Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения (ФБУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии» (ЦГиЭ), входящее в единую федеральную систему органов и учреждений, осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, проводит работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического надзора и контроля. ФБУЗ ЦГиЭ выполняет проверки по соблюдению и выполнению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического надзора и контроля, в проведении санитарно-эпидемиологических анализов, экспертиз, испытаний, измерений, исследований. По их результатам ФБУЗ ЦГиЭ выдает экспертное заключение. Вместе с тем деятельностью ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» является проведение гигиенического обучения, аттестация гигиенических знаний, оформление и выдача личных медицинских книжек, оформление и предоставление санитарных паспортов на транспортные средства. С каждым годом требования к санитарным службам растут, увеличивается объем их деятельности, в связи с чем необходимы мероприятия по ее совершенствованию. Многие авторы посвящали свои работы оптимизации деятельности ЦГиЭ.
Цель – характеристика современных проблем в деятельности ФБУЗ ЦГиЭ и пути их решения на примере Приморского края, Свердловской, Архангельской, Липецкой областей.
Задачи:
1. Дать общую характеристику деятельности ЦГиЭ и рассмотреть возникающие во время подготовки и проведения массовых мероприятий проблемы.
2. Выявить основные проблемы в деятельности ЦГиЭ в различных субъектах РФ.
3. Изучить пути решения выявленных
проблем.
Материалы и методы исследования
В представленной работе были изучены проблемы в деятельности ФБУЗ ЦГиЭ и пути их решения в разных регионах Российской Федерации. Изучаемые регионы были выбраны благодаря проведенным там работам по оптимизации центра гигиены и эпидемиологии. Применены ретроспективный и аналитический методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Т.И. Вершкова и В.Ю. Ананьев работали над устойчивым функционированием ИЛЦ ФБУЗ ЦГиЭ в Приморском крае. Они концентрировали свое внимание на работе лаборатории. Исследователи внедрили работу по усовершенствованию ежемесячной отчетности по факторам человеческой среды обитания. Ежегодно по плану обучались специалисты, которые после окончания подготовки проверялись на результативность полученных знаний. Важной целью испытательного лабораторного центра (ИЛЦ) было введение новых методов лабораторного исследования, установленных техническими регламентами Таможенного союза. В результате за три года работники лабораторий освоили 423 новых метода исследований, а также приобретено новое лабораторное оборудование. Данные изменения позволили ЦГиЭ в Приморском крае расширить область аккредитации. Также Т.И. Вершкова и В.Ю. Ананьев работали над продвижением информационного обеспечения и введением информационно-коммуникационных технологий в работе ИЛЦ ФБУЗ ЦГиЭ [1, 2].
В Свердловской области изучали вопрос оптимизации лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Несмотря на то, что за год лаборатории выполняли большое количество исследований, загрузка оборудования была все равно недостаточной. Была создана трехуровневая система лабораторного обеспечения. К первому уровню относилась областная лаборатория, она обеспечивала надзор за соблюдением требований технических регламентов непродовольственной продукции, ко второму – базовая лаборатория, которая обеспечивала этот же надзор, но пищевой продукции, к третьему уровню относились прикрепленные филиалы, которые работали более простыми методами исследования. Благодаря этому количество лабораторий уменьшилось, а мощность лабораторий возросла. Были внедрены современные лабораторные и экспресс-методы, укреплена материально-техническая база, создана база данных результатов лабораторных исследований. В рамках процесса аккредитации лаборатории обязаны реагировать на любые существенные выводы, представляя план корректирующих действий, содержащий анализ основной причины, подробную информацию о мерах, принятых для решения проблемы, и стратегии предотвращения повторения [3].
В Архангельской области была составлена «дорожная карта» до 2018 г. по повышению эффективности деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Эта карта обеспечивает зависимость уровня оплаты труда от качества и количества выполняемых работ. Работа «дорожной карты» оценивается по выполнению целевых показателей, к которым относится повышение средней заработной платы врачей с высшим образованием, среднего и младшего медицинского персонала. Есть перечень мероприятий «дорожной карты», которые необходимы для повышения эффективности деятельности ФБУЗ ЦГиЭ. Это разработка и внедрение критериев эффективности учреждения; критерии оценки эффективности труда каждого специалиста; обеспечение оптимизации расходов; повышение квалификации, переподготовка работников по современным методам; внесение базовых окладов по профессиональным квалифицированным группам работников в положении об оплате труда; предоставление отчета о реализации плана мероприятий по повышению эффективности деятельности ФБУЗ ЦГиЭ. Для каждого мероприятия есть срок реализации, ответственные исполнители и ожидаемые результаты [4].
В Липецкой области совершенствовали деятельность ФБУЗ ЦГиЭ в условиях создания особых экономических зон. В связи с увеличением промышленных предприятий, следовательно, и рабочих мест, возникла необходимость оптимизировать надзорную деятельность, то есть повысить ее эффективность и результативность. В связи с этим в Липецкой области открыли единственный лабораторный центр, увеличивший возможности лаборатории, которые соответствуют задачам надзора, рациональности использования материально-технических ресурсов лабораторной базы. ИЛЦ ФБУЗ ЦГиЭ в Липецкой области достиг мирового уровня по качеству оказываемых услуг, а его работы признаны на европейском уровне. Для улучшения деятельности ЦГиЭ также были введены в работу пробоотборщики для всех групп объектов, сама лаборатория разделена по методам исследования, создан отдел социально-гигиенического мониторинга на базе ФБУЗ ЦГиЭ в Липецкой области. Еще одним важным моментом является создание отдела по санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим экспертизам, противоэпидемической деятельности. Эти мероприятия оптимизировали работу ЦГиЭ при проведении санитарно-эпидемиологического надзора за особыми экономическими зонами. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза позволяет оптимально и рационально расходовать трудовые ресурсы, повышать эффективность контрольно-надзорных мероприятий, а также оптимизировать общее количество надзорных мероприятий [5].
Для повышения качества предоставляемых услуг создан отдел по работе с физическими и юридическими лицами. Анализ системы управления деятельностью государственной санитарно-эпидемиологической службы Липецкой области, на основе оценки реальной организационной модели ее функционирования в современных условиях, свидетельствует о создании рациональной системы управления и взаимодействия двух юридических лиц, Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ, которая направлена на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и определяет четкое распределение обязанностей между специалистами Управления Роспотребнадзора (территориальных отделов) и ФБУЗ (филиалов ФБУЗ) по выполнению каждого вида деятельности [6].
В Методических рекомендациях «Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения массовых мероприятий с международным участием», утвержденных Г.Г. Онищенко, определены основные принципы по поддержке санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Изначально необходимо разработать планы: по санитарной охране территории, по проводимым мероприятиям в период возникновения опасных инфекционных и неинфекционных заболеваний, по выполнению противоэпидемических мероприятий. Большая вероятность разработки новых документов и памяток. Одним из важных принципов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является создание оперативного медицинского штаба. Для ускорения сбора и анализа информации, для выработки оптимального решения создается автоматизированная информационная система. Проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза гостиниц, медицинских организаций, супермаркетов, учреждений общественного питания. Контролируются объекты окружающей среды. Проводятся обучения и семинары для специалистов. На этом перечень принципов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения не заканчивается, но уже по вышеизложенному следует, что нагрузка на Роспотребнадзор и на федеральное бюджетное учреждение здравоохранения увеличивается во время массовых мероприятий в разы [7, 8].
И.И. Бобун, В.С. Смолина, О.А. Шепелева, Т.А. Гордиенко изучили вопрос подготовки специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Они считают, что одной из основных задач подготовки врачей и специалистов учреждений Роспотребнадзора и практического здравоохранения является расширение объема теоретических и практических знаний, формирование практических навыков проведения надзора (контроля), санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, а также переориентация деятельности специалистов на внедрение технических регламентов оценки продукции, производств, работ и услуг, освоение специалистами смежных дисциплин [9].
Одним из методов совершенствования санитарно-эпидемиологической службы, по мнению Т.И. Гордеева, является внедрение электронных форм анкетирования с использованием официального сайта, что обеспечивает возможность заказчикам свободно и осмысленно выразить свое мнение об оказываемых услугах, а учреждению объективно оценить удовлетворенность потребителей, своевременно провести предупреждающие действия и разработать меры по улучшению СМК [10].
Г.В. Карпущенко описывает методические подходы к лабораторному обеспечению гигиенической безопасности массовых международных мероприятий. Опыт уже состоявшихся массовых международных мероприятий показывает, что необходимость структуризации лабораторного обеспечения данных событий по уровням исследований (индикативный, качественный, количественный) актуализируется в зависимости от вовлеченности муниципалитетов и субъектов. Такие факторы, как повышенное общественное внимание к массовым мероприятиям и политическая ответственность, лежащая на принимающей стороне, можно использовать также в интересах повышения готовности системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям, включая мобилизацию основных возможностей в соответствии с Международными медико-санитарными правилами [11].
На данный момент нет доступных источников, где бы проводили оптимизацию работы ЦГиЭ во время массовых мероприятий, когда нагрузка сотрудников стремительно растет. Даная проблема актуальна для республики Татарстан, ведь проведение массовых мероприятий здесь не редкость. В 2013 г. прошла Универсиада, в 2015 г. ЧМ по водным видам спорта, в 2018 г. ЧМ по футболу (FIFA), в 2019 г. World skills – Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам. Все эти мероприятия характеризуются приемом гостей и участников из разных стран, в том числе и неблагополучных по особо опасным инфекционным болезням. Работа Центра гигиены и эпидемиологии возрастает по санитарно-эпидемиологическим экспертизам, лабораторным исследованиям, токсикологическим и гигиеническим оценкам, учету инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний [12], в целом по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Из-за увеличения лабораторных исследований произошли заметные изменения в кадровом составе, увеличилось количество младшего медицинского персонала за счет уменьшения врачей [13]. Все это определяет необходимость оптимизировать работу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» [14–16].
В результате изучения деятельности ЦГиЭ, сравнительной оценки их работы во время подготовки и проведения массовых мероприятий и в штатном режиме будет создана и предложена модель по оптимизации работы центра и по рациональному обеспечению кадровыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами.
В период организации и проведения массовых мероприятий работа Центра гигиены и эпидемиологии возрастает по лабораторным исследованиям, анализам, по отбору проб, по проведению санитарно-карантинного контроля. Все это определяет необходимость разработки и внедрения новых методов управления и новых показателей оценки качества оказываемых услуг.
В изучаемых субъектах, где проходила оптимизация Центра гигиены и эпидемиологии, были выявлены следующие проблемы. В Свердловской области, несмотря на то, что за год лаборатории выполняли большое количество исследований, загрузка оборудования была все равно недостаточной. В Архангельской области проблемой являлась независимость уровня оплаты труда от качества и количества выполняемых работ. Главной проблемой центра в Приморском крае являлось отсутствие знаний по новым методам проведения лабораторных исследований. В Липецкой области в связи с увеличением промышленных предприятий, следовательно, и рабочих мест возникла необходимость оптимизировать надзорную деятельность, то есть повысить ее эффективность и результативность.
Для решения данных проблем в Приморском крае внедрили новые лабораторные методы, обучили специалистов и приобрели новое лабораторное оборудование. В Свердловской области создали трехуровневую систему лабораторного обеспечения, благодаря чему количество лабораторий уменьшилось, а мощность возросла. В Архангельской области была создана «дорожная карта» до 2018 г. Она обеспечивала зависимость оплаты труда от качества и количества выполненных работ. В Липецкой области открыли единый лабораторный центр, который повысил возможности лаборатории. Он достиг мирового уровня по количеству оказываемых услуг, а его работы признаны на европейском уровне.
Заключение
ФБУЗ ЦГиЭ является одним из главных учреждений, осуществляющих санэпиднадзор и контроль. С каждым годом требования к работе Центра гигиены и эпидемиологии растут, следовательно, служба должна совершенствоваться. В Приморском крае исследователи для этой цели решили оптимизировать работу лаборатории. Они внедрили новые лабораторные методы, обучили специалистов и приобрели новое лабораторное оборудование. Это позволило расширить область аккредитации. В Свердловской области оптимизацию ЦГиЭ также начали с лабораторий. Они создали трехуровневую систему лабораторного обеспечения, благодаря чему количество лабораторий уменьшилось, а мощность возросла. В Архангельской области была создана «дорожная карта» до 2018 г. Она обеспечивала зависимость оплаты труда от качества и количества выполненных работ. В Липецкой области совершенствовали работу ЦГиЭ в условиях создания особых экономических зон. Там открыли единый лабораторный центр, который повысил возможности лаборатории. Он достиг мирового уровня по количеству оказываемых услуг, а его работы признаны на европейском уровне.
В 2014 г. Г.Г. Онищенко утвердил МР «Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения массовых мероприятий с международным участием», где описаны основные принципы по обеспечению санэпидблагополучия населения. Эти принципы доказывают, что нагрузка на РПН и ФБУЗ увеличивается во время массовых мероприятий в разы. Данная проблема актуальна для РТ. Деятельность ЦГиЭ нуждается в оптимизации во время подготовки и проведения ММ. Для решения этой проблемы будет разработана и предложена модель по оптимизации деятельности центра, и по рациональному обеспечению кадрами, финансами и материально-техническими ресурсами.
Библиографическая ссылка
Хузиханов Ф.В., Нигматзянова Р.Р. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2022. – № 1. – С. 28-32;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1229 (дата обращения: 23.11.2024).