Продолжающаяся пандемия новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 продемонстрировала мировому сообществу неготовность медицинских систем всех стран мира к сдерживанию инфекционных заболеваний с подобными COVID-19 эпидемиологическими характеристиками. Ценой серьезных экономических и общественных потрясений были применены меры самоизоляции или карантина, благодаря чему многие страны смогли миновать плато заболеваемости и даже начать постепенное ослабление режима повышенной готовности. Однако ученые и врачи всего мира не перестают утверждать о высокой вероятности возникновения «второй волны» или нового роста уровня заболеваемости COVID-19. На такую возможность указывает множество обстоятельств, начиная от математических прогнозов, текущей ситуации в некоторых странах (Бразилии, США) и опыта протекания предыдущих пандемий и заканчивая данными китайских врачей о возможности мутаций вируса и наличии рисков повторного заражения [1, 2]. В данных условиях прогнозирование дальнейшего развития пандемии является необходимостью, что выводит работу эпидемиологов ведущих держав на новый уровень. Целью работы специалистов в области здравоохранения следует ставить такой прогноз, который позволит сдержать возникновение нового «всплеска» заболеваемости COVID-19. Достижение этой цели возможно в том числе благодаря исследованию различных факторов, потенциально приводящих к росту заболеваемости. К таким факторам можно отнести отношение граждан к действующим противоэпидемическим рекомендациям, а также степень соблюдения санитарных требований сотрудниками различных организаций.
Цель исследования: выявить ведущие факторы, определяющие возможность возникновения «второй волны» пандемии новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации. На основе выявленных факторов предложить ряд мер, способствующих предотвращению нового всплеска заболеваемости.
Материалы и методы исследования
Тип исследования – «поперечный срез». Исследуемая популяция: жители г. Челябинска и Челябинской области из различных социальных и возрастных групп.
Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования. Выбор данного подхода к опросу позволил охватить максимально возможную аудиторию, при этом избежав личного контакта с респондентами, а также обеспечить простоту и надежность сбора информации. Кроме того, онлайн-анкетирование позволило гарантировать опрашиваемым полную анонимность, что обеспечило максимальную достоверность полученных ответов в сравнении с другими методами опроса.
По итогам анкетирования в статистическую выборку были включены 422 человека в возрасте от 15 до 65 лет и старше, проживающих на территории г. Челябинска и Челябинской области. Большинство опрошенных составили лица женского пола (77,49 %), а 22,51 % опрошенных оказались лицами мужского пола. Удельный вес лиц, проживающих в г. Челябинске, составил 83,41 %.
На основании статистики ВОЗ по рискам заболеваемости и смертности от COVID-19 были сформированы две группы опрошенных: группа «А», в которую вошли лица в возрасте до 49 лет включительно, и группа «Б», которую составили анкетируемые в возрасте 50 лет и старше [3]. В первую группу попали 386 человек, во вторую – 36.
Полученные данные были обработаны путем определения частоты каждого случая в своей группе и общей выборке, на основе которых для относительных величин в двух независимых группах опрошенных определен критерий достоверности Стьюдента с уровнем значимости менее 5 %.
Результаты исследования и их обсуждение
Группы были подвергнуты анализу социального статуса. В группе «А» большинством (38,86 %) респондентов оказались студенты, второе и третье места по распространенности заняли работающие граждане (34,2 %) и подрабатывающие студенты (17,36 %). Изучение группы «Б» показало несколько другую структуру: 44,44 % опрошенных в данной когорте оказались работающими, 30,56 % – работающими пенсионерами, а 13,89 % – пенсионерами.
На вопрос об источниках актуальной информации о COVID-19 и противоэпидемических мерах были получены следующие ответы. Респонденты из группы «А» обозначили свое информационное поле как социальные сети (77,72 %), новостные сайты в Интернете (63,99 %), а также информация от знакомых, друзей и родственников (50 %). Представители группы «Б» выделили телевидение как основной канал поступления информации (69,44 %), остальные источники оказались довольно схожими: новостные сайты (55,56 %), социальные сети и общение со знакомыми (по 47,22 %).
Анкетируемые были также опрошены на предмет основных мест посещений в августе–сентябре, когда происходило постепенное ослабление противоэпидемических мер, самоизоляции в частности. В качестве таких локаций были отмечены общественный транспорт (54,03 %), торгово-развлекательные центры и магазины (48,10 %). При этом было выявлено преимущественное посещение старшим поколением рынков (25 % респондентов из группы «Б», 10,36 % из группы «А», р = 0,05), салонов красоты и парикмахерских («Б» – 27,78 %, «А» – 11,66 %, p = 0,05), бассейнов, саун и бань («Б» – 16,67 %, «А» – 3,63 %, p = 0,05). Более молодое поколение чаще отдает предпочтение кафе, барам и ресторанам («А» – 24,61 %, «Б» – 8,33 %, р = 0,01), а также закономерно чаще посещает учебные заведения («А» – 53,37 %, «Б» – 11,11 %, р = 0,001).
Одним из наиболее важных блоков анкеты являлся набор вопросов о приверженности респондентов к соблюдению противоэпидемических рекомендаций. При анализе было выявлено, что по сравнению с периодом начала пандемии к концу лета большинство опрошенных из группы «А» стали в меньшей степени придерживаться противоэпидемических требований (44,04 % в сравнении с 22,22 % из группы «Б», р = 0,01). Вторая группа показала противоположный результат – большинство анкетированных продолжают принимать необходимые меры (55,56 % в сравнении с 34,72 % из группы «А», p = 0,05).
Анкетируемые обеих групп покидают дом ежедневно (89,34 %). Также обе группы в одинаковой степени непостоянно носят маски в общественных местах (60,43 %). Ведущими причинами этого были указаны в 43,42 % случаев забывчивость, в 46,98 % случаев дискомфорт при использовании. 54,29 % всех опрошенных отмечают, что люди в их окружении чаще носят маски неправильно, оставляя нос открытым, что говорит о довольно низком уровне сознательности граждан в отношении соблюдения масочного режима [4].
Большинство (71,8 %) респондентов моют руки и после посещения улицы, и перед едой, при этом старшее поколение более тщательно следит за чистотой рук (88,89 % в группе «Б» в сравнении с 70,21 % в группе «А», р = 0,01). Кожные антисептики чаще всего не носятся с собой, но при каждом удобном случае используется предлагаемый бесплатный (такую позицию заняли 36,36 % анкетируемых). Бесплатные одноразовые перчатки используются в 42,89 % случаев, притом что 44,79 % опрошенных не пользуются ими вовсе.
Социальная дистанция в 1,5–2 метра в 47,06 % случаев соблюдается, но не всегда эффективна ввиду отсутствия необходимых условий в помещении или несоблюдения ее другими людьми. Детализация данного вопроса в группах показала, что представители группы Б чаще осознанно не соблюдают необходимое расстояние (в 19,44 % случаев против 4,51 % из группы «А», p = 0,05).
Исследование структуры способов передвижения горожан показало, что 37,91 % опрошенных передвигаются по городу только на личном транспорте или такси, 35,78 % комбинируют общественный транспорт и личный или такси, а 26,3 % используют только общественный транспорт. При этом на постоянной основе в общественном транспорте маски надевают лишь 28,25 % опрошенных. 46,66 % респондентов надевают маски редко, а 25,08 % не пользуются ими совсем. Подобное распределение наблюдается в целом и в каждой группе в частности. Пользователи такси чаще не используют маски (37,2 %), или надевают их не при каждой поездке (36,39 %).
Анализ посещаемости заведений общественного питания показал, что представители группы «А» закономерно посещают их много чаще, чем группы «Б» (70 % и 50 % соответственно, p = 0,05). При этом респондентами отмечается соблюдение персоналом кафе, баров и ресторанов всех противоэпидемических требований, кроме правильно надетых масок (такая картина наблюдалась в 40,35 % случаев).
Опрошенные отмечали, что в различных предприятиях, заведениях и организациях существуют письменные или устные требования к соблюдению противоэпидемических мер, однако их выполнение не контролируется персоналом. Более того, сам персонал не соблюдает данные требования, в результате чего ключевым фактором, побуждающим к исполнению рекомендаций, выступает только личное желание посетителя. Такую картину описало подавляющее большинство респондентов в каждой из следующих категорий заведений: в магазинах и торгово-развлекательных центрах 42,86 %, в предприятиях общественного питания 44,76 %, на рынках 42,96 %, в тренажерных залах и фитнес-центрах 50,75 %, в салонах красоты и парикмахерских 45,46 %, в бассейнах, саунах и банях 35,42 %, в больницах и поликлиниках 33,7 %, в вузах 47,58 %, на вокзалах и в аэропортах 48,84 %. В то же время наиболее полное и строгое соблюдение всех необходимых мер безопасности было отмечено в медицинских организациях и школах, такую картину описали 54,21 % и 38,89 % представителей групп «А» и «Б» соответственно.
В связи с высокой скученностью и продолжительностью нахождения людей в зрительном зале определенный интерес с точки зрения изучения эпидемиологической обстановки представляют кинотеатры, открывшиеся с 1 сентября. Большая часть респондентов (29,05 %) утверждает, что они воздержатся от посещений кинотеатров до нормализации эпидемиологической обстановки, 22,6 % опрошенных из группы «А» и 42,86 % из группы «Б» вообще не посещают кинотеатры (p = 0,05). Планируют посетить кинозал единожды в ближайшее время 18,18 % опрошенных из группы «А» и 2,86 % из «Б» (p = 0,001).
Среди опрошенных заболевания с симптомокомплексом острой респираторной вирусной инфекции за последние полгода переносили в группе «А» 49,22 %, из них 34,74 % обращались за медицинской помощью, и лишь 4,55 % обратившихся были госпитализированы. Подобное распределение указывает на довольно низкую распространенность осложнений в данной возрастной категории. В группе «Б» болели 33,3 % опрошенных, из них за помощью обратились лишь 33,3 %, а среди обратившихся были госпитализированы 50 % опрошенных, что подтверждает большую частоту осложнений в данной возрастной группе в соответствии с данными ВОЗ [3]. Тест на коронавирусную инфекцию 75,91 % респондентов из группы «А» и 72,22 % из группы «Б» не проходили.
На вопрос об отношении к плановой календарной вакцинации 30,57 % опрошенных ответили, что вакцинируются, но не следят за календарем прививок. 20,38 % участников опроса проходят вакцинацию в связи с профессиональной деятельностью, 20,14 % не проходят вакцинацию ввиду отсутствия для них в этом смысла или недостаточного уровня знаний о вакцинах и вакцинопрофилактике. 11,85 % респондентов считают вакцины вредными. Готовность к вакцинации от коронавируса выразили лишь 15,88 % опрошенных. 49,76 % не готовы к участию в вакцинации ввиду недостаточной осведомленности о процессе и препарате, а 34,36 % считают готовящуюся вакцину опасной.
Выводы
На основе полученных данных, а также имеющегося у человечества опыта протекания вирусных пандемий можно выделить следующие основные факторы повышения заболеваемости COVID-19 за август–сентябрь 2020 г. и возможного возникновения так называемой второй волны:
– доказанные случаи повторного заражения новой коронавирусной инфекцией, нестойкость приобретенного иммунитета ввиду мутации вируса;
– снижение приверженности к соблюдению противоэпидемических мер (преимущественно молодыми людьми) в связи с хоть и постепенным, но преждевременным ослаблением режима самоизоляции;
– применение средств индивидуальной защиты только по собственному желанию граждан, что приводит к использованию масок, перчаток и антисептиков менее чем в половине случаев посещения различных общественных мест;
– отсутствие дополнительных мер, побуждающих к применению средств индивидуальной защиты, со стороны администрации общественных заведений;
– несоблюдение предписанных мер персоналом большинства общественных заведений;
– отсутствие необходимых условий в общественных местах для соблюдения необходимой социальной дистанции в 1–2 метра и низкий уровень сознательности граждан (чаще со стороны контингента старше 50 лет);
– неправильное использование СИЗ (ношение масок, не прикрывающих нос, ношение на подбородке), что не обеспечивает должного уровня защиты для людей и их окружения. Также это «смазывает» статистические показатели, так как, по утверждению граждан, маски ими носятся, однако, как оказалось, они делают это неправильно более чем в половине случаев;
– восприятие такси как личного транспорта и неиспользование там масок;
– низкий уровень информированности населения о необходимости и пользе вакцинации в целом;
– неготовность граждан принимать участие в вакцинации от новой коронавирусной инфекции.
Рекомендации
1. Необходим более строгий контроль соблюдения противоэпидемических мер посетителями и работниками общественных мест со стороны администрации и персонала заведений, а также со стороны государственных органов [4].
2. Так как основными наиболее часто посещаемыми местами для всех слоев населения являются общественный транспорт, продуктовые и вещевые магазины, ТРК, кафе, бары, рестораны, а для старшего поколения это еще и рынки и салоны красоты, то именно с этих мест стоит начать мероприятия по повышению контроля за соблюдением санитарных требований и созданию условий для их выполнения [5].
3. Несмотря на то что для людей до 50 лет характерны более низкая заболеваемость и течение с меньшей частотой осложнений, представителям всех возрастных групп необходимо в равной степени полно придерживаться санитарных мер, так как часть заболевших переносят инфекцию бессимптомно и люди неизбежно контактируют в семейных очагах или популярных общественных местах [6].
4. Требуется возобновление пропаганды личной гигиены и правильного поведения с целью прерывания путей передачи инфекции в общественных местах [5]. В качестве основных каналов для донесения информации до населения стоит использовать телевидение, социальные сети и новостные сайты.
5. Провести просветительские мероприятия о важности и правилах использования средств индивидуальной защиты [4].
6. Расставить акценты внимания населения на важности и доказанной эффективности вакцинации, используя образовательные ролики по данной тематике.
Библиографическая ссылка
Суптелло А.А., Соленов В.В., Авилов О.В. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРОЙ ВОЛНЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ COVID-19 // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2020. – № 5. – С. 47-51;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1143 (дата обращения: 03.12.2024).