Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Титоренко Е.Ю. 1 Егошин Д.Е. 1 Токарь А.Е. 1 Власова О.П. 1 Свириденко О.А. 1 Попкова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Цель исследования – выявление и оценка фактического питания студентов Кемеровского государственного медицинского университета, а также выявление проблем и факторов, влияющих на их пищевые привычки, и определение необходимых мер для улучшения питания и сохранения здоровья будущих врачей. В работе применен метод анкетирования при помощи онлайн-платформы Likeform. Проанализированы основные проблемы в питании студентов, связанные с недостатком времени, знаний о здоровом питании и доступностью здоровых продуктов. Проведена оценка рациональности режима питания респондентов, выявлено, что большая часть студентов не имеют практического опыта в рационализации собственного режима питания. Подавляющее количество опрошенных употребляют безопасную для здоровья воду – прошедшую фильтрование или бутилированную. Что касается молочных продуктов, более половины опрошенных не употребляют их ежедневно. В отношении мяса – основная часть студентов употребляет мясо курицы, что подтверждает их осведомленность в вопросе выбора источника белка. Тем не менее рыбу студенты употребляют редко, вероятно это связано с финансовой составляющей. В вопросе употребления яиц респонденты разделились кардинально, большая часть вовсе отказались от потребления данного продукта, а часть опрошенных превышает рекомендуемую норму, подвергая себя риску развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. Выявлено, что половина студентов медицинских вузов не знают о пользе разнообразия растительных масел, составляющих рацион. Ежедневно потребляют свежие фрукты и овощи минимальное количество респондентов, у остальных присутствует риск развития алиментарных заболеваний. Большинство употребляют пшеничный хлеб, состоящий из рафинированной муки, лишенной многих полезных веществ, в то время как наиболее приемлемым вариантом является хлеб из муки грубого помола с добавлением семян. Результаты исследования позволили выявить основные тенденции в питании студентов медицинских университетов и предложить рекомендации по улучшению их питания для поддержания здоровья и повышения учебной эффективности.
фактическое питание
здоровье
студенты
анкетирование
нутриенты
1. Тапешкина Н.В., Коськина Е.В., Почуева Л.П., Попкова Л.В., Власова О.П., Ситникова Е.М. Фактическое питание школьников в период дистанционного обучения в связи с COVID-19 // Российский вестник гигиены. 2021. № 1. С. 24–29. DOI: 10.24075/rbh.2021.004.
2. Тапешкина Н.В., Попкова Л.В., Власова О.П. Оценка риска влияния «фактора питания» на развитие клинических признаков микронутриентной недостаточности // Вопросы диетологии. 2019. Т. 9, № 4. С. 5–11. DOI: 10.20953/2224-5448-2019-4-5-11.
3. Бакуменко О.Е., Алексеенко Е.В., Сергеева Ю.М. Структура и режим питания студентов // Вопросы питания. 2023. Т. 92, № S5 (549). С. 54–55.
DOI: 10.33029/0042-8833-2023-92-5s-043.
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 05.11.2024).
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2016 г. № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204200/ (дата обращения: 05.11.2024).
6. Рымар О.Д., Щетинина А.О., Мустафина С.В., Симонова Г.И., Щербакова Л.В., Кунцевич А.К. Потребление основных макронутриентов и продуктовых групп питания, связь с риском развития фатальных сердечно-сосудистых событий у лиц с сахарным диабетом 2 типа: проспективное когортное исследование // Сибирский научный медицинский журнал. 2021. Т. 41, № 6. С. 91–100. DOI: 10.18699/SSMJ20210611.
7. Черненков Ю.В., Глушаков И.А., Гаджикеримов Г.Э., Глушакова В.Д., Гуменюк О.И., Трифонов В.Д. Взаимосвязь факторов риска в развитии патологии желудочно-кишечного тракта у детей школьного возраста // Саратовский научно-медицинский журнал. 2022. Т. 18, № 3. С. 502–506.
8. Вараева Ю.Р., Павлик Л., Хачатряи А.А., Кирасирова Е.В., Ливанцова Е.Н., Егорова В.В., Стародубова А.В. Анализ особенностей питания жителей города Москвы // Здоровье мегаполиса. 2020. Т. 1, № 2. С. 32–37. DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2020.v1i2;32-37.
9. Титоренко Е.Ю. Формирование и управление качеством функциональных сиропов на основе растительного сырья: дис. … канд. техн. наук. Кемерово, 2022. 155 с.

Введение

Правильное питание имеет комплексное защитное воздействие на здоровье, обеспечивает оптимальное функционирование организма и создает благоприятные условия для жизнедеятельности человека [1]. Оно является важным фактором, повышающим устойчивость организма к негативным воздействиям окружающей среды.

Сбалансированное и рациональное питание в период обучения студентов, в том числе медицинских вузов, необходимо для поддержания иммунитета и сохранения когнитивных функций организма. Существующие исследования показывают, что недостаточное поступление в организм необходимых микронутриентов может снизить активность иммунной системы и повлиять на умственную деятельность и мыслительные процессы. Поэтому важно обеспечить студентам адекватное питание, чтобы защитить их от неблагоприятных факторов окружающей среды и поддержать их когнитивные функции.

По результатам исследования 2021 г., проведенного среди студентов медицинского института Российского университета дружбы народов, проблемы со здоровьем, связанные с неправильным питанием, есть у 55,3 % студентов [1]. Интересно рассмотреть принципы питания студентов медицинского вуза, так как они являются специалистами, которые должны понимать процессы, происходящие в организме человека, важность питания для поддержания всех механизмов жизнедеятельности, в том числе в условиях стрессовых ситуаций, например таких, как сессия.

Цель исследования – оценить фактическое питание студентов медицинского университета, выявить проблемы и факторы, влияющие на их пищевые привычки, и определить необходимые меры для улучшения питания и сохранения здоровья будущих врачей.

Материалы и методы исследования

В анкетировании участвовали 150 студентов Кемеровского государственного медицинского университета, для проведения тестирования использовалась площадка Likeform, опрос прошли 99 девушек и 51 юноша в возрасте от 17 до 23 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Причинами неправильного питания у студентов медицинских вузов являются нехватка времени в связи c плотным графиком учебы, финансовые ограничения, стресс в период сессии, недостаток знаний о важности сбалансированного питания, неправильные пищевые привычки, сформированные с детства, социальное давление и недостаток организованности.

missing image file

Рис. 1. Режим питания студентов медицинского университета

Конечно, в силу молодого возраста студенты не замечают ошибок в своем рационе, ведь организм не сразу дает сбои в работе множества систем. Однако последствия длительного злоупотребления неправильным питанием у студентов могут оказаться плачевными [1]. Происходит снижение работоспособности, ухудшение здоровья из-за дефицитов питательных веществ, повышается риск развития хронических заболеваний, возникают психоэмоциональные проблемы [2].

Для анализа фактического питания студентов КемГМУ было проведено анкетирование студентов лечебного факультета с 1 по 6 курс, всего было опрошено 150 чел. На первом этапе были выявлены тенденции в отношении режима питания, данные приведены на рис. 1.

Установлено, что у 39 % трехразовое питание, 23 % питаются 1–2 раза в день, 20 % принимают пищу 4 раза в день, остальные 18 % питаются 5–6 раз в сутки. В то время как оптимальным считается дробный режим питания 4–6 раз в день. Таким образом, 62 % респондентов питаются нерационально и вредят своему здоровью. В то же время завтракают перед учебой 77 % студентов, остальные 23 % – нет. Последний прием пищи за 2–3 ч до сна отмечается у 48 % опрошенных, 29 % употребляют пищу за 1 ч до сна, 18 % респондентов ужинают более чем за 4 ч до сна, 5 % не делают перерыв между приемом пищи и сном. Это говорит о неправильном режиме питания у студентов, некоторые пренебрегают завтраком, что может привести к физиологическим и психологическим последствиям, таким как снижение уровня энергии и концентрации внимания, снижение иммунитета, повышенный уровень стресса и раздражительности, риск ожирения [3]. Многие студенты принимают пищу перед сном и делают маленькие промежутки времени, отчего возникают риски хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, ожирения, проблем со сном и пищеварением.

Второй вопрос был о местах приема пищи. 82 % посещают места общественного питания, в равнозначной степени это столовые, кафе, буфеты, рестораны быстрого питания, магазины кулинарии и доставка готового питания. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что студенты не имеют представления о составе потребляемой пищи, количестве полезных нутриентов, витаминов и минералов, что также приведет к проблемам со здоровьем и витаминным дефицитам.

Что касается самих продуктов питания и воды, то 51 % пьют фильтрованную воду, 28 % – бутилированную, 11 % – минеральную воду, 10 % – из-под крана. Несмотря на то, что вода из-под крана проходит все необходимые степени очистки, тем не менее рекомендуется перед применением воду фильтровать от остаточного хлора или отстаивать, поскольку остаточный хлор, который может присутствовать в воде, может вызвать проблемы с работой внутренних органов человека. Также не рекомендуется постоянно употреблять минеральную воду, так как избыток минеральных солей может негативно отразиться на почках, сердечно-сосудистой системе и других органах. Тем не менее подавляющее количество опрошенных (77 %) употребляют безопасную для здоровья воду.

Согласно данным Роспотребнадзора, здоровому человеку в день необходимо употреблять от двух до четырех порций молочных продуктов [4]. Респонденты же употребляют молочные продукты так, как представлено на рис. 2.

missing image file

Рис. 2. Потребление молочных продуктов студентами медицинского университета

Таким образом, 57 % опрошенных не употребляет молочные продукты каждый день, а 43 % потребляют их ежедневно. Представило интерес выявить процентное соотношение по количеству молочных продуктов в день, получены следующие результаты: 35 % – 1 продукт в день, 28 % – 2 продукта, 3 % – 3 продукта, 2 % – 4 и более продуктов, 32 % – употребляют не ежедневно. Можно сделать вывод о том, что большинство студентов не получают достаточное количество кальция и других витаминов и минералов из натуральных продуктов питания.

Большая часть опрошенных, 81 %, имеют в своем рационе крупы, остальные 19 % – нет, что является очень хорошим показателем, так как крупы и злаки являются источниками ненасыщенных жирных кислот, незаменимых аминокислот, пищевых волокон.

Рассмотрены и виды мяса, употребляемые студентами КемГМУ. 75 % чаще всего употребляют курицу, 13 % – говядину, 9 % – свинину, 3 % – индейку или кролика. Таким образом, всего 9 % студентов употребляют большое количество ненасыщенных жирных кислот, которые и будут, в свою очередь, приводить к алиментарным заболеваниям.

Согласно Приказу Минздрава Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» рыба должна присутствовать в рационе человека минимум 2 раза в неделю в размере 325 г [5]. Студенты же употребляют рыбу преимущественно редко (68 %), 2 раза в неделю употребляют всего 10 %, 1 раз в неделю – 18 %, 3 раза – 4 % (рис. 3). Это говорит о том, что, вероятнее всего, студентам не хватает полезных жиров – омега-3 и жирорастворимых витаминов, витаминов группы В и минералов, таких как кальций, фосфор, калий, натрий, магний, сера и хлор. Недостаточное потребление рыбы может быть обусловлено финансовой составляющей данного вопроса.

В Приказе Минздрава РФ № 614 указано, что рекомендуется есть не более 260 яиц в год, а значит, не более 5 в неделю [5], в противном случае в организме повысится уровень холестерина, что является фактором риска развития атеросклероза и развития сердечно-сосудистых заболеваний. По полученным данным 27 % опрошенных употребляют в неделю 3–4 яйца, 20 % – 1-2 яйцо, 12 % – 5–6 яиц и 8 % – более 7 яиц. 33 % респондентов потребляют крайне редко куриные яйца (рис. 4). Следовательно, 20 % опрошенных рискуют приобрести проблемы с сердечно-сосудистой системой, а 53 %, почти полностью отказавшись от употребления яиц, лишают свой организм хорошо сбалансированного набора необходимых макро- и микроэлементов, а также аминокислот [6].

missing image file

Рис. 3. Потребление рыбы студентами медицинского университета

missing image file

Рис. 4. Потребление яиц студентами медицинского университета

53 % используют только одну разновидность растительных масел, 33 % – 2 разновидности, 9 % – 3 разновидности, 2 % – 4 разновидности, 3 % – 5 и более разновидностей. Разнообразие масел на кухне подтверждает, что студенты получают в должном количестве полезные жиры – омега 3, 6, 9, а также микроэлементы – железо, цинк, калий, кальций, йод, селен, медь, фосфор и витамины – А, В, С, D, Е, К, РР. При использовании одного вида масла респонденты рискуют не получить в полной мере указанные нутриенты.

Ежедневно употребляют в пищу овощи в свежем виде около 100–200 г 50 % респондентов. 200–300 г овощей содержится в рационе лишь 26 % опрошенных. Норму по потреблению свежих овощей в рационе поддерживают 12 % опрошенных (300 г и более). Что касается фруктов: 48 % употребляют менее 100 г, 32 % – 100–200 г, 8 % – более 200 г. 12 % опрошенных не включают в свой рацион фрукты. Употребление овощей и фруктов благоприятно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта, снижая риск развития патологий ЖКТ, а также способствует получению необходимых витаминов и минералов для профилактики алиментарных заболеваний [7].

Большая часть опрошенных (38 %) включают в свой рацион хлеб из пшеничной муки, 18 % – из ржано-пшеничной муки, 16 % – из ржаной, 10 % респондентов предпочитают хлеб из муки грубого помола с добавлением семян. Остальные 18 % говорят о полном исключении хлеба из своего питания. Большинство употребляют пшеничный хлеб, который изготавливается чаще всего из рафинированной муки, лишенной многих полезных веществ, наиболее приемлемым вариантом является хлеб из муки грубого помола с добавлением семян, так как он является источником антиоксидантов и сложных углеводов [8].

Количество студентов, считающих калории, составляет 16 %, остальные 84 % не считают. Подсчет калорий нужен для создания дефицита при снижении веса, для понятия о качестве потребляемой пищи и умения контролировать свои порции. На вопрос об отказе от вредных для здоровья продуктов получены следующие данные: 70 % отказались бы, а остальные 30 % – нет. Значит все-таки студенты КемГМУ задумываются о своем здоровье и о правильном питании как его составляющей.

Подводя итоги тестирования, можно сказать, что у студентов медицинского университета г. Кемерово несбалансированное питание. Поэтому в дальнейшем у них могут возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой системой, со здоровьем желудочно-кишечного тракта, различные степени авитаминозов, потеря или резкий набор веса, уменьшение работоспособности, психоэмоциональное напряжение, нестабильная гормональная система и др.

Однако есть несколько способов решения проблем для улучшения питания студентов. К ним относятся: образование – внедрение дисциплин «Нутрициология» и «Гигиена питания» для повышения осведомленности студентов о важности сбалансированного питания и его влияния на здоровье, организация питания – составление графиков питания и учебных занятий для регулирования приема пищи, доступность качественных продуктов по низкой стоимости в столовых и буфетах на территории вуза, создание сообществ любителей здорового питания, чтобы делиться опытом и поддерживать друг друга в стремлении к здоровому питанию, взаимодействие с медицинскими учреждениями для организации консультаций с диетологами и врачами. При необходимости можно прибегать к включению в рацион обогащенных и функциональных продуктов, а также БАД [9, с. 35].

Заключение

Фактическое питание студентов медицинских вузов играет важную роль в их обучении и здоровье. Как будущим медицинским работникам, им важно следить за своим здоровьем и правильным питанием, чтобы иметь достаточную энергию и концентрацию на учебе и практике.

Студенты медицинских вузов должны стремиться к разнообразному и сбалансированному рациону, включающему макронутриенты (белки, жиры, углеводы) и микронутриенты (витамины и минералы). В свою очередь, белки следует получать из мяса, рыбы, бобовых и молочных продуктов, жиры – из масел, орехов, семян, а углеводы – из фруктов, овощей, круп и зерновых, а также по мере надобности применять продукты специального назначения (обогащенные, функциональные, БАД). Употребление быстрой пищи и перекусов с высоким содержанием сахара и жира следует минимизировать, так как это может негативно сказаться на здоровье и настроении.

В целом студенты должны помнить, что их питание важно не только для физического, но и для психического здоровья. Правильное питание поможет им лучше справляться с учебными нагрузками, повысит их эффективность и поможет им стать успешными врачами в будущем.


Библиографическая ссылка

Титоренко Е.Ю., Егошин Д.Е., Токарь А.Е., Власова О.П., Свириденко О.А., Попкова Л.В. ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2025. – № 1. – С. 16-21;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1429 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674