Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выделила 4 основные группы факторов, влияющих на формирование и поддержание здоровья человека. Среди них значительную роль играет образ жизни (50–55 %), неотъемлемой частью которого является питание. Правильное питание положительно влияет на физическое и умственное развитие, повышает общую резистентность организма, является мощным фактором в профилактике ряда заболеваний, оптимизирует фон для саногенеза, что в конечном итоге создает условия для формирования здорового поколения.
В этом контексте в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей стоит проблема здоровья студенческой молодежи, на долю которой обрушиваются значительные психоэмоциональные нагрузки, связанные с большими объемами учебной информации, аудиторной и самостоятельной работы, сочетающих в себе информационно-коммуникативные технологии и низкую двигательную активность [1, 2]. Эти факторы являются стрессовыми и оказывают влияние на пищевое поведение обучающихся, в результате чего могут развиваться алиментарно-зависимые заболевания [3].
По данным отечественных авторов одной из проблем современного общества является распространение ожирения. Только с 2000 по 2018 г. удельный вес повышенного жироотложения среди молодежи возрос с 5,2 % до 10,5 %, а частота встречаемости ожирения увеличилась в 2,7 раза [4–6].
В Челябинске распространенность болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ среди лиц старше 18 лет, по данным государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Челябинска в 2020 году», увеличились с 9,70 в 2017 г. до 11,40 в 2019 г., а ожирения с 3,10 до 3,71 на 1000 чел. населения (рост в 1,2 раза).
Рост заболеваемости, обусловленный характером питания, определяет актуальность настоящего исследования. Цель исследования – изучить пищевое поведение студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета.
Материалы и методы исследования
В исследовании был использован метод проведения социологического опроса, посредством опросника, составленного на основе интернет-платформы «Google Формы». Анкета включала в себя 15 вопросов как с возможными, так и со свободными вариантами ответов.
Объектом исследования явились 90 студентов, которым был предложен опросник, характеризующий индивидуальное питание.
Преимущественный возраст участников опроса составил 19–20 лет, что соответствует возрасту студентов I, II и III курсов, соотношение по полу – девушки 81,1 %; юноши 18,9 % (табл. 1).
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные результаты рассматривались в контексте принципов рационального питания:
Режим питания
Не соблюдают научно обоснованные кратность (3–4 раза) и интервалы (3,5–4 ч) 72,6 % респондентов. Так, до одной трети студентов (32,2 %) пренебрегают завтраком, неоспоримая важность которого заключается в приобретении энергии в дообеденный период и восстановлении энергетического потенциала после длительного перерыва в питании, связанного со сном.
О.А. Карбинская (2011) в своем исследовании «Основные проблемы питания студентов в связи с их образом жизни» отмечает долгосрочный тренд на снижение кратности приема пищи и увеличение интервалов между приемами пищи студентами, что согласуется с результатами наших исследований [7].
В связи со снижением кратности возрастают интервалы между приемами пищи и объемы разовых порций, что приводит к значительной нагрузке на желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), проявляющееся перерастяжением стенок желудка, секреторной нагрузкой на печень и поджелудочную железу, что, в общем, характеризуется термином – переедание [8]. Такая выраженная смена насыщения проявляется высокоамплитудными колебаниями глюкозы в крови, а это требует повышенной выработки инсулина и истощает адаптивный ресурс поджелудочной железы. Развитие патологии поджелудочной железы сопряжено с таким заболеванием, как сахарный диабет [9].
Так 45,6 % респондентов указали на то, что в их рационе значительно преобладает высокоуглеводная пища, 10 % – жирная, 44,4 % – белковая. Согласно «Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Таблица 1
Распределение респондентов по возрасту и полу (абсолютное количество)
Пол |
Возраст респондентов (полных лет) |
||||||
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
|
М |
0 |
9 |
6 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Ж |
2 |
38 |
29 |
1 |
3 |
0 |
0 |
Рис. 1. Соотношение между рекомендованным суточным потреблением пищевых веществ и оценкой их потребления среди студентов (граммы). Полоса погрешности – 5 %
Сбалансированность
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 18.12.2008 (МР 2.3.1.2432-08) (студенты медицинского вуза были отнесены к I группе населения с «очень низкой физической активностью; мужчины и женщины») количество углеводов в рационе должно преобладать (Б:Ж:У=1:1,2:5), однако, по проведенной нами оценке, абсолютное их количество, потребляемое студентами в сутки, составляет более рекомендуемых 300–400 г (М±m) (рис. 1) [10]. Это связано в первую очередь с широким ассортиментом продуктов питания, содержащих простые сахара.
В исследовании Е.В. Захаровой (2018), изучавшей причины учебного стресса у студентов-медиков, показано, что в 58 % случаев испытываемый студентами стресс проявляется в изменении пищевого поведения и, в частности, приводит к регулярному употреблению высокоуглеводных продуктов питания, которое вызывает увеличение массы тела, развитие ожирения и сопутствующих его осложнений [11–13].
Значительную роль в вопросе о сбалансированности питания играет поступление эссенциальных веществ, среди которых широко представлены витамины и микроэлементы. В естественных условиях эта потребность удовлетворяется с пищей, однако в современных условиях научно-технического прогресса вследствие высокой потребности в интенсификация пищевого производства велика доля продуктов питания с низким содержанием эссенциальных веществ, что требует организованного потребления биологически активных добавок к пище (БАД) [14].
Южный Урал является эндемичной зоной, для жителей которой характерны йододефицитные состояния. В период с 2017 по 2019 г. в Челябинской области отмечен рост первичной заболеваемости патологиями эндокринной системы, включая заболевания щитовидной железы, с 9,7 до 11,4 на 1000 населения соответственно. Снижение заболеваемости, обусловленной недостаточным поступлением йода с пищей, возможно лишь при получении последнего через употребление БАД или йодсодержащих продуктов [15]. При этом 81,1 % респондентов не употребляют БАД, в том числе йодсодержащие, что может у данной категории лиц привести к соответствующим заболеваниям [8, 16].
Другим примером может служить недостаточность витамина D. В исследовании Л.А. Суплотовой (2021) среди населения средней полосы России (в широтах 45–70°) данный витаминодефицит выявлен более чем у 55 % (в возрасте от 18 до 45 лет: мужчины – 52,2 %, женщины – 47,8 %). При этом наибольшая встречаемость дефицита или недостаточности витамина D наблюдается в возрастной группе 18–25 лет и составляет 89,8 %, что, вероятно, связано не только с повышенной метаболической активностью молодого организма, но и с характером питания современной молодежи [17]. В последнее десятилетие было обнаружено, что низкий уровень витамина D влияет не только на минеральный обмен, но и на иммунную, нервную и другие системы [18, 19]. Также наблюдается связь демографических показателей с уровнем витамина D [17].
Таблица 2
Распределение респондентов по ответам на вопрос «Считаете ли Вы свое питание рациональным» в зависимости от их места проживания (% в соответствующих группах «Да/Нет»)
Ответ |
Место проживания |
% от всех респондентов |
||
В общежитии |
Самостоятельно в отдельной квартире |
С родителями/ родственниками |
||
Да |
14,7 |
26,5 |
58,8 |
37,8 |
Нет |
23,2 |
35,7 |
41,1 |
62,2 |
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Если считаете свое питание неполноценным, то выберите причины неполноценности» (% ответов)
Безвредность пищи
К современной проблеме вредных продуктов питания можно отнести большое разнообразие напитков с высокими концентрациями простых сахаров и тонизирующих веществ. Так, 31,8 % (25 % – юноши и 75 % – девушки) студентов регулярно употребляют с высокой частотой (4 раза в неделю и более) сладкие газированные напитки. Стоит отметить, что частый прием газированных напитков сочетается с основным приемом пищи. Содержащаяся в напитке угольная кислота стимулирует секрецию желудочного сока и перистальтику кишечника. Это приводит к нарушению режимов переваривания пищи, что влечет за собой снижение уровня насыщения, повышение аппетита и в итоге способствует перееданию.
А.Д. Цикуниб (2016) в своем исследовании «Эффекты воздействия высоких концентраций сахарозы на активность пищеварительных ферментов in vitro» экспериментально доказали, что 1,5–4,5 % растворы сахарозы в значительной степени изменяют активность пищеварительных ферментов, что приводит к нарушениям режимов переваривания. Ситуация осложняется возникновением порочного круга: регулярное избыточное потребление сахарозы снижает вкусовую чувствительность к сладкому и провоцирует дополнительное ее потребление [20].
По результатам опроса в рационе 42,9 % обучающихся присутствуют тонизирующие напитки. Энергетические напитки оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую, нервную и пищеварительную системы [21, 22]. Употребляют энергетические напитки с высокой частотой (4 раза в неделю и более) 9,5 % студентов.
На ключевой вопрос, заданный студентам «Считаете ли Вы свое питание рациональным», были получены следующие ответы: 62,2 % респондентов высказались отрицательно, 37,8 % – утвердительно.
В рамках исследования было определено, что среди респондентов, отвечавших отрицательно, удельный вес проживающих в общежитии составил 23,2 %, самостоятельно в отдельной квартире – 35,7 %, с родителями/родственниками – 41,1 % (табл. 2).
В аналогичных исследованиях отечественные авторы (Проскурякова Л.А. (2016) и Скутарь А.И., Ячевская Е.А. (2016)) выявляют подобные результаты: 65,3 % и 60 % соответственно – что подтверждает полученные нами данные [23, 24].
Все ответы респондентов на вопрос «Если считаете свое питание неполноценным, то выберите причины неполноценности» были организованы в 4 группы (рис. 2):
1) низкий уровень культуры питания – недостаточное обеспечение условий для приема пищи в рамках учебного процесса. В данную категорию были отнесены такие факторы, как отсутствие достаточного времени или удобных условий для приема пищи (32,8 %);
2) вредные привычки питания – поведенческие особенности индивида в контексте его питания, в основе которых лежат психологические и условно-рефлекторные механизмы. К ним были отнесены: переедание, употребление большого количества напитков совместно с приемом пищи или, напротив, полное их отсутствие, нерегулярные или спонтанные приемы и др. (29,3 %);
3) социально-экономические факторы – отсутствие возможности приобрести продукты питания достаточного качества в силу своих финансовых возможностей (29,3 %);
4) хронические заболевания, в связи с которыми требуется коррекция рациона (8,6 %).
Заключение
1. Питание 62,2 % студентов младших курсов Южно-Уральского государственного медицинского университета является неудовлетворительным, о чем свидетельствуют полученные результаты опроса.
2. Выявлено нарушение режима питания у 72,6 % обучающихся.
3. В рационе питания 45,6 % респондентов установлено избыточное преобладание углеводной пищи, нарушение соотношения макро- и микронутриентов.
4. Факторы, препятствующие соблюдению гигиенических нормативов питания, по мнению студентов ЮУГМУ: низкая культура питания в условиях учебного процесса (отметили 32,8 % респондентов), вредные привычки питания (29,3 %).
5. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на соблюдение студентами основ рационального питания, является их финансовая обеспеченность (29,3 %).
6. Результаты исследования показали необходимость разработки медико-профилактических мероприятий, направленных на коррекцию питания студентов, с целью сохранения здоровья молодого поколения.
Библиографическая ссылка
Заварухин Н.Е., Безуглый Т.А., Торкай Н.А., Таран Е.В., Ходзинская А.М. ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2022. – № 3. – С. 36-41;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1252 (дата обращения: 23.11.2024).