Изучение современных подходов к диагностике кариозной болезни, с учетом ранних стадий ее проявления и активности, является перспективным и основополагающим при планировании, мониторинге и оценке эффективности лечебно-профилактических мероприятий [1–3].
Статистические исследования показывают, что систематический уход за полостью рта значительно снижает частоту заболеваний зубов: у школьников 7–9 летнего возраста при регулярном уходе за полостью рта в 71,3 % случаев наблюдалось наличие здоровых постоянных зубов, а при нерегулярном – 56 %. У школьников 12–14 лет – это различие еще более заметно: 44,6 % детей имели здоровые зубы среди ухаживавших за полостью рта, и лишь 20,4–25,2 % школьников имели здоровые зубы из числа не соблюдавших эти элементарные правила гигиены [4, 5].
Постоянство структуры эмали зубов обеспечивается процессами реминерализации в полости рта. Поверхностный кариес – это процесс необратимой деминерализации эмали. В зоне поражения эмали обнаруживается 25–35 % пор и микропространств, заполненных кариесогенными микроорганизмами [6–8]. Кариес эмали в стадии пятна – процесс обратимый. Опираясь на эти данные, необходимо совершенствовать комплексную профилактику кариеса зубов у населения, что позволит улучшить его стоматологический статус и предупредить функциональные нарушения зубочелюстной системы.
Цель исследования
Изучить состояние твердых тканей зубов у детей городского и сельского населения и клиническую эффективность применения системы «Icon» в терапии очаговой деминерализации эмали.
Материалы и методы исследования
В основу работы положены результаты обследования 100 детей в возрасте 12 лет. Основную группу составили 50 детей (25 мальчиков и 25 девочек), проживающих в сельской местности, контрольную группу – 50 детей (25 мальчиков и 25 девочек), проживающих в г. Иваново.
В ходе исследования изучены и проанализированы следующие показатели: КПУ (сумма К – кариозных, П – пломбированных, У – удалённых зубов), гигиенический индекс ИГР-У (OHI-S) J.C. Green, J.K. Vermillion (Oral Hygiene Indices Simplified), индекс ICDAS (выявление кариеса, оценка стадии развития кариозного процесса, оценка активности кариеса). Уровень резистентности кариеса определяли по А.Б. Недосеко: высокий уровень резистентности – лица, не имеющие кариозную полость; средний уровень резистентности – лица, имеющие кариозную полость у жевательной группы зубов (на молярах и премолярах); низкий уровень резистентности – с поражением зубов, кроме резцов нижней челюсти; очень низкий уровень резистентности – лица с поражением кариеса всех групп зубов.
Из обеих групп пациентов сформировали две группы детей с быстротекущей формой очаговой деминерализации эмали. В 1-ую группу вошли 13 человек, которым применили микроинвазивное лечение методом инфильтрации эмали системой «Icon», во 2-ой группе (15 человек) использовали реминерализирующие препараты (гели, лаки). Наблюдение за учащимися проводили в динамике через 3, 6 и 12 месяцев после применения реминерализирующих средств.
Оценку устойчивости эмали зубов к действию кислот проводили при помощи теста эмалевой резистентности (ТЭР-тест по В.Р. Окушко и Л.И. Косаревой).
Для проведения оценки окрашивания использована оттеночная 10-польная типографическая шкала синего цвета с 10 до 100 % интенсивности цвета. При интенсивности окрашивания 30 % – эмаль зубов, устойчивая к кислотным факторам, при окрашивании от 30 до 60 % – эмаль зубов, среднеустойчивая к действию кислот, при интенсивности от 60 до 100 % – эмаль зубов, неустойчивая к действию кислот.
По вопросам санитарно-гигиенических знаний по уходу за полостью рта проведено интервьюирование среди детей. Анкета включала 14 вопросов и была составлена согласно возрасту участников.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование позволило установить, что в основной группе обследованных детей наиболее высокий уровень резистентности кариеса зафиксирован у 9 человек (18 %); средний уровень – 15 (30 %); низкий уровень – 18 (36 %); очень низкий уровень – 8 (16 %).
В контрольной группе обследованных лиц эти показатели отличались и имели следующие значения: высокий уровень резистентности у 12 человек (24 %); средний уровень – 20 (40 %); низкий уровень – 14 (28 %); очень низкий уровень – 4 (8 %) (табл. 1).
Таблица 1
Уровень резистентности кариеса у детей
Уровень резистентности |
Группы детей |
|||
Основная группа |
Контрольная группа |
|||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Высокий |
9 |
18 |
12 |
24 |
Средний |
15 |
30 |
20 |
40 |
Низкий |
18 |
36 |
14 |
28 |
Очень низкий |
8 |
16 |
4 |
8 |
Итого |
50 |
100 |
50 |
100 |
Установлено, что в основной группе с очень низкой резистентностью детей в 2 раза больше, чем в контрольной.
В ходе осмотра школьников основной группы отмечается высокий уровень распространённости кариеса (82 %), среднецифровое значение индекса КПУ составило 3,11 (компонент «К» – 1,56; «П» – 1,28; «У» – 0,27). В контрольной группе зафиксирован средний уровень распространённости кариеса (76 %), среднецифровое значение индекса КПУ составило 2,73 (компонент «К» – 1,42; «П» – 1,12; «У» – 0,19) (табл. 2).
Таблица 2
Значение индекса КПУ у детей
Составляющие индекс КПУ |
Группы детей |
|
Основная группа |
Контрольная группа |
|
КПУ |
3,11 |
2,73 |
К |
1,56 |
1,42 |
П |
1,28 |
1,12 |
У |
0,27 |
0,19 |
Таблица 3
Оценка эффективности проведенной терапии в группах обследованных пациентов до лечения и в динамике через 3 месяца
Сроки обследования |
Динамика показателей деминерализации эмали |
|||
Наличие и интенсивность очагов деминерализации, баллы |
Оценка устойчивости эмали к действию кислот, % |
|||
1-ая группа, n = 13 |
2-ая группа, n = 15 |
1-ая группа, n = 13 |
2-ая группа, n = 15 |
|
До лечения |
7,3 ± 0,25 |
7,5 ± 0,21 |
72,4 ± 0,28 |
71,6 ± 0,27 |
Через 3 месяца после лечения |
4,5 ± 0,21 |
6,8 ± 0,20 |
42,6 ± 0,26 |
65,2 ± 0,29 |
Достоверность, P |
*** |
** |
– |
*** |
Примечание.** – p < 0,01; *** – p < 0,001.
Таблица 4
Оценка эффективности проведенной терапии в группах обследованных пациентов в динамике через 6 и 12 месяцев
Сроки обследования |
Динамика показателей деминерализации эмали |
|||
Наличие и интенсивность очагов деминерализации, баллы |
Оценка устойчивости эмали к действию кислот, % |
|||
1-ая группа, n = 13 |
2-ая группа, n = 15 |
1-ая группа, n = 13 |
2-ая группа, n = 15 |
|
Через 6 месяцев после лечения |
2,8 ± 0,27 |
4,2 ± 0,20 |
30,5 ± 0,21 |
51,4 ± 0,24 |
Через 12 месяцев после лечения |
0 |
3,6 ± 0,22 |
26,2 ± 0,25 |
42,8 ± 0,22 |
Достоверность, P |
– |
– |
*** |
*** |
Примечание. *** – p < 0,001.
В ходе исследования установлено, что индекс КПУ в основной группе в 1,14 раза выше, чем в контрольной.
Наиболее часто кариозные поражения диагностировались на окклюзионных поверхностях зубов обследованных городских детей и составили 44 %. На контактных поверхностях зубов наличие кариозного процесса отмечено реже и составило 30 %.
У сельских детей также превалировали кариозные поражения, локализованные на окклюзионных поверхностях зубов, и составили 54 %, то есть данный показатель был на 10 % выше, чем у городских детей. На контактных поверхностях зубов наличие кариеса диагностировано среди 34 % сельских детей.
Результаты исследования показали, что до проведения реминерализарующей терапии методом инфильтрации как в 1-ой, так и во 2-ой группе школьников показатели были почти одинаковыми (табл. 3). Выявлена неустойчивость эмали зубов к действию кислот, показатели ТЭР-теста составили 72,4 % и 71,6 %. Активность очагов деминерализации оказалась высокой и составила 7,3 и 7,5 баллов (в 1-ой и 2-ой группе соответственно).
Через 3 месяца после проведенного лечения показатели значительно улучшились в 1-ой группе школьников (табл. 3). При витальном окрашивании отмечено снижение показателя активности очагов деминерализации и ТЭР-теста почти в 2 раза, что составило соответственно 4,5 балла и 42,6 %.
Во 2-ой группе детей отмечены менее значимые изменения. Наличие и интенсивность очагов деминерализации оставались высокими и составили 6,8 балла, а эмаль зубов оказалась неустойчивой к действию кислот, значения ТЭР-теста составили – 65,2 %.
Через 6 месяцев после проведённого лечения (табл. 4) показатели в 1-ой группе в динамике улучшились: зафиксирована низкая активность очагов деминерализации (2,8 баллов) со средней устойчивостью эмали к действию кислот (30,5 %).
Во 2-ой группе показатели также улучшились, но отмечалась средняя степень интенсивности окрашивания очагов (4,2 балла и 51,4 %).
Через год динамического наблюдения за школьниками не отмечено прогрессирования кариозного процесса в обеих группах детей, однако изучаемые показатели оказались лучше в группе, где проведена инфильтрация эмали с использованием материала «Icon»: зарегистрировано отсутствие очагов деминерализации и устойчивость эмали к кислотным факторам (26,2 %). Во 2-ой группе у детей показатели оставались в средних значениях (3,6 балла и 42,8 %).
Таким образом, инфильтрация очагов поражения системой «Icon» является более эффективной реминерализирующей терапией, чем применение лаков и гелей, и препятствует развитию вторичного кариозного процесса, также способствует стабилизации патологического процесса в отдаленные сроки. Данные проведенного исследования свидетельствовали, что уже через 3 месяца после применения методики микроинвазивного лечения инфильтрацией эмали системой «Icon» отмечается достоверное уменьшение значений показателя активности очагов деминерализации и ТЭР-теста почти в 2 раза.
Анализ результатов анкетирования детей обеих групп выявил много недостатков в уровне их стоматологической просвещенности. Хотя практически все школьники знали о необходимости чистки зубов 2 раза в день (утром после завтрака и вечером перед сном), но на практике 18 % детей основной группы и 10 % контрольной группы не чистят зубы каждый день, не говоря уже о том, чтобы чистить зубы два раза в день.
Больше половины опрошенных (60 и 46 % соответственно) не всё знали о предметах и средствах гигиены полости рта и считали, что для чистки зубов достаточно иметь только зубную щетку с пастой, а зубными флоссами никогда не пользовались.
Также выяснились очень низкие знания у школьников о методике чистке зубов. Так, о необходимой продолжительности чистки зубов затруднились ответить 72 и 64 % опрошенных соответственно.
В ходе проведенного исследования установлены факты нерационального питания детей, частых перекусов между приемами пищи, употребления фастфуда, наличия вредных привычек особенно среди городских школьников 24 %. Большинство детей любят пользоваться жевательной резинкой, но применяют ее не по назначению, очень редко для очистки полости рта, а в основном городские дети 56 % – для освежения дыхания, а сельские дети 36 % – чтобы просто пожевать или надувать пузыри. Значительный процент опрошенных детей не знает о том, что при длительном нахождении жевательной резинки в полости рта снижается микротвердость эмали зубов, вследствие чего происходит их разрушение.
О необходимости посещать стоматолога 2 раза в год знает большинство детей обеих групп, 92 %, но идут к врачу только в случае появления острой боли.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости повышения мотивации среди школьников к усвоению санитарно-гигиенических навыков.
Всем детям был проведен комплекс стоматологических лечебно-профилактических мероприятий, включающий санацию полости рта, проведен ряд бесед, лекций по мотивации проведения профилактических мер. Также школьники обеих групп были обучены гигиене полости рта с проведением контрольного гигиенического индекса, который у детей до обучения был равен 2,43 ± 0,12, а после курса проведенного обучения снизился до 1,18 ± 0,15.
После проведенной профилактической работы выяснилось, что наиболее интересным и доходчивым материалом для детей стали прослушанные доклады с мультимедийными показами и мультфильм 42 %, на втором месте – уроки здоровья 36 %, на третьем месте – беседы 22 %.
Выводы
Анализируя полученные данные по активности кариозного процесса, можно заключить, что стоматологический статус детей, проживающих в сельской местности, ниже, чем у их сверстников, проживающих в городе, о чем свидетельствует у них недостаточный уровень санитарно-гигиенических знаний.
На уровень резистентности у детей влияют такие факторы, как отсутствие полноценного гигиенического ухода за полостью рта, низкий уровень оказываемой стоматологической помощи, неправильное питание, наличие вредных привычек. С целью повышения мотивации у детей к усвоению гигиенических навыков, санитарно-просветительную работу рекомендуется проводить не только с родителями, но и с педагогами и медицинским персоналом. Доказано, что эта работа благоприятно отражается на уровне знаний детей и мотивирует их к усвоению гигиенических навыков и в конечном итоге улучшает стоматологическое здоровье ребенка.
Высокая эффективность методики микроинвазивного лечения инфильтрацией эмали системой «Icon», удобство работы с ней, а также положительный клинический результат в отдаленные сроки позволяют рекомендовать в практическую стоматологию.
Библиографическая ссылка
Воробьев М.В., Джураева Ш.Ф., Тропина А.А. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ, И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕРАПИИ ОЧАГОВОЙ ДЕМИНЕРАЛИЗАЦИИ ЭМАЛИ // Научное обозрение. Медицинские науки. 2017. № 6. С. 14-18;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1041 (дата обращения: 02.04.2025).