Психоневрологическая патология у детей является одной из самых частых причин инвалидизации. Кроме того, заболевания нервной системы в раннем детском возрасте ведут к возникновению сопутствующих патологий в виде нарушений функции опоры и ходьбы, движений верхних конечностей, снижению активности мелкой моторики, поражению речевого аппарата и возникновению психических расстройств. Регулярное санаторно-курортное оздоровление является основным средством реабилитации с целью замедления прогрессирования заболевания и частичного восстановления утраченных функций. Однако в настоящий момент нет утверждённых, стандартизированных методик, которые можно было бы использовать в практике.
Цель исследования: изучить особенности психического развития детей с психоневрологической патологией и проанализировать эффективность реабилитационных мероприятий в виде санаторно-курортного лечения, включающего пелоидотерапию, бальнеотерапию, лечебную физкультуру и массаж.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности психического развития детей с психоневрологической патологией.
2. Изучить влияние пелоидотерапии, бальнеотерапии, ЛФК и массажа на функционирование опорно-двигательного аппарата и эмоционально-психическое состояние детей.
3. Определить результаты реабилитационных мероприятий после санаторно-курортного лечения.
Материалы и методы исследования
В соответствии с поставленной целью исследования была произведена выборка детей возрастом от 2 до 17 лет с патологией нервной системы, которые проходили санаторно-курортное лечение в течение 15 дней. Обзор историй болезни детей был сосредоточен на изучении данных акушерского анамнеза и объективного обследования детей, структуры моторных, психических и речевых расстройств. Всего был произведен ретроспективный анализ 72 историй болезни ребенка, проведена оценка неврологического статуса до и после реабилитации, оценена моторная функция верхних и нижних конечностей, состояние психического статуса. Оценка уровня психомоторного развития детей проводилась с помощью стандартизированной шкалы INFANIB. Результаты обрабатывались стандартными статистическими методами.
Результаты исследования и их обсуждение
Одной из основных особенностей в структуре патологии детства является растущая распространенность психоневрологических заболеваний. Последствиями гипоксического повреждения нервной системы являются неврологические и соматические расстройства, которые могут привести к инвалидности, социальной и профессиональной дезадаптации, что ставит данные патологии в ряд наиболее значимых проблем для медико-социальной службы [1, 2]. Оптимальное развитие ребенка с неврологической патологией может быть достигнуто только при условии адекватного воспитания, обучения и реабилитации. В случае отказа от коррекционно-развивающей работы или ее недостаточности отмечается: нарастание феномена депривации, отрицательная динамика в моторике и когнитивной функции, что в целом ухудшает качество жизни ребенка. Основы коррекции психического развития детей с психоневрологическими заболеваниями представлены хорошо подобранными методами реабилитации и совместными усилиями лечащего врача и близких ребенка. На данный момент в терапии детей, страдающих неврологическими заболеваниями реабилитационным мероприятиям, в частности санаторно-курортному лечению, уделяется большое внимание [3].
Среди 72 детей, находившихся на санаторно-курортном лечении, диагноз ДЦП имели 84,7 %, из них у 45,9 % – спастический тетрапарез, у 32,8 % детей – спастическая гемиплегия, у 14,7 % детей – спастическая гемиплегия, у 6, 6 % детей наблюдалась атонически-астатическая форма. Диагноз ДЦП у 100 % детей был выявлен через 1 год. Данные представлены на рис. 1. В структуре других 15,3 % психоневрологических диагнозов наблюдалось следующее распределение: 36,5 % составили врожденные пороки развития ЦНС; 27,5 % составили последствия черепно-мозговой травмы; 9 % менингомиелоцеле поясничного отдела, состояние после оперативного лечения. Смешанная гидроцефалия, субкомпенсация; 9 % мозжечковая атаксия, синдром мышечной гипотонии на фоне оперированной опухоли червя мозжечка; 9 % резидуально-органическое поражение головного мозга в форме нижнего спастического парапареза, пирамидной недостаточности; 9 % синдром Арнольда Киари 1 степени.
Рис. 1. Процентное соотношение форм детского церебрального паралича в исследуемой когорте
Анализируя особенности акушерско-гинекологического анамнеза, определили, что 90,2 % детей входят в группу недоношенных (средний гестационный возраст 30–31 неделя), самая ранняя дата рождения составила 27 недель. Отметим, что выявление последствий факторов, связанных с недоношенностью ребенка, и оценка их влияния на отклонения в физическом и психомоторном состоянии – основа эффективных методов реабилитации. Средний возраст матерей составил 33 года. Основными патологиями, осложняющими течение беременности, у данной группы матерей стали: анемия у 34 %, острые респираторные заболевания у 41 %, преэклампсия у 25 % женщин. Доля матерей, куривших как до, так и во время беременности, составила 40 %, однако сведений об употреблении алкогольных напитков не выявлено. Среди отцов никотиновая и/ или алкогольная зависимость выявлена у 80 % мужчин (pº0,05). Из всех детей путем естественных родов были рождены 58 %, а путем кесарева сечения были рождены 42 % детей. Средний балл детей по шкале Апгар составил 3. В течение первого года жизни на естественном вскармливании находились 64 % детей, а доля детей, находившихся на искусственном вскармливании, составила 36 % (рº0,05).
Средний возраст начала ползания 8,6 месяцев, ходьбы – 1,5 года, формирование речи – 2 года. В ходе исследования было установлено, что вертикальное положение «стоя» самостоятельно удерживают 40 % исследуемых. Способны передвигаться самостоятельно 20 % детей, 50 % в инвалидной коляске и 30 % с использованием костылей. В процессе изучения социальных навыков и когнитивного развития выявлено, что способны легко вступать в контакт 50 % детей, проявляют интерес к собеседнику 40 %, характеризуются высокой активностью при контакте только 10 % (pº0,05). Частота речевых расстройств составляет 80 %. У 60 % детей наблюдается дизартрия (pº0,05). Процент детей с трудностями в обучении составил 60 %. Исследуемые дети в возрасте от 8 до 17 лет демонстрировали отсутствие лексического и грамматического развития, отмечалось существенное ограничение пассивной и активной лексики у 80 % детей. При исследовании данных уровня психического развития у 80 % детей отмечалось проявление низкого интереса к игрушкам, резко выраженная неспособность и нестабильность концентрации внимания. У 10 % детей наблюдалась неадекватная реакция на моделируемую ситуацию, которая проявлялась в форме страха или агрессии (pº0,05). Знаниями о назначении предметов бытового окружения обладают 30 % пациентов. Полностью самостоятельны в поддержании личной гигиены (умывании лица, чистке зубов, расчесывании волос) примерно 30 %, частично способны к поддержанию 30 %, у оставшихся 40 % данные навыки полностью отсутствуют. Социальные навыки только у 20 % детей находятся на уровне, соответствующем возрасту (pº0,05). На следующем этапе исследования мы приступили к изучению эффективности реабилитационной санаторно-курортной программы для детей с психоневрологической патологией, включающей: пелоидотерапию, бальнеотерапию, лечебную физкультуру и лечебный массаж. Реабилитационная программа реализовывалась в течение 15 дней на санаторно-курортной базе г. Евпатория. Подобные программы играют важную роль в улучшении качества жизни и скорости социальной адаптации детей, имеющих установленный психоневрологический диагноз.
Реабилитационная программа строилась с учетом принципов: регулярности, преемственности и систематичности выполнения лечебных упражнений; строгой индивидуализации лечебной физкультуры в зависимости от стадии заболевания, его тяжести, возраста ребенка, его психического развития; постепенном строго дозированном увеличении нагрузки. Реабилитация детей с психоневрологической патологией обеспечивается интегрированными усилиями реабилитологов, психологов, семей. Дети с когнитивными нарушениями испытывают стресс, потому что они не учатся и не развиваются с той же скоростью, что и их сверстники. Они могут чувствовать себя неуместными и неправильно понятыми; все эти чувства могут привести к депривации. Педагоги и терапевты предпринимали несколько шагов для смягчения поведенческих трудностей, поощряя взаимодействие между детьми и интерес в образовательных и развлекательных мероприятиях, оказывая поддержку и помогая детям сосредоточиться на своих успехах. Эти меры помогали ребенку развить чувство собственного достоинства, что, вероятно, улучшит его настроение и отношение к терапии. Использовалось множество различных методов общения в зависимости от характера сильных сторон ребенка. Фотографии, в качестве визуальных инструкций вместе с речью помогали детям ассоциировать изображения и слова, что улучшало способность ребенка интерпретировать понятия. Когда речь идет о грамотности, дети с когнитивными нарушениями могут не читать, как другие дети, но это не значит, что они не способны понять, что означают слова. В тех случаях, когда ребенок не мог понять слова, были использованы визуальные карточки с изображениями, а также демонстрация того, как используется объект на картинке. Компьютерные экраны с изображениями, которые соответствуют словам, голосовая обработка текста и двумерные дисплеи являются общими инструментами для педагогов и терапевтов. Повреждение головного мозга у ребенка, которое привело к когнитивным нарушениям, может вызвать сенсорные осечки; возможно, что ребенок может не понять, что он или она слышит и видит. Это неприятная ситуация для профессионалов и членов семьи, но есть некоторые методы, которые могут улучшить способность ребенка интерпретировать свое окружение. Это включает в себя обеспечение четкости звука, а не громкости, предоставление помощи детям с плохим зрением, обеспечение наличия текстур, которые дети могут распознать, и использование обильного освещения. Помощь ребенку в преодолении когнитивных проблем – это постановка достижимых целей. Однако ребенок не может установить эти способности так, как это делают другие дети; как он или она учится, взаимодействует с другими, взаимодействует со сверстниками, выражает мысли и чувства или обрабатывает информацию, которая может сильно отличаться от той, которую ожидает родитель.
Программа реабилитации была основана на анамнестических наблюдениях, включала междисциплинарное общение педиатров и врачей, которые специализируются в неврологии, ортопедии, физиотерапии и эрготерапии, что позволяло выбрать оптимальный набор методов реабилитации, их сочетания и коррекции в процессе реализации.
Манипуляции были выбраны в зависимости от патологии:
1. В случае ДЦП – укрепление мышц спины, верхних и нижних конечностей, увеличение амплитуды активных движений в локтевых, лучезапястных, коленных и голеностопных суставах, улучшение мелкой моторики.
2. В случае других нарушений нервной системы – снижение мышечного тонуса, увеличение объема двигательной активности, улучшение мелкой моторики укрепление мышц туловища, повышение толерантности пациента к нагрузкам.
Продолжительность и место введения строго индивидуальны, в зависимости от степени спастичности и клинического диагноза. Изучение эффективности применённой реабилитационной санаторно-курортной программы проводили через 2 недели, путем анализа динамики баллов по шкале INFANIB.
Анализ динамики баллов по шкале INFANIB в исследуемой группе детей, страдающих психоневрологическими заболеваниями, выявил положительные сдвиги в большом числе тестов.
Рис. 2. Динамика баллов по шкале INFANIB в исследуемой группе детей
В данной группе детей выявили небольшое число достоверных положительных изменений. В соответствии с распределением суммарный балл получил статистически значимые изменения и был установлен на уровне 52,7 баллов, что отражает его улучшение на 5,6 балла или на 12,1 % (р < 0,05). Данные представлены на рис. 2.
Эффективность примененной программы реабилитации детей выразилась в положительных изменениях психомоторных функций, опорных и двигательных функций. Значительный прогресс был зафиксирован в способности к вертикализации и в формировании равновесных реакций. Это нашло отражение в увеличении общего балла на 2,1 до 49,2 ± 0,7 (р < 0,05).
В этой группе детей достигнут только порог преходящих нарушений, что является положительной динамикой. Особо следует отметить, что по результатам тестов отражается факт нормализации тонических рефлексов и мышечного тонуса. Наблюдаемые изменения в большинстве показателей свидетельствуют о стабилизации процессов, угасании проявлений тонических рефлексов, нормализации мышечного тонуса и, как следствие, возникновении равновесных реакций.
Заключение
Как уже отмечалось, в настоящее время реабилитационным мероприятиям уделяется большое внимание, так как оптимальное развитие ребенка с психоневрологической патологией может быть достигнуто только при условии адекватного образования, обучения и реабилитации, включающей санаторно-курортное лечение. В случае недостаточной коррекционной и развивающей работы и нарастании психологических и моторных нарушений усугубляется двигательная, когнитивная и личностная недостаточность.
В основе коррекции особенностей психического развития детей с психоневрологической патологией лежат правильно подобранные методы реабилитации и совместные усилия лечащего врача и родителей. Объем необходимых вмешательств в ходе реализации санаторно-курортной реабилитационной программы зависит от особенностей развития ребенка с психоневрологической патологией. Можно констатировать наличие у всех детей изменений моторных функций, связанных с различными поражениями нервной системы, обусловленными стадией недоношенности, сопутствующими соматическими заболеваниями матери, особенностями акушерского анамнеза и индивидуальными физиологическими особенностями. Развитие ребенка в социально неблагоприятных условиях негативно влияет на течение психоневрологической патологии и на формирование личности ребенка [4, 5].
Исследовалось внедрение реабилитационной санаторно-курортной программы для детей с психоневрологической патологией, включающей: пелоидотерапию, бальнеотерапию, лечебную физкультуру и лечебный массаж, реализуемую в течение 15 дней. Методы реабилитации применялись строго индивидуально. Анализ динамики баллов по шкале INFANIB в группе детей со вторым этапом выявлены значительные положительные изменения в большое количество тестов. Выявление динамики результатов проводилось через 3 недели.
По результатам исследований и заключениям специалистов наблюдалась положительная динамика изменений. Весь период программы реабилитации детей выразился в положительных изменениях психомоторных функций, отмечалось частичное прогрессирование социальной адаптации, влияющее на формирование двигательных функций ребенка.
Тестирование позволило сравнить параметры изменения двигательных функций детей с различными поражениями нервной системы, выраженные в двигательных нарушениях, при условии, что заболевания того же типа и они имеют одинаковую стадию своего проявления. Долгосрочные перспективы применения и стандартизации, приведенной санаторно-курортной реабилитационной программы, предназначенной для нормализации физического и психомоторного развития детей с психоневрологическими заболеваниями, требует дополнительных широкомасштабных и развернутых исследований. Разработка реабилитационных программ для последующих этапов становления ребенка и их реализация являются важными частями медицинских и социальных программ для формирования здорового ребенка [5].
Библиографическая ссылка
Тончева К.С., Геращенко Э.Ф., Неуймина Г.И. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2020. – № 4. – С. 44-48;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1127 (дата обращения: 15.01.2025).