Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ, ПО МНЕНИЮ СТУДЕНТОВ

Тургуналы кызы Гулира 1
1 Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации им. С.Б. Даниярова
Одним из важнейших критериев качества сестринской службы является образование медицинских сестер. Для улучшения качества помощи пациентам необходимо совершенствование образовательного процесса средних медицинских работников. Поэтому изучение удовлетворенности студентов качеством образовательных программ становится все более актуальным. Проведено анкетирование 250 студентов из Караколского медицинского колледжа имени академика И.К. Ахунбаева. Учеба в медицинском колледже больше интересна для студентов первого курса (29,6 %) и третьего курса (25,0 %), меньше для второго курса (11,2 %). Большая часть студентов считает, что в медицинском колледже есть условия для учебы (70,8 %), таковых больше на первом курсе (28,4 %) и третьем курсе (27,6 %), нежели на втором (14,8 %) курсе. Морально-нравственная атмосфера в медицинском колледже благожелательна большей части студентов, причем больше для первокурсников. Качество преподавания большинство студентов медицинского колледжа оценили, как среднее и высокое. Отношения между преподавателями и студентами доброжелательны, при этом, с каждым курсом все больше. По данным опроса основными проблемами студентов медицинского колледжа являются неудовлетворительная организация учебного процесса, отсутствие оборудованных кабинетов для освоения практических навыков, высокие цены в студенческой столовой и буфетах. Общим стилем преподавания удовлетворены 78,4 % студентов, преимущественно первого и второго курсов. Качество методического материала оценено студентами медицинского колледжа в основном на «хорошо», больше на третьем и втором курсах. Большая часть опрошенных студентов медицинского колледжа удовлетворены использованием преподавателями интерактивных методов обучения, больше всего студенты первого и третьего курсов. Студенты медицинского колледжа для совершенствования образовательного процесса предлагают активное использование компьютерных технологий (25,2 ± 1,5), проведение практических занятий в организациях здравоохранения (21,9 ± 1,4), интерактивные методы обучения (21,4 ± 1,4) и учебные симуляционные кабинеты (19,4 ± 1,4). Полученные результаты позволили нам получить объективные данные по удовлетворенности студентов Караколского медицинского колледжа образовательным процессом. Оценка студентами процесса обучения будет способствовать совершенствованию образовательного процесса.
медицинский колледж
медицинская сестра
образовательный процесс
обучение
средний медицинский работник
студент
удовлетворенность
1. Кузнецова Е.В. Методика мониторинга удовлетворенности студентов вуза качеством образовательных программ // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 1. С. 56–62.
2. Калинина И.Г. Профессиональное развитие медицинских сестер. Новые реалии // Медицинская сестра. 2021. № 3. С. 6–8.
3. Петрова С. ВОЗ: сестринская служба – важное звено не только для здравоохранения, но и для мировой экономики в целом // Медицинская сестра. 2020. № 3. С. 3–5.
4. Петрова Н.Г., Погосян С.Г. Состояние здоровья и проблемы подготовки среднего медицинского персонала // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 5. С. 109–116.
5. Состояние сестринского дела в мире 2020 г.: вложение средств в образование, рабочие места и воспитание лидеров: доклад ВОЗ: Копенгаген, 2020. 16 с.
6. Ходжаян А.Б., Федько Н.А., Маяцкая Н.К., Горбунова В.В. Проблемы и перспективы подготовки кадров в системе высшего сестринского образования в современной России // Медицинская сестра. 2020. № 3. С. 12–15.
7. Матвейчик Т.В. Тенденции в области практико-ориентированного обучения медицинских сестер в Республике Беларусь // Медицинская сестра, 2021. № 2. С. 10–17.
8. Макарова М.М., Федорова Е.М. Внедрение передовых технологий и совершенствование образовательной среды Тюменского медицинского колледжа» в соответствии с современными стандартами, в том числе стандартами WorldSkills Russia // Медицинская сестра. 2021. № 4. С. 17–22.
9. Блинова Е.Г., Гегечкори И.В., Жернакова Г.Н., Толькова Е.И. Оценка степени удовлетворенности студентов
качеством преподавания в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 12537 (дата обращения: 02.12.2021)

В современных условиях возрастания рынка образовательных услуг наиболее актуальна проблема системы управления качеством подготовки специалистов [1, с. 56]. Средний медицинский персонал является самой многочисленной профессиональной группой [2, с. 6] и важным звеном в системе здравоохранения [3, с. 3]. Очевидно, что и требования к квалификации сестринского персонала в современном мире повышаются кратно, и требования к профессиональному развитию медсестер [2, с. 6; 4, с. 109; 5, с. 9]. Одним из важнейших критериев качества сестринской службы является образование медицинских сестер [6, с. 12]. Для улучшения качества помощи пациентам необходимо совершенствование образовательного процесса на этапах базового и дополнительного образования средних медицинских работников [7, с. 10] с использованием в подготовке специалистов компетентностного подхода в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями [8, с. 17]. Современные программы обучения должны соответствовать национальным приоритетным направлениям системы здравоохранения, составляться с учетом новых глобальных тенденций и вызовов и ориентированы на подготовку медицинских сестер, как движущей силы в развитии первичной медико-санитарной помощи, обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения [5, с. 9].

Не вызывает сомнения тот факт, что инновационное развитие образования невозможно без активного участия студентов в процессе обучения. Поэтому изучение удовлетворенности студентов качеством образовательных программ становится все более актуальным [9].

Цель исследования – изучить удовлетворенность студентов медицинского колледжа образовательным процессом.

Материалы и методы исследования

Проведено анкетирование 250 студентов Караколского медицинского колледжа имени академика И.К. Ахунбаева, обучавшихся в 2020–2021 учебном году по специально разработанной анкете «Мнение студентов об образовательном процессе». В данном учебном году обучались 761 студент. Использованы статистический и социологический методы. Вычислялись показатели относительной величины (интенсивный и экстенсивный показатели), достоверность статистических показателей.

Результаты исследования и их обсуждение

Студенты первого курса составили 42,4 %, второго курса 20,8 % и третьего курса 36,8 %.

Несмотря на то, что у 66,0 % обучающихся, учеба вызывает интерес, для 34,0 % обучение неинтересно. Учеба в медицинском колледже больше интересна студентам первого курса (29,6 %) и третьего курса (25,0 %), меньше студентам второго курса (11,2 %). Учебу в медицинском колледже считают неинтересной также больше обучающиеся на первом (12,8 %) и третьем курсах (11,6 %), меньше на втором курсе (9,6 %).

Большая часть студентов считает, что в медицинском колледже есть условия для учебы (70,8 %), таковых больше на первом курсе (28,4 %) и третьем курсе (27,6 %), нежели на втором (14,8 %) курсе. Условия частично удовлетворяют 14,4 % обучающихся, из них студенты первого курса – 8,0 % , третьего курса – 5,6 % и второго – 0,8 %. В медицинском колледже отсутствуют условия для учебы, по мнению 11,6 % студентов, удельный вес которых незначителен (4,8 %, 3,6 % и 3,2 % соответственно). Кроме этого, затруднились ответить на данный вопрос 3,2 % обучающихся, на первом курсе 1,2 %, втором – 1,6 % и третьем – 0,4 %.

Морально-нравственная атмосфера в меди- цинском колледже благожелательна для 54,0 % студентов, больше для первокурсников (27,2 %), чем второкурсников (12,4 %) и третьекурсников (14,4 %). В медицинском колледже морально-нравственная атмосфера нейтральная считают 30,0 % обучающихся. Таково мнение большей части студентов третьего курса (15,2 %), первого курса (12,4 %) и лишь малой части второго курса (2,4 %). Однако следует признать, что 16,0 % обучающихся столкнулись с напряженной обстановкой в медицинском колледже. Так считают большинство опрошенных студентов третьего курса (7,2 %) и второго курса (6,0 %) и только 2,8 % первого курса.

Качество преподавания (табл. 1) большая часть оценила как среднее (40,0 %), и таких было больше на первом курсе (16,4 %), далее на третьем (12,0 %) и втором курсах (11,6 %). Высоким качество преподавания считают 35,2 % студентов, при этом 15,6 % с третьего курса, 13,2 % с первого курса и 6,4 % со второго курса. Вместе с тем были и те, кто назвал качество преподавания низким (12,0 %), составляя 6,8; 0,8 и 4,4 % соответственно. Следует признать, что 12,8 % не задумывались над данным вопросом. Среди них студенты первого курса составили 6,0 %, второго – 2,0 % и третьего курса – 4,8 %.

Таблица 1

Качество преподавания по специальности ( %)

Курс обучения

Вариант ответа

Высокое

Среднее

Низкое

Не задумывались

Абс. число

Удельный вес

Абс.

число

Удельный вес

Абс.

число

Удельный вес

Абс.

число

Удельный вес

Первый курс

33

13,2

41

16,4

17

6,8

15

6,0

Второй курс

16

6,4

29

11,6

2

0,8

5

2,0

Третий курс

39

15,6

30

12,0

11

4,4

12

4,8

Всего

88

35,2

100

40,0

30

12,0

32

12,8

Немаловажную роль в образовательном процессе играет организация питания в медицинском колледже. По мнению 77,2 % обучающихся, питание организовано удовлетворительно, больше всего на первом (32,4 %) и втором курсах (29,2 %).

Неудовлетворительно оценили 17,6 %, соответственно 7,2; 5,6 и 4,8 %. С ответом затруднились 5,2 %, соответственно 2,8; 2,0 и 0,4 %.

Положительной стороной в межличностных отношениях между преподавателем и студентами (табл. 2) является оценка большинства студентами их доброжелательности (76,8 %). При этом с каждым курсом их удельный вес увеличивался с 3,4 % на первом курсе до 28,4 % на третьем курсе. Нормальными взаимоотношениями считают 18,4 %, на третьем курсе – 7,2 %, первом – 6,8 % и втором – 4,4 %. Официальность взаимоотношений между преподавателями и студентами отметили 2,4 %, из них 1,2 % на первом, 0,8 % на втором и 0,4 % на третьем курсах. Затруднились с ответом 2,4 %, из них 1,2 % на первом, 0,8 % на третьем и 0,4 % на первом курсах.

Таблица 2

Межличностные отношения между преподавателями и студентами

Курс обучения

Вариант ответа

Доброжелательные

Нормальные

Официальные

Затруднились ответить

Абс. число

Удельный вес ( %)

Абс.

число

Удельный вес ( %)

Абс.

число

Удельный вес ( %)

Абс.

число

Удельный вес ( %)

Первый курс

85

3,4

17

6,8

3

1,2

1

0,4

Второй курс

36

14,4

11

4,4

2

0,8

3

1,2

Третий курс

71

28,4

18

7,2

1

0,4

2

0,8

Всего

192

76,8

76

18,4

6

2,4

6

2,4

Следует признать, что студентов, обучающихся на первом курсе, в большинстве случаев волнуют высокие цены в студенческом буфете (8,0 ± 0,9), отсутствие оборудованных кабинетов для освоения практических навыков (6,1 ± 0,8), р > 0,05 (табл. 3). Кроме этого, студенты указали на неудовлетворительную организацию учебного процесса (3,8 ± 0,6), р < 0,01, неудовлетворительное преподавание некоторых предметов (2,9 ± 0,6), р > 0,05, отсутствие условий для проведения досуга (2,5 ± 0,5), р > 0,05, необходимость зарабатывать на свое обучение (1,8 ± 0,4), р > 0,05, отсутствие общежитий (1,0 ± 0,3), р > 0,05.

Таблица 3

Частота проблем студентов колледжа на 100 опрошенных (n = 761)

Вариант ответа

Первый курс

Второй курс

Третий курс

Всего

Абс. число

P ± m

Абс. число

P ± m

Абс. число

P ± m

Абс. число

P ± m

Неудовлетворительная организация учебного процесса

29

3,8 ± 0,6

26

3,4 ± 0,6

37

4,8 ± 0,7

92

12,0 ± 1,1

Неудовлетворительное преподавание некоторых предметов

22

2,9 ± 0,6

17

2,2 ± 0,5

19

2,5 ± 0,5

58

7,6 ± 0,9

Отсутствие оборудованных кабинетов для освоения практических навыков

47

6,1 ± 0,8

25

3,3 ± 0,6

21

2,8 ± 0,5

93

12,2 ± 1,1

Высокие цены в студенческом буфете

61

8,0 ± 0,9

43

5,7 ± 0,8

33

4,3 ± 0,7

137

18,0 ± 1,3

Отсутствие общежитий

8

1,0 ± 0,3

12

1,6 ± 0,4

24

3,1 ± 0,6

44

5,7 ± 0,8

Отсутствие условий для проведения досуга

19

2,5 ± 0,5

16

2,1 ± 0,5

29

3,8 ± 0,6

64

8,4 ± 1,0

Необходимость зарабатывать на свое обучение

14

1,8 ± 0,4

7

0,9 ± 0,3

35

4,6 ± 0,7

56

7,3 ± 0,9

Примечание. P ± m – интенсивный показатель и ошибка репрезентативности.

Большая часть студентов второго курса указали на такие проблемы, как высокие цены в студенческом буфете (5,7 ± 0,8), неудовлетворительная организация учебного процесса (3,4 ± 0,6), р < 0,01, отсутствие оборудованных кабинетов для освоения практических навыков (3,3 ± 0,6), р > 0,05. Также отметили неудовлетворительное преподавание некоторых предметов (2,2 ± 0,5), отсутствие условий для проведения досуга (2,1 ± 0,5), отсутствие общежитий (1,6 ± 0,4), необходимость зарабатывать на свое обучение (0,9 ± 0,3), р > 0,05.

У студентов третьего курса медицинского колледжа приоритетность проблем меняется. Для большинства обучающихся проблемой явилась неудовлетворительная организация учебного процесса (4,8 ± 0,7), необходимость работы (4,6 ± 0,7), высокие цены в студенческой столовой и буфетах (4,3 ± 0,7), р > 0,05, отсутствие условий для проведения досуга (3,8 ± 0,6), отсутствие общежитий (3,1 ± 0,6), отсутствие оборудованных кабинетов для освоения практических навыков (2,8 ± 0,5), неудовлетворительное преподавание некоторых предметов (2,5 ± 0,5), р > 0,05.

Общим стилем преподавания удовлетворены 78,4 % студентов. Студенты первого курса (36,4 %) и третьего курса (28,8 %) в большей степени, чем обучающиеся на втором курсе (13,2 %). Намного меньше число неудовлетворенных (14,4 %), и их удельный вес колеблется от 4,0 % до5,6 %. Возникли затруднения с ответом у 7,2 % студентов, по курсам обучения 1,2; 3,6 и 2,4 % соответственно.

Качество методического материала, которое предоставлялось в процессе обучения, оценено студентами медицинского колледжа в основном на «хорошо» (67,2 %), больше обучаемыми на третьем (28,4 %) и первом курсах (25,2 %), 13,6 % обучаемых со второго курса. Оценку «неудовлетворительно» поставили 16,8 %, больше студенты первого курса (9,2 %), далее второго (4,0 %) и третьего курсов (3,6 %). Оценка «удовлетворительно» поставлена 16,0 % студентами, с первого курса – 8,0 %, третьего курса – 4,8 % и второго курса – 3,2 %.

Активное использование интерактивных методов обучения способствует пробуждению интереса у студентов к изучаемому материалу, повышению эффективности усвоения, развитию самостоятельного мышления, формированию коммуникативных умений, навыков работы в коллективе, духа сотрудничества, пониманию обучаемыми командного духа, выработке уважительного отношения к своим коллегам, профессиональной компетентности. Преимуществом данных методов является формирование практических навыков у студентов, навыков принятия решений в тяжелых ситуациях, развитие профессионального клинического мышления.

Положительным моментом следует назвать то, что 87,6 % опрошенных студентов удовлетворены использованием преподавателями медицинского колледжа интерактивных методов обучения. Так считают 38,4 % студентов первого курса, 32, % – третьего курса и 16,4 % – второго курса. Использование интерактивных методов обучения преподавателями оценено 6,4 % студентами «удовлетворительно», больше всего студентами второго курса (3,2 %), первого курса (2,4 %), нежели третьего курса (0,8 %).

Оценку «неудовлетворительно» поставили 6,0 % обучаемых в медицинском колледже, 3,2 % студентов третьего курса, 1,6 % – первого курса и 1,2 % – второго курса.

Студенты первого курса медицинского колледжа для совершенствования образовательного процесса предлагают активное использование компьютерных технологий (8,9 ± 1,0), интерактивных методов обучения (5,8 ± 0,8), р < 0,01, проведение практических занятий в организациях здравоохранения (4,8 ± 0,7), р > 0,05, и учебные симуляционные кабинеты (3,2 ± 0,6), р > 0,05 (табл. 4).

Таблица 4

Предложения по совершенствованию образовательного процесса

Предложения

Курс обучения

Первый

Второй

Третий

Абс. число

P ± m

Абс.

число

P ± m

Абс.

число

P ± m

Активное использование интерактивных методов обучения (ситуационные задачи, деловые игры, компьютерные технологии)

44

5,8 ± 0,8

47

6,2 ± 0,8

72

9,4 ± 1,0

Активное использование компьютерных технологий (слайды, обучающие фильмы)

68

8, ± 0,1

41

5,4 ± 0,8

83

10,9 ± 1,1

Проведение практических занятий в организациях здравоохранения

37

4,8 ± 0,7

51

6,7 ± 0,9

79

10,4 ± 1,1

Учебные симуляционные кабинеты

24

3,2 ± 0,6

49

6,4 ± 0,8

75

9,8 ± 1,0

Примечание. P ± m – интенсивный показатель и ошибка репрезентативности.

Студенты второго курса отдают предпочтение практическим занятиям в медицинских учреждениях (6,7 ± 0,9), учебным симуляционным кабинетам (6,4 ± 0,8), р > 0,05, а также использованию интерактивных методов при обучении (6,2 ± 0,8), р > 0,05 и компьютерным технологиям (5,4 ± 0,8), р > 0,05. Студенты, обучающиеся на третьем курсе медицинского колледжа, считают, что для улучшения образовательного процесса необходимо активное использование на занятиях компьютерных технологий (10,9 ± 1,1), проведение занятий непосредственно в отделениях по профилю (10,4 ± 1,1), р > 0,05, отработка практических навыков в симуляционных кабинетах (9,8 ± 1,0), р > 0,05, и применение интерактивных методов в образовательном процессе (9,4 ± 1,0), р > 0,05.

В целом студенты медицинского колледжа для совершенствования образовательного процесса в целом предлагают активное использование компьютерных технологий (25,2 ± 1,5), проведение практических занятий в организациях здравоохранения (21,9 ± 1,4), р > 0,05, интерактивных методов обучения (21,4 ± 1,4), р > 0,05, и учебные симуляционные кабинеты (19,4 ± 1,4), р > 0,05. С каждым курсом отмечается увеличение частоты случаев среди студентов, которые предлагают для совершенствования образовательного процесса больше мероприятий практического характера.

Заключение

Полученные результаты, позволили нам получить объективные данные по удовлетворенности студентов Караколского медицинского колледжа условиями образовательного процесса. Необходимо повышение познавательной деятельности студентов, улучшение качества усвоения материала, развитие профессионального мышления. Нет сомнения в том, что оценка студентами процесса обучения, а именно организации, качества в целом будет способствовать совершенствованию образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Тургуналы кызы Гулира ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ, ПО МНЕНИЮ СТУДЕНТОВ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2021. – № 6. – С. 83-87;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1222 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674