Лечение ран мягких тканей на сегодняшний день является одной из основных и нестареющих проблем хирургии, значимость которой все более возрастает с развитием хирургической инфекции [1]. Проблемы местного лечения ран и гнойно-хирургических осложнений в настоящее время остаются одними из приоритетных и актуальных, несмотря на достигнутые успехи многочисленных исследований и бурное внедрение высоких технологий в современной хирургии проблемы [6, 31]. Это связано как с высокой частотой заболеваемости, так и с существенными материальными затратами, что переводит эту проблему из разряда медицинских в разряд социально-экономических, т.е. государственных [1, 15, 29].
Нарушения гомеостаза, функций внутренних органов, гнойно-воспалительные изменения развиваются у более чем 50 % больных с обширными ранами мягких тканей [2, 10, 14, 27, 41].
Активная разработка и внедрение в клиническую практику большого числа новых методов лечения ран мягких тканей, таких как, лазеротерапия, вакуумная обработка, ударно-волновая терапия ран, ультразвуковая обработка тканей, криовоздействие, плазменный ток, сорбционная терапия, озонотерапия, нанотехнологии, применение новейших биологических материалов и др., способствовало улучшению качества жизни пациентов с данной патологии. Хотя вопрос лечения ран остается открытом и требует активного решения [7, 8, 9, 10, 11, 12, 29, 31, 33, 37, 38, 39, 41].
Многие авторы акцентируют внимание на комплексом воздействие различных методов на течение раневого процесса, несмотря на то, что своевременная хирургическая обработка раны позволяет значительно снизить риск развития гнойно-септических осложнений [6, 22]. Хирургическая обработка инфицированной раны (гнойного очага) преследует следующие основные цели: удаление нежизнеспособных тканей, обеспечение условий для оттока раневого отделяемого, эвакуации продуктов тканевого распада и, тем самым, снижения общей интоксикации организма; создание предпосылок для благоприятного течения воспалительного процесса; снижение гипергидратации и ацидоза, нормализацию метаболизма тканей [6, 9, 16, 31]. Но одного хирургического лечения недостаточно. Большие усилия направлены на поиск местного лечения ран вспомогательными методами, такими как, применение антисептиков, антибиотиков [22, 29, 40], повязок, содержащих адсорбирующие средства [9, 32], наночастицы и ионы металлов [24, 34, 35, 36], препаратов коллагена [3], липосомальные растворы [28] и т.д.
Поэтому данная работа посвящена обзору современных методов регионального воздействия на раневой процесс.
Использование наночастиц меди определяется возможностью их использования в качестве регенерирующих и антибактериальных препаратов, так как способно оказывать катализирующее действие на регенераторные процессы тканей [5] В исследованиях отмечали положительное их влияние на течение раневого процесса, увеличение скорости заживления раны, нормализация гематологических показателей, а так же профилактическое влияние в отношении вторичного инфицирования ран, сто подтверждалось данными бактериологических исследований [4].
Применение гидролизата коллагена позволяет в более короткие сроки снизить обсеменённость раневой поверхности, а в комплексном воздействии совместно с гидроимпульсной санацией позволяет ускорить сроки образования фибрина и коллагена, что доказано морфологическими и гистохимическими данными [3].
Перспективным исследованием является использование некоторых биологически активных препаратов. Например, использование препарата «Антиран» на основе блоксополимера и ронилацетата деструктивные процессы завершаются на 4-8 сутки, репаративные процессы развиваются быстрее, что приводит к более раннему формированию рубца из грануляционной ткани [18].
В результате экспериментальных исследований применение мази с 1 % гиалоурановой кислотой приводит к неспецифических морфологических сдвигам в области повреждения, что проявляется сокращением общих сроков заживления на 3 дня [30].
В последнее время в практике общей хирургии для лечения ран мягких тканей используются фосфотидилхолиновые липосомы. Их положительное действие на процессы заживления, уменьшения отека, улучшения микроциркуляции, подавление роста патогенной микрофлоры, доказано экспериментально. Помимо этого липосомы обладают уникальной особенностью доставлять лекарственные препараты внутрь клетки, где и располагается возбудитель инфекции, позволяя проводить направленное лечение [28].
Препараты, повязки на основе ионов серебра наравне с антибиотиками обладают некоторыми антибактериальными эффектами: блокирование клеточного дыхания, окисление сульфидных групп белков, стимуляция появления свободных радикалов в клетке и т.д. Есть предположения что именно эти свойства тормозят развития резистентности в бактериальных клетках [21, 34, 36]. Согласно исследованиям Новикова М.Ю., перевязочные материалы с наночастицами серебра обладают выраженными антибактериальным действиями, улучшают репаративные процессы, протекающие в ране и способствуют более быстрому заживлению инфицированных поверхностей.
Использование же экзогенного оксида азота вызывает более раннюю смену дегенеративно-воспалительных процессов на регенеративные, по сравнению с методом лечения повязками. Положительное влияние было зафиксировано и со стороны показателей крови [25].
Некоторые авторы предлагают так же использовать озонированную композицию растительных масел. Использование олеозонотерапии в комплексе лечебных мероприятий инфицированных ран положительно влияет на сроки и скорость заживления ран. Длительность лечения таких больных сократилась в среднем на 30 % [17]. Местное применение Перфторана и Перфторана, насыщенного озоном, ведет к уменьшению первой фазы раневого процесса и достоверному сокращению сроков лечения больных [19].
Комбинация бацитрацина и неомицина обладает подходящим спектром антибактериального действия. Длительность бактерицидного эффекта комбинации препаратов в составе мази и порошка позволяет охватить большее число ран с различной степенью экссудации и на различных этапах лечения, а также возможность использовать совместно с современными перевязочными материалами [23].
Перспективным направлением является использование аутодермопластики [16] для закрытия обширных дефектов. Применение демферных швов [26], биорезорбированного антимикробного шовного материала [20] открывают реальные перспективы для эффективного использования таковых в хирургической клинике.
Таким образом, изучение литературы выявило, что местное лечение гнойных ран мягких тканей является одной из основных проблем общей хирургии. Возможный потенциал практического применения различных методов местного воздействия на раны в большинстве случаев остается не изученным в полной мере, что делает актуальным продолжение исследований в указанном направлении.