Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД ОРТОПЕДИИ НА ПРОФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ ДЕФОРМАЦИЙ СТОП

Захаров И.В. 1 Кушников Е.И. 2
1 ГАУЗ Тюменской области «Городская поликлиника № 13»
2 ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
В работе проведен анализ современных методов профилактики и коррекции деформации стоп. Проблема плоскостопия всегда недооценивалась людьми, а современный образ жизни, связанный с большой стрессовой нагрузкой, малоподвижным образом жизни, расширением ассортимента доступной, но некачественной обуви, только усугубил ее. Статистические данные рознятся, но очевидно, что большая часть населения сталкивалась с проблемами плоскостопия. Многие оценили и их последствия, проявляющиеся в переходе болевых ощущений на вышерасположенные суставы, спину и т.д. Несмотря на обилие известных методов профилактики и коррекции, на практике в большинстве случаев используют лишь несколько, при этом эффективные методы часто не являются удобными для пациента, особенно желающего вести профилактику в домашних условиях. В этом ключе именно лечебно-оздоровительная физкультура предоставляет пациентам такую возможность. Помимо возможности самостоятельного использования, она характеризуется низкими издержками и периодичностью использования, что отвечает большинству требований пациентов в современных условиях. При этом даже самостоятельная профилактика требует контроля со стороны врача, заключающегося не только в подборе упражнений, но и в измерении изменений деформации стоп. Большинство ортопедов использует методы подометрии и подографии, особенно учитывая степень автоматизации последней, когда даже расчеты индексов (например, по Чижину) проводятся и обрабатываются силами компьютера. Однако ввиду отсутствия ярких болевых ощущений и однообразия упражнений остается нерешенной проблема удержания интереса пациента даже на небольшой временной период, что особенно проявляется при работе с детьми. Эта проблема, несомненно, требует дальнейших исследований. Исследование выполнено за счет гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (проект № IT-22-000067).
плоскостопие
тренажер-балансир
лечебная физкультура
ортопедия
деформация стоп
1. Плоскостопие: виды причины, диагностика, последствия // Официальный сайт ортопедического центра «Ортоленд». [Электронный ресурс]. URL: https://ortoland.by/info/articles/ploskostopie/ (дата обращения: 06.03.2023).
2. Денисова Г.С., Стародубцева М.А. Профилактика плоскостопия средствами физической культуры // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. № 2. С. 83-86.
3. Плоскостопие у детей // Комсомольская правда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/family/deti/ploskostopie-u-detej/ (дата обращения: 06.03.2023).
4. Галька и рисование: как спастись от плоскостопия // Газета.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/science/2018/03/18_a_11687569.shtml (дата обращения: 06.03.2023).
5. Гацкан О.В. Профилактика и коррекция плоскостопия: обзор литературы // МНИЖ. 2020. №12-2 (102). С. 123-128.
6. Садыкова В. З. Влияние физиотерапевтического лечения на изменение сводов стопы при плоскостопии // БМИК. 2013. № 2. С. 254-255.
7. Кузнецов И.И. Устройство для повышения работоспособности человека «Ипликатор Кузнецова» // Патент РФ № 2017478. Патентообладатель Кузнецов И.И. 1994.
8. Эранов Н.Ф., Эранов Ш.Н. Диагностика и лечения плоскостопия у детей // Re-health journal. 2020. № 2-2 (6). С. 60-62.
9. Измалков С.Н., Братийчук А.Н., Усов А.К., Литвинов С.А., Галеев Ф.Ш. Тактика дифференцированного хирургического лечения больных с поперечным плоскостопием и вальгусным отклонением первого пальца // Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20, № 9. С. 79-87
10. Дубровин Г.М., Бакурская Е.С., Боровлева А.В. Результаты лечения мобильной плоско-вальгусной деформации стоп у детей // Вестник современной клинической медицины. 2019. № 3. С. 28-33.
11. Шевелёва Н.И., Дубовихин А.А. Проблемы консервативного лечения пациентов с плоскостопием // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99, № 4. С. 665-670.
12. Захаров И.В. Устройство для определения деформаций поверхности объекта // Патент РФ № 131958. Патентообладатель Захаров И.В. 2013. Бюл. № 25.

Одной из актуальных проблем современной восстановительной медицины является формирование правильного паттерна движений. Различные травмы, ортопедические заболевания и неврологические нарушения приводят к изменению функции движения и снижению качества жизни. При истощении компенсаторных возможностей организма изменения приобретают форму необратимых.

Плоскостопие является одним из самых распространенных ортопедических заболеваний. Несмотря на то что точных данных о количестве людей, страдающих плоскостопием, нет, даже приблизительная информация шокирует. Так, согласно одним источникам, количество страдающих плоскостопием людей – более 50% населения Земли, а по другим данным – до 80% [1]. Согласно публикации Г.С. Денисовой, М.А. Стародубцевой, количество студентов, страдающих плоскостопием, доходит до 70% [2]. А у детей плоскостопие вообще считается одной из самых распространенных ортопедических патологий [3].

По данным ЯндексWordStat, количество ежемесячных запросов по ключевым словам, связанным с плоскостопием, измеряется в тысячах. Так, например, за ноябрь 2022 года показатели следующие: «лечение плоскостопия» – 10920 запросов; «вальгусная деформация стопы» – 21780, «болит стопа» – 55272. Список запросов можно продолжать, так как со временем из-за плоскостопия развиваются осложнения в виде болей в коленных и тазобедренных суставах, позвоночнике, височно-челюстном суставе. Могут присоединиться такие заболевания, как варикоз вен нижних конечностей, артрозы и артриты крупных суставов, остеохондроз позвоночника, сколиотическая деформация позвоночного столба, грыжи межпозвонковых дисков и даже нарушение прикуса. Опущение сводов стоп приводит к деформации суставов первого и пятого пальцев стоп с их наружным отклонением, что также является достаточно распространенным явлением [4].

Все это свидетельствует о высокой актуальности проблемы и необходимости ее решения на ранних стадиях, так как только в детстве возможна полная коррекция плоскостопия [2]. Таким образом, цель данного исследования сводится к проведению сравнительного анализа методов профилактики и коррекции плоскостопия с выявлением наиболее эффективного из них как с точки зрения результата, так и с точки зрения эргономики – удобства самостоятельного использования пациентом.

Материалы и методы исследования

При профилактике и коррекции плоскостопия основные действия направлены на снятие болевого синдрома, восстановление подвижности суставов, улучшение кровоснабжения, укрепление мышц и связок стопы и голеностопного сустава [2]. В настоящее время среди общепринятых методов коррекции плоскостопия можно выделить следующие:

• использование ортопедических пособий: готовых ортопедических стелек (каркасных, разгрузочных, полустелек, подпяточников и т.п.), стелек индивидуального изготовления («конструкторы» или термоформовочные), корректоров деформации пальцев стоп (например, А.В. Гуров [5]);

• сложная ортопедическая обувь (различной степени фиксации) (например, Т.Л. Калб [5]);

• физиотерапевтические процедуры (электрофорез с кальцием и эуфиллином, парафино-озокеритовые аппликации, микротоки, миостимуляция) (например, В.З. Садыкова [6]);

• массаж (ручной и аппаратный) (например, Е.В. Знатнова [5]);

• массаж акупунктурный (ортопедические коврики, игольчатые аппликаторы) (например, И.И. Кузнецов [7]);

• лечебно-оздоровительная физкультура (например, О.Н. Моргунова [5]);

• гипсовые повязки (например, Н.Ф. Эранов [8]);

• хирургическое лечение (например, С.Н. Измалков [9]).

Необходимо отметить, что большего эффекта в профилактике и коррекции плоскостопия можно достичь, применяя комплексно разные вышеперечисленные подходы, что подтверждено, в том числе, и группой ученых под руководством Г.М. Дубровина [10].

Теперь рассмотрим каждый из методов более подробнее. Так, два первых пункта по своей сути схожи. Применение ортопедических пособий в виде стелек и ортопедической обуви является на сегодняшний день золотым стандартом для коррекции плоскостопия. Имеются данные, что при использовании ортопедической обуви ежедневно в течение периода до 6 часов более чем в 60% случаев оказывается терапевтический эффект в периоде, в среднем равном 3 годам [11]. Основная задача подобных изделий заключается в принудительной установке анатомических элементов стопы в заданное правильное положение. Контролируемое положение стопы задает правильное положение оси нижней конечности, что способствует равномерному распределению нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Регулярное и длительное использование ортопедических стелек и ортопедической обуви является профилактикой деформаций стопы и вышележащих суставов.

Физиотерапевтические методы лечения наряду с массажем и акупунктурным массажем в основном применяются для снятия болевого синдрома при плоскостопии, формирующегося в ответ на перенапряжение и травму связочно-мышечного аппарата нижних конечностей. Высокую эффективность показывают процедуры, направленные на улучшение местного кровоснабжения и микроциркуляции, с элементами противовоспалительной терапии. Данные мероприятия проводят курсами, несколько раз в год.

Таблица 1

Сравнение методов коррекции плоскостопия

Наименование метода

Частота использования при плоскостопии

Требуемая длительность использования

Возможность самостоятельного использования пациентом

Использование ортопедических пособий

Практически всегда

До 6 часов в день

Возможно

Сложная ортопедическая обувь

Часто

До 6 часов в день

Возможно

Физиотерапевтические

процедуры

Часто

2 раза в год, курсами по 10 процедур

Невозможно

Массаж (ручной и аппаратный)

Часто

При выраженном

болевом синдроме

Невозможно

Массаж акупунктурный

(ортопедические коврики, игольчатые аппликаторы)

Практически всегда

Ежедневно

до 30 минут

Возможно

Лечебно-оздоровительная

физкультура

Часто

2 раза в год, курсами по 10 процедур

Возможно

Гипсовые повязки

Только у детей 0–3 года

Постоянно,

3–6 месяцев

Невозможно

Хирургическое лечение

Редко

По показаниям

Невозможно

Этапное гипсование (метод этапных гипсовых повязок) – метод коррекции деформаций и контрактур гипсовыми повязками, в основе которого лежит поэтапное лечение с промежуточным гипсованием. Метод широко применяется при лечении врожденных патологий у детей до 1 года, когда он показывает максимальную эффективность. Из врожденных деформаций стоп выделяют следующие: врожденная косолапость (поворот стопы вовнутрь); врожденное приведение переднего отдела стопы; врожденное плоскостопие. Метод этапного гипсования заложен в основе метода лечения врожденной косолапости по Понсети.

Хирургические методы коррекции плоскостопия имеют ограниченный круг показаний и применяются крайне редко – при деформациях, не поддающихся корректировке другими методами. Операции многоэтапные, травматичные и, как правило, являются способом восстановления опорной функции нижней конечности в ущерб ее подвижности.

Отдельно хочется отметить лечебную физкультуру, метод который не похож на все остальные. Особенностью его является то, что правильная нагрузка на опорно-двигательный аппарат приводит к его укреплению, повышению тонуса мышц, а также к явлению «саморегулирования». Изначально, на генетическом уровне, совокупность всех систем опорно-двигательного аппарата построена на симметрии, и к этому состоянию они стремятся. Дозированные, точечные и регулярные нагрузки способны привести к мышечному балансу и устранить тем самым деформацию костных структур.

Сопоставив перечисленные методы (табл. 1), можно отметить, что наибольшее распространение получило применение ортопедических пособий и акупунктурного массажа, что связано с минимальным участием пациента в первом случае и простотой использования – во втором.

При этом также отдельно хочется выделить лечебную физкультуру, так как этот метод реализуется курсами, что легче воспринимается пациентами и также не требует больших материальных и временных затрат.

Результаты исследования и их обсуждение

Лечебная физкультура при плоскостопии обычно представляет собой комплекс упражнений с использованием:

• собственного тела;

• дополнительных предметов;

• бассейнов;

• тренажеров.

Самыми распространенными здесь являются комплексы упражнений, которые рекомендуется делать после предварительной разминки. Часть из них выполняются стоя (например, перенос веса тела на носки, пятки, внешние своды стоп и т.д.), а часть – лежа (например, вытягивание на себя пальцев ног одновременно и поочередно, и др.). Детям данные упражнения совмещают с игровыми элементами, танцами, особенно при групповом использовании.

Дополнительными предметами при лечебной физкультуре могут выступать стулья (например, сгибание пальцев и затем подтягивание к ним пяток, др.), мячи (например, обхват мяча стопами с подъемом и опусканием его лежа на полу, др.), карандаши и иные мелкие предметы (например, собирание их пальцами с пола, др.), палки (например, катание палки ногами вместе или поочередно, ходьба поперек или вдоль палки и т.д.).

Плавание в бассейне является одним из самым распространенных упражнений для профилактики многих заболеваний опорно-двигательного аппарата. Применительно к плоскостопию – здесь, помимо общего эффекта водной среды, широкое распространение получило использование ласт.

Использование же тренажеров, в частности тренажеров-балансиров, является одним из современных и перспективных направлений в лечебной физкультуре. Именно ранняя, регулярная и системная лечебная физкультура с применением специализированных тренажеров способна восстановить утраченные двигательные функции.

Положительные стороны использования тренажера-балансира для профилактики плоскостопия:

• формируются правильное положение стоп и стереотип движений;

• повышается тонус наружной и задней групп мышц бедра;

• улучшается чувство равновесия;

• происходит отработка сложных координационных движений.

В настоящее время в свободной продаже представлены разные виды тренажеров-балансиров. Самые распространенные модели описаны в таблице 2.

Самым главным недостатком всех рассмотренных тренажеров-балансиров является потеря интереса со стороны пользователя. При продолжительных тренировках ввиду малой доли вовлеченности в процесс выполнения упражнений, недостаточного эффекта новизны при ежедневных нагрузках будет пропадать интерес к использованию, а следовательно, и эффективность, а значит, и прогресс значительно уменьшится.

Таблица 2

Сопоставительная таблица тренажеров-балансиров

Описание тренажера

Сильные стороны

Слабые стороны

Баланс борд в виде доски с полусферой на обратной стороне

Размеры: 59х39 см

Высота: 8 см

Максимальный вес пользователя: до 120 кг

Материал: клееная фанера

Наклоны во все стороны (360 градусов)

Наличие лабиринта для сохранения интереса к использованию

Наличие уровней сложности посредством использования разных шариков для прохождения лабиринта

Сложность использования

Баланс борд в виде прямой доски и ролика

Размер балансировочной доски 74x32 см

Размеры ролика: 11–14 см в диаметре, длина 40 см

Максимальный вес пользователя: до 150 кг

Материал: клееная фанера

Эффект переноса центра тяжести в горизонтальной плоскости

Отсутствие элементов удержания пользователя в процессе, что ведет к потере интереса

Невозможность тренировать глубокие переносы веса с ноги на ногу

Балансировочная доска вогнутого типа

Размер 70х25 см

Высота 0–15 см

Максимальный вес пользователя: 100 кг

Материал: клееная фанера

Регулирование сложности путем перемещения стоп по поверхности доски

Отсутствие элементов удержания пользователя в процессе, что ведет к потере интереса

Ограниченность наклонов 180 градусами

Балансировочная подушка

Размер: 33 см в диаметре

Максимальный вес пользователя: 150 кг

Материал: ПВХ

Эффект массажа

Отсутствие элементов удержания пользователя в процессе, что ведет к потере интереса

Необходимость подкачки и регулировки давления

Наличие лабиринта в первом балансире, представленном в таблице 2, перекрывается сложностью его использования, когда ребенок не только теряет интерес из-за невозможности пройти лабиринт, но и разочаровывается в своих возможностях.

Очевидно, что само назначение использования в профилактике и тем более коррекции плоскостопия тренажеров-балансиров, как и результативность такого использования, должны оцениваться профессиональными врачами-ортопедами.

Для этого чаще всего используются измерения прироста показателей стоп, например их соматического свода. Самыми распространенными методиками для такого измерения могут стать:

• подометрия (измеряются размеры свода (высота, длина, ширина) и вычисляется подометрический индекс);

• подография (при помощи специального оборудования регистрируются длительность и ширина шага, разворот ступни, прямолинейность походки);

• рентгенография (использование рентгена для выявления патологии, определения ее стадий и степени деформации).

Все эти подходы ведут к измерениям. Наиболее распространенными в использовании являются методики расчета по Фридланду (проводится измерение высоты и длины стопы, и, если высоту стопы умножить на 100 и поделить на длину стопы, то результат в диапазоне 27–29 единиц свидетельствует о плоскостопии, а при менее 25 требуется неотложное лечение), по Чижину (проводится измерение отрезков, полученных в результате серии построений касательных, перпендикуляров и иного на отпечатке стопы, при этом результат от 1,1 до 2 свидетельствует об умеренном плоскостопии, а 2,1 и более – о плоской стопе), по Яраловой–Яралянцу (оценка ведется визуально по расположению линий, соединяющих середину пятки с основанием большого пальца и со вторым межпальцевым промежутком, при этом, если внутренний изгиб контура отпечатка стопы находится между этими линиями, то плоскостопие имеет место быть), по Штритеру (проводится измерение отрезков, полученных в результате серии построений касательных, перпендикуляров и других отрезков на отпечатке стопы, при этом результат более 60 характеризует наличие плоскостопия).

Невозможность частого использования рентгенографии для оценки изменений стоп в силу пагубного воздействия на организм человека позволяет говорить о том, что наибольшее использование в этом случае получают подометрия и подография. А также имеет место и разработка разного рода приборов, которые выступают вспомогательными и могут облегчить работу врача при должном уровне автоматизации. Так, еще в 2012 году с использованием муарового эффекта (узора, возникающего при наложении периодических сетчатых рисунков на поверхность) было разработано и запатентовано в качестве полезной модели устройство для определения деформаций поверхности объекта [12], позволяющее многократно в течение длительного промежутка времени и без вреда для здоровья пациента вести измерения изменений стоп. Сейчас этот прибор перешел в стадию достояния общественности и используется на практике врачами-ортопедами. При этом в свободной продаже имеется большое число подографов разных принципов действия: от механических и флуоресцентных до автоматизированных программно-аппаратных комплексов, которые не только делают снимок стоп, но и самостоятельно ведут расчеты основных параметров.

Заключение

Плоскостопие в современном мире является достаточно распространенной патологией, которая, прогрессируя, способствует возникновению других недугов. При этом, несмотря на обширную информацию по профилактике и коррекции плоскостопия, наличие большого числа разнообразных методов лечения, большинство людей предпочитают абстрагироваться от данной проблемы [2]. Использование лечебной физкультуры в домашних условиях вполне может изменить ситуацию, но лишь в том случае, если будет решена проблема удержания интереса к ней. И раз уж сама по себе проблема наличия плоскостопия не способна привлекать людей к занятиям, то это необходимо делать посредством внутренних мотивов и потребностей. Например, для детей этим может стать привнесение игрового процесса в занятия лечебной физкультурой, что, несомненно, требует дополнительных исследований и экспериментов.


Библиографическая ссылка

Захаров И.В., Кушников Е.И. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД ОРТОПЕДИИ НА ПРОФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ ДЕФОРМАЦИЙ СТОП // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2023. – № 2. – С. 45-50;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1328 (дата обращения: 03.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674