Здоровье детей формируется под влиянием комплекса биологических, природно-экологических, социальных факторов, а также условий воспитания и обучения. Окружающая среда, питание, двигательная активность, образ жизни оказывают значительное влияние на здоровье детей, процессы роста ребенка [1, 2].
Растущий объем исследований свидетельствует о значительном влиянии воздействия токсинов и загрязнителей (тяжелых металлов, пестицидов), загрязнения воздуха и воды на физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей и подростков. Наиболее выраженное воздействие данных факторов происходит в подростковом периоде [3, 4].
Важной характеристикой многих токсинов является то, что даже после устранения выбросов (например, удаление свинца из бензина и краски, запрет пестицидов, дихлордифенилтрихлорэтана – ДДТ) они остаются в экосистеме очень долгое время. Есть несколько путей, которые позволяют этому произойти. Тяжелые металлы оседают в земле, и поэтому свинец все еще находится в почве и в старых домах, которые были окрашены до запрета на свинец десятилетия назад. Свинец использовался в водопроводе и, таким образом, потенциально мог выщелачиваться в водоснабжение. Так воздействие свинца и ртути, даже при очень низких концентрациях, оказывает существенное негативное влияние на физическое развитие и раннее моторное функционирование.
Другой путь, который может быть более коварным, – это передача токсинов между поколениями. Некоторые токсины являются липофильными, что означает, что они могут накапливаться в жировых отложениях. Таким образом, предварительное воздействие некоторых токсинов, даже предшествующее зачатию, может в конечном итоге повлиять на развивающийся организм.
Наконец, даже когда сами дети не подвергаются воздействию токсинов, они могут быть подвержены косвенному воздействию со стороны родителей. Типичным примером этого являются сельскохозяйственные рабочие, в чью кожу и (или) одежду впитываются пестициды. Поскольку пестициды являются нейротоксическими агентами, они могут оказывать серьезное воздействие на развивающийся мозг, имеются убедительные доказательства влияния различных пестицидов на двигательную функцию (аномальные рефлексы) у новорожденного, а также на двигательную и когнитивную функции (особенно время реакции, внимание). Это говорит о том, что воздействие сельскохозяйственных пестицидов на детей может быть особо актуальной проблемой.
Отрицательное воздействие загрязнённого воздуха, главным образом в результате близости к промышленным предприятиям, а также воздушного и дорожного движения, на физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей имеет большое значение. Что актуально в условиях продолжающейся урбанизации и индустриализации большей части Республики Крым, плохое качество воздуха является серьезной проблемой, в особенности в новых индустриальных районах.
Одним из наиболее распространенных загрязняющих веществ является диоксид азота (NO2), токсичный агент, образующийся при сжигании ископаемого топлива и, таким образом, тесно связанный с дорожным движением, а также с газовыми плитами.
Наиболее распространенным загрязнителем воды, изучаемым в связи с развитием детей, является мышьяк, его уровень связан с отставанием в физическом развитии и ухудшением когнитивных функций.
Помимо острого воздействия на здоровье, болезни, передаваемые через воду, также имеют неблагоприятные последствия для развития детей. Данные о связи между острыми кишечными диарейными заболеваниями (относящимися к числу наиболее распространенных инфекционных заболеваний) в раннем детстве и отставанием в физическом и когнитивном развитии детей в возрасте от 6,5 до 9 лет демонстрируют значительную корреляцию. Помимо прямого воздействия на физическое и когнитивное функционирование, диарея и кишечные паразиты из загрязненной бактериями воды (часто из сточных вод) способствуют гипотрофии и задержке роста, которые влияют на IQ детей и успеваемость в школе, а также могут стать причиной поведенческих проблем [5].
Эти ассоциации могут привести к тому, что раннее недоедание и воздействие токсинов окружающей среды и стресса могут привести к отставанию в физическом развитии, что обуславливает долгосрочные изменения, включающие потерю подкожного жирового слоя, сокращение мышечной массы, дерматит, выпадение волос, развитие рецидивирующих инфекций. В наиболее тяжелых случаях развивается белково-энергетическое либо белковое истощение.
Экологическая среда, в которой находятся дети, влияет на их физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие на протяжении всей жизни, от дородового периода до взрослой жизни. С учетом этого имеющиеся на сегодняшний день данные недостаточны для полноценного определения неблагоприятных воздействий отдельных факторов окружающей среды, в частности токсинов и загрязнителей окружающей среды, на физическое развитие детей.
Соматометрические показатели являются одними из основных, наиболее часто используемых при оценке здоровья детей [6, 7]. В литературе описаны результаты изменения данных показателей под влиянием разнообразных факторов окружающей среды [8, 9].
Все это обусловило интерес к изучению и обобщению данных по изменению соматометрических показателей детей в различных по уровню загрязнения окружающей среды субъектах Республики Крым.
Цель исследования: проанализировать состояние физического здоровья подростков в различных по экологической ситуации субъектах Республики Крым, в частности в городах Судак, Красноперекопск и Симферополь.
Задачи:
1. Изучить антропометрические (рост, масса тела, окружность груди) показатели детей в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, с разделением в зависимости от пола.
2. Определить функциональную активность внешнего дыхания путем спирометрии у детей, проживающих в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, с разделением в зависимости от пола.
3. Измерить силу сокращения мышц правой и левой руки посредством динамометрии у детей, проживающих в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, с разделением в зависимости от пола.
Материалы и методы исследования
В соответствии с задачами исследования нами определялись основные антропометрические (рост и масса тела), а также функциональные показатели (динамометрия правой и левой руки, спирометрия) школьников трех городов Крыма в 2017 г.
Результаты обрабатывались статистически при помощи компьютерного пакета Statistica v.6 для Windows, где определялись основные статистические характеристики: средняя арифметическая величина (М), ошибка средней арифметической (м), стандартное отклонение от средней арифметической (δ).
При сравнении статистических совокупностей использовали параметрические методы. Для выявления достоверности между результатами в параметрах детей г. Симферополя и г. Красноперекопска и сравнении их с показателями г. Судака использовался расчет критерия t-Стьюдента для средних величин и значения вероятности (Р).
В соответствии с задачами исследования было обследовано 500 подростков (12–14 лет) 1 группы здоровья, проживающих в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, в частности в городах Судак, Красноперекопск и Симферополь.
Протокол исследования одобрен локальным этическим комитетом, вся информация, полученная от респондентов, использована только в научных целях, после предварительного получения информированного добровольного согласия.
Результаты исследования и их обсуждение
Данных о физическом развитии детей, растущих в различных по уровню загрязнённости окружающей среды субъектах Республики Крым, очень мало, также недостаточно работ, где задокументировано влияние условий окружающей среды.
Таблица 1
Антропометрические и физиометрические показатели девочек различных городов Крыма
показатель |
Возраст |
г. Красноперекопск |
г. Симферополь |
г. Судак |
Рост |
12 лет |
143,9 ± 1,3* |
149,9 ± 1,2* |
153,4 ± 0,9 |
13 лет |
147,1 ± 1,8* |
153,4 ± 1,1* |
156,8 ± 0,8 |
|
14 лет |
156,0 ± 1,6* |
160,8 ± 1,2 |
162,3 ± 0,9 |
|
Масса тела |
12 лет |
37,8 ± 1,2 |
36,9 ± 1,4 |
38,1 ± 0,8 |
13 лет |
43,9 ± 0,8 |
44,0 ± 0,9 |
45,1 ± 1,1 |
|
14 лет |
45,2 ± 1,1* |
48,2 ± 0,9 |
50,9 ± 1,1 |
|
Окружность груди |
12 лет |
70,8 ± 1,1 |
70,9 ± 0,8 |
71,8 ± 1,0 |
13 лет |
71,5 ± 0,9* |
74,2 ± 0,7 |
75,8 ± 0,9 |
|
14 лет |
73,8 ± 0,8* |
77,6 ± 0,6 |
78,9 ± 0,8 |
|
Спирометрия |
12 лет |
1,88 ± 0,04 |
1,90 ± 0,04 |
1,98 ± 0,03 |
13 лет |
2,01 ± 0,06 |
2,00 ± 0,06 |
2,04 ± 0,05 |
|
14 лет |
2,10 ± 0,04* |
2,21 ± 0,04 |
2,30 ± 0,04 |
|
Динамометрия правой руки |
12 лет |
13,8 ± 0,8 |
13,9 ± 0,5 |
14,1 ± 0,2 |
13 лет |
15,0 ± 0,4 |
15,1 ± 0,4 |
15,2 ± 0,3 |
|
14 лет |
16,4 ± 0,3 |
16,2 ± 0,3 |
16,2 ± 0,4 |
|
Динамометрия левой руки |
12 лет |
13,2 ± 0,5 |
12,9 ± 0,6 |
13,4 ± 0,4 |
13 лет |
14,0 ± 0,5 |
14,1 ± 0,4 |
14,2 ± 0,3 |
|
14 лет |
15,3 ± 0,7 |
15,2 ± 0,6 |
15,8 ± 0,5 |
Примечание. *Статистически достоверные различия по сравнению с показателями детей г. Судака.
Таблица 2
Антропометрические и физиометрические показатели мальчиков различных городов Крыма
показатель |
Возраст |
г. Красноперекопск |
г. Симферополь |
г. Судак |
Рост |
12 лет |
144,5 ± 0,9* |
148,4 ± 1,2 |
149,2 ± 0,8 |
13 лет |
148,2 ± 0,7* |
152,5 ± 0,8 |
154,4 ± 0,9 |
|
14 лет |
162,9 ± 1,2 |
165,8 ± 0,9 |
164,2 ± 0,7 |
|
Масса тела |
12 лет |
38,9 ± 1,3 |
39,7 ± 1,2 |
39,2 ± 0,8 |
13 лет |
41,6 ± 0,9* |
46,2 ± 1,3 |
45,2 ± 0,7 |
|
14 лет |
42,5 ± 1,0* |
48,4 ± 1,4 |
49,5 ± 1,1 |
|
Окружность груди |
12 лет |
73,4 ± 0,8 |
74,1 ± 0,8 |
73,2 ± 0,7 |
13 лет |
76,8 ± 0,9 |
76,4 ± 0,9 |
75,9 ± 0,6 |
|
14 лет |
79,9 ± 1,1 |
80,1 ± 1,0 |
79,8 ± 0,6 |
|
Спирометрия |
12 лет |
2,09 ± 0,04 |
2,05 ± 0,02 |
2,02 ± 0,09 |
13 лет |
2,35 ± 0,07 |
2,30 ± 0,08 |
2,31 ± 0,07 |
|
14 лет |
2,52 ± 0,09 |
2,58 ± 0,08 |
2,61 ± 0,07 |
|
Динамометрия правой руки |
12 лет |
18,9 ± 1,0 |
19,1 ± 0,9 |
19,2 ± 1,1 |
13 лет |
22,5 ± 1,1 |
21,9 ± 0,8 |
22,0 ± 1,0 |
|
14 лет |
28,2 ± 1,2 |
27,9 ± 1,0 |
29,0 ± 1,2 |
|
Динамометрия левой руки |
12 лет |
17,2 ± 1,2 |
17,8 ± 0,9 |
18,1 ± 0,7 |
13 лет |
21,1 ± 0,9 |
21,5 ± 0,8 |
21,0 ± 1,0 |
|
14 лет |
26,4 ± 1,1 |
26,0 ± 0,6 |
25,8 ± 1,2 |
Примечание. *Статистически достоверные различия по сравнению с показателями детей г. Судака.
У девочек г. Красноперекопска статистически достоверно более низкие показатели роста отмечены в 12, 13, 14 лет, массы тела – в 14 лет, окружности грудной клетки – в 13, 14 лет по сравнению с подростками г. Судака.
У симферопольских школьниц рост был статистически ниже в 12 и 13 лет, масса тела и окружность грудной клетки статистически недостоверно не отличались от показателей детей г. Судака.
У мальчиков г. Красноперекопска отмечались статистически достоверные более низкие показатели роста в 12 и 13 лет. К 14 и 15 годам рост школьников г. Красноперекопска и г. Судака сравнивался. Достоверные различия массы тела отмечены в 13 и 14 лет.
Во всех изученных антропометрических показателях школьников г. Симферополя и г. Судака достоверных изменений не отмечено.
Девочки г. Красноперекопска имели сниженные показатели спирометрии в 14 лет, остальные показатели не отличались от данных сверстниц г. Судака.
У девочек г. Симферополя все исследованные показатели достоверно не отличались от показателей школьниц г. Судака.
У мальчиков всех изученных городов Крыма статистически достоверных изменений в спирометрии, динамометрии правой и левой кисти не отмечено.
Выводы
Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить:
1. Рост и развитие подростков, проживающих в Республике Крым, протекают неодинаково в различных субъектах. Согласно имеющимся фактическим данным, наличие и воздействие химических и экологических загрязнителей связано с ростом, особенно с ростом детей и подростков.
2. Наиболее выраженные изменения отмечаются в антропометрических показателях, особенно в росте, в 13, 14 лет.
3. Неодинаковость роста и развития детей в разных крымских районах необходимо учитывать при составлении и использовании стандартов физического развития и проведении занятий физкультурой.
4. Наиболее чувствительными к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды являются показатели физического развития девочек 12–14 лет, что демонстрирует целесообразность проведения дальнейших исследований именно в данной возрастно-половой группе.
5. Необходима разработка современных стандартов физического развития детей в виде центильных рядов, таблиц сигмальных отклонений и шкал регрессии для детей различного пола и возраста. Целесообразно продолжение исследования различных показателей физического развития у детей и подростков сельских районов и городов Крыма.
6. Таким образом, мы призываем к разработке целостного, междисциплинарного и многоуровневого подхода, основанного на биоэкологической модели, к исследованию воздействия среды на физическое развитие детей и подростков. Такой подход позволит нам более эффективно рассмотреть влияние физической среды на физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей, живущих в разных регионах.
7. Разработка мер по улучшению экологической среды, в которой находятся дети, является важной задачей для педиатрической службы и общественного здравоохранения.
8. Необходимы комплексные профилактические программы, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды и защиту здоровья детей.
Библиографическая ссылка
Быкова Н.Л., Геращенко Э.Ф., Неуймина Г.И. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ПО ЗАГРЯЗНЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2020. – № 4. – С. 12-16;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1121 (дата обращения: 15.01.2025).