Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ АМБУЛАТОРНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Сладкова Н.А. 1
1 Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское»
В статье рассматриваются вопросы работы психолога в экспертном психиатрическом учреждении. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза проводится в отношении таких процессуальных фигур, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший, а также может назначаться и по поводу иных обстоятельств, установление которых требует специальных познаний в психологии и психиатрии, если указанные обстоятельства имеют значение для уголовного дела и входят в компетенцию эксперта-психолога и эксперта-психиатра. Экспериментально-психологическое исследование является обязательной составной частью очной экспертизы. Требования к методам такого исследования: научная разработанность, надежность, валидность, апробированность, наличие рекомендаций к применению в целях решения экспертных задач, относительные объективность и простота в применении, безопасность и безболезненность для подэкспертного. В экспериментально-психологической части экспертизы применяется широкий спектр психодиагностических методов и методик: опросники, тесты, шкалы, проективные методы. Каждая экспертиза – это уникальная процедура психодиагностического исследования с выбором конкретных методик исследования, зависящим от многих факторов.
судебная психологическая экспертиза
организация работы
судебный психолог.
1. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Психодиагностические методы исследования в судебно-психологической экспертизе: учебно-методическое пособие для экспертов, учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. – Калуга, 2009.
2. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: научно-практическое руководство. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999.
3. Медицинская и судебная психология: курс лекций / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.
4. Сафуанов Ф.С., Калашникова А.С. Методические основы производства заочных и посмертных судебных психологических экспертиз в гражданском процессе: методические рекомендации для экспертов. – М.: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, РФЦСЭ при Минюсте России, 2008.
5. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: научно-практическое пособие. – М.: Гардарика, Смысл, 1998.

В последние годы юридическая психология как специализация и специальность получила новые дополнительные импульсы к развитию. Однoй из наиболее востребованных отраслей юридической психологии является судебная психoлогия, и, в частности, судебно-психологическая экспертиза (СПЭ). Это объясняется возросшим уровнем ответственности за принятие cудебных решений, связанных с психологической оценкой личности, в свою oчередь обуслoвленных развитием в стране гражданского общества и принятием новых нормативных документов [1]. СПЭ стала развиваться в наше стране в 70-е годы, а немного позднее возникла и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза [5]. В настоящее время СПЭ уже перестала считаться «экзотичеcким» видом экспертного исследования и прочнo вошла в следственную и судебную практику. В стране в государственных экcпертных учреждениях Миниcтерства здравoохранения и Министерства юстиции были coзданы отделы и сектoра, занимающиеся производством СПЭ и комплексной судебнoй психолого-психиатрическoй экспертизы (КСППЭ) [1].

Правовую основу производства КСППЭ составляют Конституция РФ, ГПК РФ, УПК РФ, ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Такие экспертизы проводятся в гражданском судопроизводстве и уголовном процессе [3].

В соответствии с процессуальным законодательством и ст. 23 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» комплексной является комиссионная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей [3].

В экспертных учреждениях Минздрава, однородные судебно-психологические экспертизы не проводятся, а психолог как судебный эксперт принимает участие в производстве комплексных психолого-психиатрических экспертиз КСППЭ.

Общим объектом КСППЭ являются особенности психики, ее компонентов, психической деятельности человека как носителя процессуального статуса в юридически значимой ситуации, а также – самой ситуации, опосредованно представленные в материализованных источниках информации.

Общим предметом КСППЭ являются факты, относящиеся к психической деятельности (психике) человека в юридически значимой ситуации, устанавливаемые на основании исследования и имеющие значение для уголовного (гражданского) дела.

Объект конкретного экспертного исследования, его характер и свойства определяются задачами, вытекающими из поставленных перед экспертом вопросов, что предполагает использование различных методов [1; 2; 5].

Общим основанием для назначения экспертизы является необходимость в специальных знаниях. Основанием для назначения СПЭ и комплексных с нею видов судебных экспертиз является необходимость использования специальных психологических познаний в судебно-следственной практике.

Фактическим (общеправовым) основанием является признание следствием или судом необходимости назначения экспертизы или ходатайство стороны обвинения, защиты, законного представителя. Юридическим основанием для проведения экспертизы служит постановление лица, производящего дознание, следователя, определение/постановление суда (судьи) [2; 3]. В постановлении (определении) о назначении экспертизы обязательно указывается обоснование для ее назначения, то есть в случае назначения КСППЭ из обоснований должно быть ясно, почему возникла необходимость в использовании как психиатрических, так и психологических знаний. В постановлении (определении) также указываются и общие сведения: кто и когда это постановление вынес, наименование экспертного учреждения, вопросы, поставленные перед экспертами, материалы, представляемые в распоряжение экспертов [5].

КСППЭ проводится в отношении таких процессуальных фигур, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший [5].

При проведении КСППЭ в уголовном процессе наряду с вопросами, входящими в компетенцию судебного эксперта-психиатра, решаются также вопросы (задачи), входящие в компетенцию судебного эксперта-психолога или в совместную компетенцию указанных экспертов, а именно:

1) Определение индивидуально-психологических особенностей обвиняемого и их влияния на его поведение во время совершения правонарушения;

2) Определение аффекта у обвиняемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния;

3) Определение способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими;

4) Определение способности свидетеля или потерпевшего с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания;

5) Определение способности потерпевшего (чаще всего – жертв половых преступлений) с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление виновному;

6) Определение психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством;

7) Определение психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка.

Этот перечень не является исчерпывающим. КСППЭ может назначаться и по поводу иных обстоятельств, установление которых требует специальных познаний в психологии и психиатрии, если указанные обстоятельства имеют значение для уголовного дела и входят в компетенцию эксперта-психолога и эксперта-психиатра.

При проведении КСППЭ в гражданском судопроизводстве в основном решаются вопросы установления способности субъекта гражданско-правовых отношений в период совершения сделки свободно и осознанно определять цель и принимать решение по ее достижению, влекущему изменение его прав (в том числе, их возникновение и прекращение), а также способность руководить действиями по реализации этого решения [3].

Наряду с гражданским процессом КСППЭ успешно применяется в гражданских процессах, регулируемых Семейным кодексом. Это споры, связанные с правом на воспитание детей при раздельном проживании родителей и споры, связанные с ограничением родительских прав [3].

С учетом того обстоятельства, что в системе Минздрава судебные экспертизы с участием психолога в уголовном и гражданском процессе проводятся в форме комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, целесообразно рассмотреть источники информации, имеющие значение как для судебно-психиатрического эксперта, так и для судебного эксперта-психолога [4].

1. Наиболее важные сведения о психическом состоянии подэкспертного лица (как психопатологического, так и донозологического уровня) содержатся в медицинской документации, приобщенной к делу. Также к этой категории источников информации можно отнести проведенные ранее (судебно-психиатрические и комплексные судебные психолого-психиатрические) экспертизы.

Данные, приведенные в медицинской документации, можно считать наиболее объективными и достоверными среди иных источников информации. Эти сведения являются первостепенными для экспертов-психиатров, однако и эксперт-психолог может извлечь из медицинских документов немаловажную информацию: сведения, характеризующие жизненный путь пациента, типичные для него способы поведения, общения, разрешения конфликтов, информация о круге его интересов, его взаимоотношения в семье, на работе и т.д. Помимо наличия сведений об определенных соматических и психических заболеваниях в историях болезни содержится информация об индивидуально-психологических особенностях пациента, специфике его эмоционально-волевой сферы, особенностях и нарушениях когнитивных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.

Наибольшей информативной ценностью обладают сведения, содержащиеся в медицинской документации, отражающие особенности психической деятельности подэкспертного лица в юридически значимый период или в период времени, близкий к нему.

2. Очень важны и информативны объективные данные, характеризующие уровень социального функционирования подэкспертного: данные об его трудовой деятельности и поведении с места жительства; сведения из правоохранительных органов; заявления о признании лица недееспособным; уже проведенные судебные экспертизы.

В эту же группу данных можно отнести характеристики с места учебы, работы, жительства. В большинстве случаев они кратки и малоинформативны. Но для экспертов могут быть ценными сведения, к примеру, об уровне успеваемости (в характеристиках с места учебы), о прогулах и появлении на работе в нетрезвом состоянии (в производственных характеристиках), о несвоевременности оплаты коммунальных услуг, о нарушениях правил общежития и о злоупотреблении спиртными напитками (в характеристиках с места жительства). При условии, что характеристики с места учебы, или работы, или жительства составлены неформально, содержат объективные факты, описание конкретных действий подэкспертного лица, его взаимоотношений с окружающими (не исчерпывающее фразой: «Пользовался заслуженным авторитетом в коллективе»), можно считать, что данный источник информации наиболее приближен к свидетельским показаниям, однако обладает даже несколько большей достоверностью в силу того, что является официальным документов, часто предоставляемым от организации. Служебные характеристики и характеристики с места жительства могут содержать такую информацию о подэкспертном, как индивидуально-психологические особенности, взаимоотношения в трудовом коллективе, особенности поведения в конфликтных ситуациях и т.д.

3. Свидетельские показания являются наиболее вариативным для понимания источником информации. В свидетельских показаниях может содержаться такая необходимая для экспертного анализа информация, как особенности раннего психического развития (появление речи, эмоциональные особенности, социальная ситуация развития, стиль родительского воспитания и т.д.), индивидуально-психологические свойства, уровень образования, особенности социального взаимодействия, такие характеризующие подэкспертного сведения, как жизненные устремления, способы достижения целей, особенности поведения в быту, на работе в юридически значимый период времени.

Наибольшей достоверностью обладают свидетельские показания лиц, осведомленных в психиатрических или клинико-психологических вопросах. Если подэкспертный находился под наблюдением психиатра, подвергался экспериментально-психологическому исследованию или консультировался у психолога, то информация от этих лиц, непосредственно контактировавших с ним, является диагностически значимой и достоверной. Если подэкспертный лежал в стационаре, то значимы показания среднего и младшего медицинского персонала.

5. Помимо медицинской документации и свидетельских показаний в материалах дела могут содержаться аудио- и видеозаписи, фотографии, письменная и изобразительная продукция подэкспертного: дневники, заметки, письма, стихи, мемуары, рассказы, записные книжки, рисунки, репродукции картин и т.д. Фотографии, видео- и аудиозаписи представляют собой достаточно объективную наглядную зрительную и звуковую картину со всеми деталями без искажений и влияний субъективного восприятия, позволяют характеризовать психическое состояние подэкспертного в определенные моменты жизни непосредственно по его поведению и деятельности. Диагностическое значение имеет как содержание документов, в которых представлены размышления, оценки, ценностные ориентации, установки, мотивы и побуждения автора, так и тема, сюжет, форма их выполнения: тщательность, аккуратность, педантичность записей, используемая символика, особенности лексики, цвет (в картинах, рисунках). Особую ценность имеют документы, не предназначенные для постороннего чтения (дневники, письма). Их анализ позволяет составить представление о динамике формирования личности, процессах ее созревания, особенностях развития, переживаниях исследуемого. К письменной продукции подэкспертного также относятся заявления в государственные учреждения и правоохранительные органы, содержащиеся в материалах дела. Письменная продукция при этом оценивается как по содержанию, так и по форме выполнения [4].

Как уже говорилось, при производстве КСППЭ информация от перечисленных источников в большинстве случаев материализована в протоколах допросов, справках, характеристиках, ответах на запросы и т.д. Что касается непосредственно испытуемого (подэкспертного), то информация получается непосредственно от него в процессе клинической беседы, а также при проведении экспериментально-психологического обследования [5].

Этапы судебно-психологического экспертного исследования

Проведенный анализ позволяет представить последовательность клинико-психологического судебно-экспертного исследования следующим образом:

1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле источники информации, а также данные иных судебных экспертиз.

2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по делу и приобщенным к нему документам на основе сопоставительного анализа всех имеющихся источников информации с учетом степени их диагностической значимости и объективности.

3. Клинический и психологический анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела. Особое внимание уделяется диагностике психического состояния в интересующий суд период времени (юридически значимый период).

4. Клинико-психологическая беседа, экспериментально-психологическое исследование, наблюдение. Беседа позволяет получить необходимую информацию, не содержащуюся в материалах дела. Беседа должна быть подготовленной, иметь свою структуру. План беседы должен опираться на данные об обстоятельствах дела, фактах личной жизни и индивидуальных особенностях субъекта, полученных из материалов дела.

Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) является обязательной составной частью очной экспертизы. Требования к методам такого исследования: научная разработанность, надежность, валидность, апробированность, наличие рекомендаций к применению в целях решения экспертных задач, относительные объективность и простота в применении, безопасность и безболезненность для подэкспертного, которая заключается в исключении психотравмирующего воздействия эксперта на подэкспертного. ЭПИ включает в себя психодиагностическое обследование, которое занимает, как правило, несколько часов. В экспериментально-психологической части СПЭ применяется широкий спектр психодиагностических методов и методик: опросники, тесты, шкалы, проективные методы. Какого-либо универсального набора психодиагностических методик, который можно было бы применить ко всем подэкспертным лицам, не существует. Каждая СПЭ – это уникальная процедура психодиагностического исследования с выбором конкретных методик исследования, зависящим от многих факторов.

Наиболее важными факторами, от которых зависит выбор методик, являются:

- владение психолога различными методами исследования и понимание их направленности;

- возможность применения методов именно в СПЭ (методы психодиагностики должны быть внедрены в практику СПЭ с учетом ряда искажающих факторов, обусловленных спецификой контингента, а также обладать валидностью и надежностью);

- процессуальное положение подэкспертного лица;

- половозрастные факторы;

- психические аномалии и умственное развитие психического лица;

- вид экспертизы по месту и условиям проведения.

В частности, при проведении СПЭ в амбулаторных условиях, то есть в условиях дефицита времени, предпочтение отдается наиболее информативным и занимающим меньше времени тестам.

Результатом беседы и экспериментально-психологического исследования должен быть полный комплекс объективных и субъективных психологических показателей психологических свойств, состояния обследуемого лица.

5. Сопоставительный анализ всех имеющихся источников информации с учетом степени их диагностической значимости (данных материалов дела, беседы, наблюдения, результатов ЭПИ).

6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией.

7. Составление заключения судебной экспертизы с формулировкой экспертных выводов (ответов на вопросы судебно-следственных органов) в «экспертных понятиях» с их обоснованием на основе психодиагностического исследования психологических закономерностей и механизмов юридически значимых действий подэкспертного, включающего психологический анализ дела и приобщенных к нему материалов [3, 4, 5]. Заключения дается только в письменном виде и подписывает всеми экспертами – и психиатрами, и психологами. Форма заключения, несмотря на содержательное разнообразие, достаточно унифицирована.

После оценки заключения экспертизы суд вправе вызвать эксперта на допрос для разъяснения экспертного заключения. В случае недостаточной ясности и полноты экспертного заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, которая поручается другому эксперту [5].


Библиографическая ссылка

Сладкова Н.А. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ АМБУЛАТОРНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3. – С. 123-127;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=897 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674