собой задачу обратить внимание многих смежных специалистов во многих областях медицины, образования и культуры на проблему качественной и грамотной диагностики, хочется добиться адекватной реакции врачей, логопедов, педагогов по вокалу и сценической речи на вопросы комплексной диагностики и медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением голоса.

Особую роль в цепи оказания квалифицированной помощи людям с патологией голоса имеют врачи общей практики: педиатры [3] и терапевты [8], к которым в первую очередь обращаются лица с нарушением голоса за первичной консультацией. И здесь встает вопрос правильной оценки состояния больного и определения верной стратегии дальнейшего обследования. В этом отношении вытекает наружу неясное и, порой, неверное представление многих терапевтов и педиатров о природе возникновения голосовой патологии, ее этиопатогенетических механизмах и клинико-психологических проявлениях [2]. Особое значение имеет межотраслевое взаимодействие среди медицинских кадров, психологов и педагогов [4, 13]. Необходимость комплексного обследования с привлечением фониатров, фонопедов, неврологов, эндокринологов и других специалистов обретает все более и более важное значение.

Необходимо заострить внимание специалистов на том, что обратившийся к ним человек с той или иной степенью осиплости или охриплости требует всестороннего обследования, так как причина голосовой патологии может крыться в нарушенном функционировании любой анатомической системы человека и имеет мультифакторное происхождение. Неправильно ограничиваться только общими рекомендациями по поводу лечения, тем более, что часто охриплость или осиплость квалифицируют как следствие вирусных, воспалительных инфекций [12], не обращая внимания на более глубокие вероятностные причины возникновения дисфоний и афоний различного генеза. Поэтому особое значение имеет содружественная работа терапевтов и педиатров с психоневрологами, эндокринологами, фониатрами в плане установления точного диагноза и определения плана работы по лечению и реабилитации такого рода пациентов.

Безусловно, ключевую роль в оказании специализированной помощи имеют фониатры и фонопеды. Голос человека, как уже было сказано выше, – это его отличительная черта, а для многих людей – главное профессиональное орудие труда [1]. Это касается представителей таких профессий, как профессиональные певцы, актеры театра и кино, учителя, воспитатели, юристы и прочие.

Голос, как функциональный механизм, в его акустическом и анатомо-физиологическом аспектах изучает такая отрасль, как фониатрия. Фониатрия – это раздел оториноларингологии, посвящённый проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата [1].

Врач-фониатр занимается диагностикой голоса и развитием его функциональных возможностей. Именно он после первичного осмотра терапевтом или педиатром должен принимать участие в диагностике и реабилитации лиц с нарушением голоса.

Что же такое голос и голосоречевая система? Что оказывает влияние на работу и состояние голосодыхательной системы?

На состояние голосоречевой системы оказывает влияние нормальная работа очень многих органов и систем: легких, бронхов, трахеи, голосовых складок, полости рта, носа и придаточных пазух, желудочно-кишечного тракта и так далее. Заболевания любого из этих органов может привести к различным проблемам с голосом.

Многочисленные хронические заболевание органов и систем, не входящих в состав голосодыхательного аппарата, могут обусловливать неполноценность его функций даже в случае отсутствия каких-либо патологических изменений в гортани [7]. Сюда относятся заболевания нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и легких. Так же причинами нарушения голосовой функции могут быть стрессы, перегрузки и многое другое. Именно поэтому так важно межотраслевое взаимодействие специалистов, сталкивающихся с лицами с нарушением голоса.

В процессе лечения должен проводиться не только медикаментозный курс лечения, а так же специальная голосовая реабилитация – фонопедия.

Фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками. Фонопедия является основным, высокоэффективным и неинвазивным методом реабилитации голосовой функции.

Занимаются восстановлением голоса логопеды (логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и коррекции специальными педагогическими приемами), прошедшие специализацию по фонопедии (фонопеды). Занятия включают дыхательные, голосовые упражнения, релаксационный тренинг, применяются современные компьютерные технологии и психотерапия. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от диагноза и степени нарушения голоса. Овладение навыком правильного голосоведение позволяет наилучшим образом раскрыть возможности голоса как взрослым, так и детям.

Цель фонопедических занятий – привить и закрепить правильные голосодыхательные навыки и восстановить нарушенный баланс между отделами голосового и дыхательного аппарата, которые принимают участие в голосообразовании. Использование методов фонопедии в сочетании с медикаментозным терапевтическим лечением, дает возможность быстро восстановить утраченный голос.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что безусловное значение в диагностике и реабилитации лиц с нарушением голоса имеет работа специалистов разного профиля. Необходимо, чтобы в обследовании данного контингента принимали участие различные специалисты на основе бригадного подхода. Это поможет скоординировать их усилия и сделать реабилитацию более эффективной. Представленную идею еще с 70-х годов прошлого столетия начали поддерживать многие зарубежные специалисты [Moore, 1967; ONeill, McGee, 1962]. Brodnitz (1971), например, отмечал необходимость тесного сотрудничества между терапевтом, фонопедом и оториноларингологом; он подчеркнул, что голосовая реабилитация требует комплексного подхода и учета медицинских, функциональных и психологических аспектов нарушения голоса. F.В. Wilson (1972) говорил, что для успешного лечения нарушений голоса необходимо тесное сотрудничество между родителями, врачами, педагогами и психологами. Поэтому работа ряда специалистов должна на наш взгляд включать четыре последовательные стадии:

- исходное комплексное обследование (консилиумы при необходимости таковых);

- совместную разработку медико-психолого-педагогической системы реабилитации;

- оценку эффективности лечения;

- контрольное наблюдение.