Scientific journal
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

TOPICAL ISSUES OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PATIENTS, BEING ON COMPULSORY TREATMENT AT THE PSYCHIATRIST

Kruglova A.I. 1 Kalinina A.N. 1 Barna I.V. 1
1 Regional clinical psychiatric hospital «Bogorodskoye»
Article considers topical issues at psychocorrection of the persons which are on compulsory psychiatric treatment. Relevance of both actions, and factors of professional competence of experts is considered. First, it is the legal competence including questions as the general legal orientation and legal questions of the organization of compulsory treatment or its separate types. Secondly, it is competence of features of carrying out compulsory at patients of different clinical groups – patients with schizophrenia, epilepsy, dependences and at different stages of compulsory treatment. Besides, medical technologies of psychological correction of this category of patients are considered. Psychocorrectional actions are directed: on restoration of trust to society; removal on the realized level, study of the intra personal conflicts; acceptance of, it as is; an opportunity to see errors of the behavior; formation of tolerance to behavior of other people; on change of the existing stereotype of interpersonal interaction.
psychiatry
compulsory treatment
psychological correction

Любое государство одной из своих главных обязанностей видит общественную безопасность. В том числе оно призвано и ограждать общество от общественно опасных деяний (ООД) путем применения к лицам, страдающим психическими расстройствами, принудительных мер медицинского характера (Спасенников Б.А.,2016, [1]). Само принудительное лечение лиц, совершивших ООД, относится к обязанностям государственной психиатрической службы. Направляя гражданина на принудительное лечение, суд оставляет организацию этого вида лечения в рамках компетенции самого психиатрического учреждения.

Эти вопросы требуют формирования профессиональной компетентности специалистов психиатрической службы (Руженская Е.В., Карасева Т.В., 2014, [2]). Данная компетентность складывается из нескольких компонентов. Во-первых, это правовая компетентность, включающая вопросы как общего правового ориентирования (Руженская Е.В., 2013, [3]), так и правовые вопросы организации принудительного лечения (Букреева Н.Д., Мерзликин А.Д., 2006, [4]) или отдельных его видов (Руженская Е.В., Дарьин А.С., Крутова Р.Н., 2015, [5]). Во-вторых, это компетентность в особенностях проведения принудительного у пациентов разных клинических групп – больных шизофренией (Балашов Д.Н., 2007, [6]), эпилепсией (Шпак А.В., Басинская И.А., 2010, [7]), зависимостями (Павлова А.А. [8]) и на разных этапах принудительного лечения – амбулаторном (Дмитриев А.С., Винникова И.Н., Лазько Н.В., Оспанова А.В., Морозова М.В., Савина О.Ф., 2011, [9], Мироненко М.С, 2013, [10]), стационарном (Булыгина В.Г., 2007, [11], Шандренкова А.А., 2014, [12], Бондарев Н.В., 2015, [13]), в психиатрическом стационаре специализированного типа (Долженко В.Д., Колосовский В.М., Шалабодова С.Ю., 2007, [14]), стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. В-третьих, это личностные профессиональные специалистов, участвующих в оказании данного вида психиатрической помощи – мотивация профессионального совершенствования (Руженская Е.В., 2010, [15]), поведение в конфликте (Руженская Е.В., 2013, [16]), установление комплаентности с пациентом (Дресвянников В.Л., Королькова И.И., Простяков А.И., 2010 [17]).

Приоритетный в настоящее время в психиатрии биопсихосоциальный подход подразумевает как медикаментозную (биологическую) терапию, так и психосоциальное направление, реабилитацию.

Целью реабилитационных программ больных на принудительном лечении по решению суда, является реадаптация пациента в окружающей среде, снижение уровня агрессивности и антисоциальных тенденций, выработка социально приемлемого поведения.

Акцент в психокоррекционной работе ставится на проработку агрессивного и социально неприемлемого поведения.

Психокоррекционные мероприятия направлены на:

1. Восстановления доверия социуму;

2. Выведение на осознаваемый уровень, проработку внутриличностных конфликтов;

3. Принятие себя, таким как есть;

4. Возможность увидеть ошибки своего поведения;

5. Формирование терпимости к поведению других людей, давая им право на ошибку;

6. На изменение существующего стереотипа межличностного взаимодействия.

Главная проблема, с которой сталкиваются психотерапевт и психолог в начале работы с больными, находящимися на принудительном лечении – это отсутствие мотивации больного для участия в психокоррекционной и психотерапевтической работе.

В ходе работы, в большинстве случаев мотивация у пациентов меняется. Ведущим мотивом становится личная заинтересованность процессом группового взаимодействия.

Для психокоррекции больных, находящихся на принудительном лечении, используют следующие методы:

1. Музыкотерапия – невербальный способ эмоциональных преобразований с помощью классических музыкальных произведений, направленный на формирование устойчивого ровного фона настроения, дающий пациенту возможность реально воспринимать окружающую среду и адаптироваться к новым условиям и новому окружению;

2. Суггестивно-образная терапия – синтетический сплав отдельных подходов и технологий ряда психотерапевтических методов позитивной психотерапии, гипнотических приемов, нейролингвистического программирования, осуществляющих эмоциональную коррекцию, когнитивную коррекцию, создающий антиаддиктивную мотивацию;

3. Телесно-ориентированная психотерапия – работа с телом пациента, включающая различные техники, направленные на восстановление пластики, координации движений, снятие мышечных зажимов, формирующих характерный мышечный панцирь, на обучение телесному контакту, на двигательное самовыражение, работу с границами и т.д.;

4. Арттерапия – средство, осуществляющее коррекцию поведения и нарушенных когнитивных функций посредством самовыражения и художественной экспрессии;

5. Коммуникативные тренинги и «общение», «доверие», позволяющие выявить и корректировать не эффективные, бессознательные программы поведения и дисфункциональные когнитивные установки деструктивных и антисоциальных моделей поведения пациентов.

При работе с такими пациентами очень важно стать помощником и партнером, поддерживать взаимопонимание, избегая «силовой» борьбы. Трудотерапия, у пациентов данной группы, длительная. В периоде стабилизации достигнутого эффекта и, наиболее активно, после снятия принудительного лечения перед выпиской из стационара начинается работа, направленная на восстановление или приобретение знаний и умений, необходимых пациенту.