Введение
Забота о здоровье населения отмечена в ряде государственных программ, реализующихся в Республике Саха (Якутия) [1]. Данные статистических сборников по Республике Саха (Якутия) свидетельствуют о стабильно высоком уровне заболеваемости населения болезнями органов дыхания, пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, болезнями глаза и его придаточного аппарата, мочеполовой системы [2]. Особую значимость эта проблема приобретает в среде детей дошкольного возраста, среди которых наблюдается несовершенство адаптационных механизмов к воздействию экстремальных климатических условий, длительного периода недостаточной солнечной активности, что неблагоприятно сказывается на состоянии их здоровья, в том числе на показателях их физического развития [3–5].
В таких условиях важно учитывать природно-климатические и этнокультурные факторы, влияющие на здоровье подрастающего поколения, что требует разработки специализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей, проживающих в регионе [6].
Высокая распространенность заболеваний дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, глаза и его придаточного аппарата и других хронических патологий среди детей дошкольного возраста в этом регионе подчеркивает необходимость детального изучения данной темы.
В литературе представлены ограниченные сведения о способах профилактики нарушения здоровья у коренных народов, традиционных методах сохранения здоровья, используемых в культуре коренных народов, что определяет актуальность научной разработки данного направления профилактики, особенно среди подрастающего поколения.
Цель исследования – обобщение сведений об уникальных природно-климатических и этнокультурных особенностях Республики Саха (Якутия), влияющих на здоровье коренного населения, применяемых в регионе способах профилактики нарушения здоровья.
Материалы и методы исследования
Проведены обобщение и анализ статистических данных о здоровье детей, климатических и экологических характеристиках региона, способах профилактики нарушения здоровья у коренных народов, применяемых традиционных методах сохранения здоровья, используемых в культуре коренных народов. Сбор данных осуществлялся с использованием электронных международных и российских баз данных, имеющих индекс научного цитирования. Глубина поиска составила 2015–2023 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
Здоровье детского населения в регионе на протяжении длительного периода характеризуется повышенными показателями общей и первичной заболеваемости во всех возрастных группах. Эти показатели превышают средние по России на 25,0 % и 33,6 % соответственно. Отмечаются наиболее высокие уровни заболеваемости болезнями органов дыхания, пищеварения, нервной системы, а также болезнями крови и кроветворных органов среди подростков. Наблюдается значительная неоднородность показателей по районам, как арктическим, так и другим, вне зависимости от транспортной доступности медицинских учреждений. Условия оказания медицинской помощи в регионе осложняются труднодоступностью и удаленностью медицинских организаций от мест проживания населения [7, с. 11–13].
Материально-техническое оснащение и кадровое обеспечение медицинских организаций в республике Саха (Якутия) свидетельствуют о значительной степени износа сооружений и оборудования, что снижает качество и доступность оказываемой медицинской помощи. При более высоких цифрах обеспеченности врачами (в сравнении с общероссийскими показателями) отмечается дефицит врачей педиатрического профиля, в первую очередь эндокринологов, стоматологов, урологов-андрологов) [7, с. 12].
Условия проживания в Республике Саха (Якутия) характеризуются уникальными климатическими особенностями, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на здоровье детей [8]. Данный регион отличается холодным климатом, что требует использования защиты от низких температур и обеспечения достаточной физической активности в условиях ограниченного времени на открытом воздухе [9]. При этом в летнее время в жарких и сухих условиях необходимо сосредоточиться на гидратации и защите организма от перегревания.
Республика Саха (Якутия) – крупнейший субъект Российской Федерации, известный своим этнокультурным разнообразием. Основное население состоит из якутов (саха) и русских, но здесь проживают и такие коренные народы Севера, как эвенки, эвены, юкагиры и чукчи.
Этнокультурные особенности играют ключевую роль в формировании образа жизни детей. В различных культурах существуют традиции, связанные с питанием, физической активностью [10] и уходом за детьми, которые способствуют укреплению здоровья. Например, традиционные диеты, богатые белками и жирами, а также культурные практики, включающие физические упражнения, могут быть полезны для здоровья.
В регионах с многоязычным населением важно учитывать языковые барьеры при разработке и внедрении программ здоровьесбережения, чтобы информация была доступна всем группам населения.
Одним из ключевых факторов развития современного российского здоровьесберегающего образования является интеграция этнорегиональных особенностей в систему воспитания. Воспитание детей в различных этнокультурных средах может включать уникальные подходы к здоровью и благополучию. Народно-педагогические традиции играют важную роль в формировании культуры здоровья у дошкольников и могут существенно повысить эффективность воспитательной работы [11].
В Республике Саха (Якутия) этнокультурные традиции здоровьесбережения народов на протяжении веков способствовали укреплению здоровья подрастающего поколения, а также развитию его воли и характера. Якутская педагогическая сокровищница особое внимание уделяет воспитанию физически крепких, здоровых и нравственно благополучных детей. Проект «Алаас оголоро» ориентирован на мальчиков 5–6 лет, целью его является воспитание характера, физическое развитие посредством традиционных игр народов саха. Проект «Школа мяча: от теннисного до большого» направлен на развитие реакции, ловкости, координации движений; «Хабылык» – на воспитание воли, развитие мелкой моторики, навыков игры в разных техниках («Тыксаан», «Иэрэгэй», «Хомуур хабылык») [12]. Проект «Лепесток» направлен на формирование экологической культуры. Этнокультурный проект «Омактатыргани» («Новый день») позволил оптимизировать деятельность образовательной организации, повысить качество этнокультурной компетентности педагогов и воспитанников [13].
Данные традиции и подходы могут служить образцом для внедрения в современные образовательные стратегии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Народно-педагогические традиции, такие как в кочевом детсад-школе «Айлик», также играют важную роль в формировании культуры здоровья у дошкольников и могут существенно повысить эффективность воспитательной работы в создании единого образовательного пространства с учетом регионального и национального компонентов [12, 14, 15].
Большое разнообразие существующих моделей здоровьесбережения подчеркивает актуальность темы и востребованность на практике. Якуты традиционно занимаются скотоводством, оленеводством и охотой, что связано с природными циклами и духовными верованиями. Один из главных праздников якутов – Ысыах, отмечаемый в день летнего солнцестояния, включает ритуалы, танцы и соревнования, способствуя физическому развитию детей. Традиционные танцы и игры, такие как танец орла, играют важную роль в физическом воспитании.
Оленеводство как труд, требующий хорошей физической подготовки и развития ловкости, составляет основу жизни эвенков и эвенов, влияя на все аспекты их культуры.
Основные виды деятельности юкагиров – охота и рыболовство, требующие значительной физической подготовки и выносливости. Питание коренных народов включает мясо (в том числе оленину) и рыбу, обеспечивающие необходимое количество белка и жиров. В рацион также входят молоко и молочные продукты, особенно у якутов. Летом активно собираются и употребляются ягоды и грибы, что помогает восполнить дефицит витаминов.
Традиционная медицина народов Якутии использует различные растения, животные продукты и минералы для лечения заболеваний. Фитотерапия, включающая использование трав и растений, таких как чага и кедровая смола, широко распространена.
Одним из важных аспектов здоровья детей является доступ к качественной питьевой воде. Исследования показывают, что источники воды, используемые для питьевых нужд, существенно различаются между сельскими и городскими жителями. Абсолютное большинство сельских респондентов (91,9 %) пьют воду из рек и озер, из них минимальное количество (11,5 %) предпочитают бутилированную воду. Водопроводная вода, будь то на участке или в доме, используется лишь небольшой частью сельского населения. Городские жители, напротив, в большинстве (63,4 %) предпочитают бутилированную воду, в то время как 34 % используют водопроводную воду в домах [16]. Почти половина городских респондентов (45,1 %) оценивают качество питьевой воды как неудовлетворительное. Более трети (37,9 %) считают ее удовлетворительной, и только 10,6 % дают воде высокую оценку. В сельской местности картина более позитивная: 52 % оценивают качество воды как удовлетворительное, 23 % – как хорошее, и лишь 18,2 % считают его плохим [16].
Эти различия в оценках могут быть связаны с ограниченной доступностью альтернативных источников воды в сельской местности, низкой информированностью о требованиях к качеству воды питьевой и возможных рисках нарушения здоровья. Возможно, поэтому сельские жители более оптимистично относятся к качеству воды, несмотря на потенциальные риски.
Обеспечение водой детских и подростковых организаций также вызывает беспокойство. Согласно данным за 2023 г. 23,0 % организаций для детей и подростков в регионе не имели централизованного водоснабжения, в 21,8 % отсутствовала канализация. Количество проб воды, подаваемой в организации для детей и подростков, не соответствующих гигиеническим нормативам, увеличилось по бактериологическим показателям на 1 %, по санитарно-химическим показателям – на 3,5 %. Требовали капитального ремонта 7,3 % организаций для детей и подростков, нуждаются в ремонте 35,0 %. Удельный вес измерений параметров микроклимата, не соответствующих гигиеническим нормативам, в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 11,3 % [17].
Существующие модели здоровьесбережения для детей дошкольного возраста в регионах Крайнего Севера направлены преимущественно на минимизацию негативных климатических влияний и формирование привычек здорового образа жизни. Они подчеркивают важность адаптации образовательного процесса и физкультурного воспитания в условиях сурового климата и социальной специфики региона [18].
Проект «Здоровые дети – сильная Россия» (г. Нижневартовск) включает адаптацию образовательного процесса с учетом физического и психического здоровья детей, использование рабочих тетрадей для саморазвития и оптимизацию оздоровительной деятельности через сочетание традиционных и инновационных методов [19].
Комплексно-целевая оздоровительная программа «Здоровей-ка!» [20] направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, целью которой является привитие культуры здорового образа жизни. Эта система работы позволяет педагогическому коллективу эффективно достигать поставленных целей, формируя у родителей, педагогов и детей ответственность за сохранение здоровья, а также улучшать условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Продуктивная технология «Сатабыл» (автор П.П. Кондратьев) [14] ориентирована на формирование навыков созидательной умственной и физической деятельности, которые в свою очередь являются функциональными качествами успешной личности. Содержанием проекта по созданию игрового пространства «Сатабыл» является создание тематических площадок по интересам в различных помещениях детского сада и свободное передвижение детей по детскому саду с выбором занятий по интересам, то есть самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.
Адаптивные подходы учитывают экстремальные природно-климатические условия, изменяющиеся биологические ритмы и социальные условия. Включают осторожные и разумные методы тренировки организма и социальные меры защиты. Гибкий режим дня включает специальные двигательные режимы для разных сезонов, увеличение дневного сна во время полярной ночи и адаптацию прогулок в зависимости от температуры и погодных условий. Интенсивность физических упражнений регулируется через изменение нагрузки и темпа движений, использования оборудования и контроля за двигательной активностью.
Положительным аспектом является активная роль родителей в формировании навыков здорового образа жизни у детей – 86 % родителей считают это своей ответственностью. Более трети родителей считают важным источником ЗОЖ образовательные учреждения (36,6 %). Эти данные подчеркивают важность развития школьной медицины [7, с. 15].
Заключение
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста – это актуальная и многоплановая задача, требующая комплексного подхода. Важно не только обеспечивать физическое развитие и профилактику заболеваний, но и учитывать региональные особенности, такие как природно-климатические и этнокультурные факторы, влияющие на здоровье и общее благополучие детей.
Этнокультурные факторы формируют уникальную культуру и образ жизни, имеющие свои преимущества и вызовы, требующие разработки специальных мер профилактики. Индивидуальный подход, адаптированный к специфическим условиям данного региона, позволит создать более эффективные и устойчивые программы, направленные на укрепление здоровья и развитие детей, учет природно-климатических и этнокультурных факторов должен быть важной частью эффективных стратегий здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Интеграция этих факторов в процессы планирования и реализации здоровьесберегающих мероприятий в условиях дошкольной образовательной организации является залогом успешного формирования здорового поколения.
Разработка специализированной региональной модели здоровьесбережения для детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия), учитывающей уникальные природно-климатические и этнокультурные особенности региона, базирующаяся на анализе текущих программ оздоровления, должна повысить эффективность проводимых профилактических мероприятий. Также необходимо учитывать состояние объектов окружающей среды, повышать качество питьевой воды и доступность безопасных источников водоснабжения, повышать материально-техническое оснащение образовательных и медицинских организаций, укомплектованность медицинскими кадрами, что является критически важным для здоровья населения и национальной безопасности, особенно в сельских районах, где проживает значительное число представителей коренных народов.
Патентные исследования показали отсутствие зарегистрированных методик, адаптированных к климатическим и этнокультурным особенностям Якутии, что подчеркивает новизну и актуальность дальнейшей разработки данного направления профилактики нарушения здоровья. Также результаты анализа патентов свидетельствуют о необходимости учета уникального подхода в разработке оздоровительных программ для дошкольников, проживающих в суровых природно-климатических условиях.
Таким образом, представленный в статье анализ литературных данных о природно-климатических и этнокультурных особенностях Республики Саха (Якутия), существующих методиках и рекомендациях по оздоровлению, основанных на интеграции природных и культурных факторов в деятельность дошкольных образовательных организаций, свидетельствует об имеющемся потенциале для повышения эффективности реализуемых оздоровительных программ в дошкольных образовательных организациях Республики Саха (Якутия). Разработка стратегии сохранения здоровья дошкольников Республики Саха (Якутия), учитывающей природно-климатические и этнокультурные особенности региона, может стать основой для формирования здорового поколения в сложных условиях региона, внося вклад в укрепление здоровья и благополучия будущих поколений.
Библиографическая ссылка
Захарова А.С., Гончарова Г.А., Жуков О.Ф., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Сечин Д.И. ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2025. – № 1. – С. 5-10;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1427 (дата обращения: 23.02.2025).