Scientific journal
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

PSYCHOLOGICAL ESCORT OF THE MILITARY PERSONNEL AT EXECUTION OF THE CONSCRIPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Volkova N.S. 1
1 Regional clinical psychiatric hospital «Bogorodskoye»
Article is devoted to psychological escort of the military personnel at execution of military duties. The conscription of citizens of the Russian Federation provides: military account; obligatory preparation for military service; an appeal on military service; passing of a military service; stay in a stock; an appeal on military collecting and passing of military collecting during stay in a stock. Psychological maintenance at each stage has the features. At the first contact with an appeal personal records of recruits are collected not only psychometric data, data on a condition of their somatic health, but also psychological characteristics of parents, educational, educational institutions, further «professional psychological selection» in a military commissariat it is directly connected with vital plans of the specific young man. Psychological work in part and division acts first of all as system of regulation of processes of special type – psychological and social and psychological. Belong to duties of the military psychologist psychological prevention of violations of military discipline; psychological work on ensuring alert; psychological preparation of staff, professional psychological selection and rational distribution of the military personnel; psychological assistance; psychological prevention and psychological correction.
conscription
psychological maintenance.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» [2], другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Нам близко восприятие Караяни А.Г., Волобуевой Ю.М. по истории становления военно-психологического знания в России. В работе раскрыты основные этапы развития военно-психологической теории и практики, дается характеристика объекта и предмета военной психологии, показано место военной психологии в системе наук, обоснованы общие и специальные задачи военной психологии [7]. Губиным В.А., Загорюевым А.Л была предложена теоретическая модель направленности на военно-профессиональную деятельность как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека [4].

Психологическое сопровождение имеет свои особенности и изучено многими авторами на разных этапах прохождения военной службы – у призывников (Рындина О.Г. [11], Солнышков А.Ю. [12], Шапошников М.С. [14]), контрактников (Федичев Г.Г. [1], Петимко А.И [9]), военного руководства (Боенко А.В., Гончаров А.И. [3], Корчемный П.А. [8]), и в разных условиях. На примере своего психиатрического учреждения мы также неоднократно анализировали вопросы психологического обследования, сопровождения и реабилитации призывников (Ивановская региональная психиатрия 2008 [5] и 2011 [6], Психопрофилактика, современное понимание, 2010 [10]).

На всех этапах исполнения воинской обязанности роль психологического сопровождения неоспорима. С 16 лет юноши проходят процедуру первичной приписки в районных военкоматах. В личных делах призывников собираются не только психометрические данные, данные о состоянии их соматического здоровья, но и психологические характеристики родителей, учебных, образовательных учреждений, отражающие психологические особенности развития юношей, их способности к адаптации.

К 18-ти годам молодой человек стремится выбрать профессию на основе своих пожеланий, представлений о своих возможностях, способностях и особенностях характера. По этой причине «профессиональный психологический отбор» (ППО) в военном комиссариате напрямую связан с жизненными планами конкретного молодого человека.

В общем виде задачи ППО можно определить как выявление характерных для призывника устойчивых базовых психологических свойств и соотнесение их с профессионально важными качествами, которые требуются для успешного прохождения военной службы на воинских должностях («командных», «операторских», «связи и наблюдения», «водительских», «специального назначения», «технологических»). Личностные свойства призывника изучаются для уточнения его пригодности к обучению определённой воинской специальности. Изучение ведётся по трём основным направлениям: психологическому, социально-психологическому и психофизиологическому. По итогам ППО психологом выносится одно из следующих заключений о пригодности призывника к конкретным воинским должностям: I категория – рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям выбранной специальности; II категория – в основном соответствует; III категория – минимально соответствует и допускается при недостатке кандидатов; IV категория – не соответствует и не рекомендуется для обучения по данной специальности.

Полученные в военкомате результаты ППО используются при последующем распределении военнослужащих в учебных соединениях и воинских частях. Тестирование в военном комиссариате проводится с применением тестовой батареи, в которую входят: «S-test» – графический субтест для оценки зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени; «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) для оценки общих познавательных способностей; «Опросник воинской профпригодности» (ВПП) для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения); анкета «Прогноз» – для дополнительного уточнения нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов. В целом тестирование даёт наиболее общую характеристику личности призывника, его эмоциональной и когнитивной сферы.

Психологическая работа, непосредственно в военной части, возлагается на штатного психолога, определяется нормативными документами как система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск, по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск. Подразумевается, что командный состав всех воинских подразделений владеет необходимым знанием психологических особенностей каждого индивидуума и групповых процессов. На офицеров возлагается ответственность за благополучное функционирование воинского подразделения, обязанность своевременно информировать психолога, медицинскую часть о замеченных неблагоприятных изменениях, «тревожных» тенденциях, ежедневное отслеживание и анализ психологического благополучия военнослужащих.

Психологическая работа в части и подразделении выступает прежде всего как система регулирования процессов особого типа – психологических и социально-психологических.

Военный психолог выполняет широкий круг задач.

Психологическая работа организуется и проводится по направлениям:

- изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;

- изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;

- психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных происшествий;

- психологическая работа по обеспечению боевого дежурства;

- психологическая подготовка личного состава;

- профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;

- психологическое просвещение личного состава;

- психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;

- противодействие негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.

Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость.

По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.

Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на этапе первичного изучения, направленные командирами (начальниками), офицерами органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской дисциплины, а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью.

Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку предложений по их коррекции, индивидуализации воспитательной работы, обучения.

Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским специалистом.

Сведения о военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью психолог части заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части.

Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях последующее изучение личного состава может носить характер углубленного изучения.

Психолог части по итогам изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава заполняет социально-психологическую карту личности на военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса (Приложение № 3 к настоящему Руководству).

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах организуется и проводится психологом части совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе.

При этом решаются следующие задачи:

- оценка психологических последствий управленческой деятельности органов военного управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности;

- поддержание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

- прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др.

Один раз в период обучения по указанию соответствующего командира психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.

Во вновь сформированных подразделениях изучение социально-психологических процессов и явлений проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектования. Динамика социально-психологических процессов и явлений оценивается по результатам двух-трехкратного обследования в период обучения.

В обязанности военного психолога входят так же следующие виды деятельности:

1) психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины;

2) психологическая работа по обеспечению боевого дежурства;

3) психологическая подготовка личного состава (организуется и проводится с целью достижения военнослужащими, воинскими коллективами способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности);

4) профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих; психологическое просвещение (позволяет приобщить офицерский состав, других военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал Вооруженных Сил к психологическим знаниям);

5) психологическая помощь (оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала).

При этом решаются задачи:

а) разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;

б) поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;

с) психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;

д) психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности.

Деятельность психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу Вооруженных Сил включает три основных этапа: диагностика объективного состояния, психологическое воздействие, психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога).

6) психологическая профилактика (систематическая, согласованная работа психолога, других должностных лиц по предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в воинских коллективах, у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала; создание и контроль благоприятных психологических условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждение психологической перегрузки личного состава; формирование здорового социально-психологического климата в воинской части; оказание психологической поддержки военнослужащим, особенно молодым воинам в период адаптации к военной службе).

7) психологическая коррекция (организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части).

К личности психолога предъявляются высокие требования. В качестве профессионально важного качества выделяется такое целостное структурное образование, как психологическая проницательность, которая проявляется в умении видеть проблемы, способность внимательно слушать людей, с учетом возрастных, индивидуальных, социальных, национальных особенностей. Самое главное, характеризующее особенности и качества специалиста, – это душеведческая направленность к проявлениям чувств, ума и характера другого человека, наблюдательность к проявлениям его душевной деятельности, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявления поведения, образа мыслей, выдержка и умение контролировать свои эмоции и импульсы. Особое место занимают коммуникативные качества: общительность, умение слушать, умение правильно излагать свои мысли, четкость, раздельность устной речи, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания.

Особое значение придается соблюдению этических норм в работе с человеком, ценностным ориентациям психолога, осознанию им уровня своего профессионализма и степени ответственности, как своеобразной меры воздействия и вмешательства в жизнь другого человека.

Рассматриваемые требования можно сформулировать в ряде принципов:

1) принцип соблюдения тайны;

2) принцип ненанесения ущерба;

3) принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4) принцип комплексной диагностики и психологической помощи;

5) принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности;

6) принцип эффективности рекомендаций;

7) принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений.

Таким образом, психологическое сопровождение в виде консультирования или психокоррекции необходимо на всех этапах исполнения воинского долга военнослужащими. Оно проводится по общим правилам психологического исследования и воздействия и несет огромную социальную нагрузку.