Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА ЭТАПЕ ПРИЗЫВА В ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Титова Е.Г. 1
1 Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское»
В статье рассмотрены вопросы организации психологической службы в целом в вооруженных силах, а также на этапе призыва. Понимание особой значимости психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров вооруженных сил. По итогам первичного изучения военнослужащих выявляются лица, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лица, нуждающихся в консультации медицинских специалистов. Важным аспектом деятельности медицинского психолога (в качестве консультанта) является его участие в проведении военной экспертизы. Целенаправленная своевременная психологическая диагностика во время призывной компании доказывает свою непреложность и важность в условиях, когда сохраняются тенденции ухудшения медицинских, социальных и психологических показателей пригодности призывников к службе в Вооруженных силах РФ и не уменьшается число военнослужащих, предрасположенных к нервно-психическим срывам при незначительных физических и психических нагрузках.
психологическое обследование
вооруженные силы.
1. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 года № 033.
3. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 202 от 4 июля 1994 г. «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ».
4. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время: учебное пособие. – М., 2008. – 236 с.
5. Выступление начальника группы отдела психологической работы ГУВР ВС РФ полковника Тюмерова В.В. по проблеме совершенствования психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
6. Гончаров А.И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. – М., 1998. – 128 с.
7. Кулаков В.С. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ. – М., 2011.
8. Анализ работы психолога лаборатории медицинской психологии Титовой Е.Г. (2012-2014 гг.).

Современные Вооруженные Силы России характеризуются значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Это выдвигает на первый план фактор укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки. Осознание того, что решаемые военными специалистами задачи требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов, привело к появлению в вооруженных силах отдельного вида деятельности – психологической работы.

Психологическая работа в Вооруженных Силах – это деятельность, проводимая в мирное и военное время должностными лицами Вооруженных Сил РФ – психологами, командирами, офицерами органов воспитательных структур, направленная на формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнение служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья. Психологическая работа является составной частью морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск [6,7].

Нормативными документами, составляющими правовую основу психологической работы, являются: законодательство Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и директивы министра обороны РФ, директивы Генерального штаба РФ, указания Главного управления воспитательной работы МО РФ, Руководство по психологической работе в ВС РФ [3,4]. В них изложены общие требования к организации и проведению мероприятий психологической работы, определены обязанности и права ее субъектов, изложены основные задачи и содержание, а также требования к организации научно-методического, материально-технического, финансового обеспечения и подготовки кадров психологической работы.

Понимание особой значимости психолога как центральной фигуры в системе психологической работы в последнее время все более сопровождается дополнительными мерами по повышению психолого-педагогической компетентности управленческих кадров вооруженных сил [5].

В настоящее время не является секретом факт снижения реального уровня подготовленности молодежи к армии, ухудшения качества призывного контингента. Так, в различных регионах примерно от трети до половины призывников по физическим данным не соответствуют требованиям воинской службы (дефицит веса, хронические заболевания, в том числе умственные отклонения). Значительно сокращается процент лиц, имеющих среднее образование (около 50%). Около половины призывников до армии регулярно употребляли спиртное, 7-8% обнаруживают склонность к суицидальным действиям, более половины считают службу в армии неблагодарной повинностью.

Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их первоочередного решения основной задачей психологической работы на этапе призыва является первичное изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих и прогнозирование их развития в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям.

Особенностью психологической работы в Вооруженных Силах, на этапе призыва особенно, является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи. Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и характеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная ценность в профессионально-этическом самоопределении психолога, в условиях армии и флота психологическая работа должна быть ориентирована и на деятельность, и на человека.

Организация первичного изучения лиц призывного возраста в пунктах призыва

Призыв граждан на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром (ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») [1].

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет следующие полномочия: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологами и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость.

Изучение лиц призывного возраста проводится в составе групп и индивидуально. Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных способностей человека и включает оценку:

- уровня развития познавательных психических процессов;

- адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;

- уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;

- основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности.

При изучении используются разнообразные методы психологических исследований: анализ документов, биографический метод, анкетирование, индивидуальная беседа, психологическое тестирование, наблюдение, опрос и др. Наиболее часто используемыми методиками первичного изучения лиц призывного возраста в пунктах призыва для индивидуального и группового тестирования используются методики:

“Прогноз – 2 – 99”, “НПН – А – 99”, опросник “Адаптивность – 99”, методика оценки адаптационных способностей, шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина, 8-цветовой тест Люшера, методика “Несуществующее животное”, методика СМИЛ, методика ТАТ, тест УНП (уровень невротизации и психопатизации), социометрическая методика.

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в документах, направляемых в воинские части. Это:

- личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);

- карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).

Материалы изучения сформированные в дела (папки, журналы), хранятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению служебной документации. Информация, полученная в процессе изучения носит конфиденциальный характер и не должна распространяться.

В случае призыва лиц на контрактной основе в вооруженных силах РФ службы производится профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих. Мероприятия профессионального психологического отбора психолог проводит в составе нештатной группы профотбора. Её состав, обязанности включенных лиц, сроки и порядок работы определяются приказом вышестоящих лиц. Порядок организации и содержание мероприятий профессионального психологического отбора должны соответствовать требованиям Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации.

По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.

Важным аспектом деятельности медицинского психолога (в качестве консультанта) является его участие в проведении военной экспертизы.

В своей работе специалисты ЛМП руководствуются Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», базирующегося на принципах гуманности, человеколюбия, соблюдения прав личности, сохранения врачебной тайны и другими нормативными актами РФ по вопросам охраны здоровья населения. Медицинский психолог должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию. А также соблюдать этические принципы и стандарты при проведении психодиагностических обследований. В число основных этических принципов и правил, имеющих отношение к психологической диагностике, входят:

• Принцип ненанесения ущерба. Ни процесс психологической диагностики, ни ее результат не должны приносить вреда ни здоровью, ни состоянию, ни социальному положению респондента.

• Принцип конфиденциальности. Материал, полученный в процессе работы с респондентом, не подлежит разглашению, как сознательному, так и случайному, за исключением тех случаев, когда данное условие заранее согласовано с респондентом.

• Принцип беспристрастности. Предвзятое отношение к респонденту является недопустимым, независимо от того, какое впечатление он производит своим внешним видом,юридическим и социальным положением.

• Принцип компетентности. При составлении заключения по результатам психодиагностических обследований специалист имеет право использовать только те понятия, сужденияи умозаключения, которые соответствуют уровню его психологического образования. При составлении заключения не обходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизни респондента, о его личностных свойствах, об условиях воспитания и обучения, ближайшем социальном окружении.

• Принцип взаимоуважения специалиста и респондента. Организация психодиагностического обследования должна быть основана на уважении личного достоинства, прав и свобод человека. Проведение обследования допускается только после получения согласия респондента.

В случае решения вопросов о годности к несению военной службы результаты психологического исследования используются при установлении или, напротив, исключения психических заболеваний, наличие которых не совместимо с военной службой. Часто это дифференциальная диагностика между нераспознанными до экспертизы олигофренией и внешне сходными состояниями, обусловленными неблагоприятными прижизненными влияниями: низким культурным уровнем семьи, в которой воспитывался испытуемый, педагогическая запущенность и пр. Важными в экспертном плане могут быть случаи несвоевременной диагностики психопатий, патологических развитии личности, современных неврозо- и психопатоподобных форм шизофрении и других нервно–психических заболеваний. На практике возникают случаи, когда молодые люди, проходившие обследование по линии военкоматов, освобожденные от военной службы, госпитализируются для прохождения трудовой, судебно-медицинской экспертизы, лечения.

По итогам патопсихологического обследования психологом пишется заключение, подшивающееся в историю болезни и личное дело обследуемого [8].

Крайне важны для понимания проблемы особенности формирования личности юношей допризывного возраста, обследуемых в условиях психиатрического стационара.

По данным анализа психологов ЛМП (в частности, Волковой Н.С., подробно осветившей индивидуальные особенности лиц призывного возраста в своих рабочих отчетах) в основном в психиатрическую клинику для решения вопросов годности к военной службе направляются юноши, воспитывающиеся в неблагоприятной семейной ситуации, которая, в свою очередь, влияет на ход их дальнейшей адаптации в образовательных учреждениях. Неблагоприятная семейная ситуация способствует формированию девиантных форм социальной адаптации, под влиянием значимой микросреды микросреды формируется отклоняющееся поведение. Дефект ранней социализации приводит к упрощению когнитивной структуры личности, способствует нарушению связей подростков и юношей с положительной микросредой.

Социальная ситуация развития оказывает негативное влияние на ценности, установки, стиль жизни молодых людей. Юноши, воспитывающиеся в неблагоприятной семейной ситуации не стремятся к получению образования, повышению обшей культуры. У детей, воспитывающихся в семьях с низким уровнем образования, чаще возникают проблемы с психическим здоровьем.

В беседах с психологом допризывники открыто говорят об употреблении алкогольных напитков, бравируют таким поведением. Самооценка испытуемых, как правило, неадекватна, о чем можно судить и по поведению исследуемых. Юноши с завышенной самооценкой высокомерны, самоуверенны, некритичны, держатся свободно, без чувства дистанции; с заниженной – неуверенны в себе, стеснительны, замкнуты.

Психологи ЛМП также отмечают, что испытуемые не способны охарактеризовать свои интересы, увлечения, затрудняются связать их со своим прошлым и будущим. Они отличаются высоким уровнем агрессивности, неадекватной самооценкой, низким уровнем развития коммуникативных навыков, высоким уровнем эгоцентризма. Лица, страдающие органическим расстройством личности, умственной недостаточностью отличаются низким уровнем психической активности. Высокий уровень эгоцентризма характерен для всех выделенных групп. Гибкость в принятии решений у них отсутствует, поведенческие установки ригидны. Преобладают отрицательные эмоции (тревога, беспокойство). Испытуемые с патологией характера чаще других склонны к проявлению в поведении открытой агрессии. Отклоняющееся поведение наносит реальный ущерб личности, окружающим людям. Существует вероятность, что проблемы адаптации юношей допризывного возраста из психологической плоскости переходят в социально – психологическую.

Методическая база психолога ЛМП, используемая в условиях военной экспертизы.

Методы исследования когнитивных функций:

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

«10 слов»; «Пиктограммы»; тест Бентона.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Корректурная проба; счет по Крепелину; таблицы Шульте, Горбова; мет. Перепутанных линий.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Классификация; Исключение лишнего; Метафоры и пословицы; Сравнение пословиц; образование аналогий; выделение существенных признаков; Пиктограммы, ассоциативный эксперимент, и т.д.

Методы исследования интеллекта:

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение адаптироваться в новой ситуации и т.д.).

Методика Векслера, Матрицы Равена

Методы исследования личности:

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Не существует даже сколько-нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности:

1. Наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.);

2. Специальные экспериментальные методы (напр.,моделирование определенных видов деятельности, ситуаций);

3. Личностные однофкальные и многошкальные опросники, базирующиеся на оценке и самооценке, напр., Методика Леонгарда-Шмишека, MMPI, тест Спилберга, Опросник Баса-Дарки, Шкала астенического состояния,

Тест Айзенка, Тест НЭП, Тест Бэлла, Тест Плучека, УСК, и т. д.

4. Проективные графические методы исследования личности: Hand-тест, ДДЧ, «Несуществующее животное».

Hand-тест – предназначен для определения активности испытуемого, а также мотивов агрессивного поведения.

ДДЧ – предназначен для исследования аффективной сферы личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т.д.

Тест «Несуществующее животное» – предназначен для диагностики личностных особенностей.

Методы исследования эмоционально-волевой сферы:

Опросник САН, Методика цветовых выборов М. Люшера.

В арсенале инструментов лаборатории медицинской психологии с 2011 года используется аппаратный компьютерный комплекс «НС-ПСИХОТЕСТ», который позволяет проводить более тонко-дифференцированное психофизиологическое обследование лиц, подлежащих призыву.

Заключение

Целенаправленная своевременная психологическая диагностика во время призывной компании доказывает свою непреложность и важность в условиях, когда сохраняются тенденции ухудшения медицинских, социальных и психологических показателей пригодности призывников к службе в Вооруженных силах РФ и не уменьшается число военнослужащих, предрасположенных к нервно-психическим срывам при незначительных физических и психических нагрузках.


Библиографическая ссылка

Титова Е.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА ЭТАПЕ ПРИЗЫВА В ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3. – С. 134-138;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=899 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674