Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александров А.Г. 1 Лукьянёнок П.И. 2
1 НОУ «Сибирский институт современной практической психологии»
2 НИИ кардиологии
Изучение тревожности у студентов выходит за рамки педагогики, поскольку в этой области соприкасаются интересы различных специальностей – психологии, медицины, биологии, психофизиологии, психиатрии, занимающихся изучением вопросами эмоциональной устойчивости к срессорным факторам. В настоящей статье прослеживается уровень динамики тревожности студентов разных профилей обучения, рассматриваются социально-психологические факторы, влияющие на уровень как ситуационной, так и личностной тревожности. С учетом краткого обзора вклада отечественных и зарубежных психоаналитиков, представлены собственные данные, где рассматриваются формы тревоги у студентов различных ВУЗов, принимавших участие в эксперименте (n=411) в возрасте от 18 до 25 лет. Использовались следующие методики «Самооценки»; Шкала оценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, (часть 2 – личностная тревожность) и оценка симптомов социальной фобии (шкала Любовица). Главной особенностью учебного процесса является очень тесное переплетение интеллектуальной деятельности с психоэмоциональным напряжением, возникающим в результате воздействия эмоциогенных факторов в учебном процессе, при этом уровень ситуативной (реактивной) тревожности находится в прямой зависимости от интенсивной личностной тревожности. Разработка проблемы психических состояний в ситуации экзамена позволяет поднять профилактические направления психогигиены учебной деятельности студентов на принципиально новый уровень и существенно повысить значение воспитательной работы по совершенствованию эмоциональной устойчивости студентов.
оценка уровней тревожности
тревожные расстройства
самооценка
гендерные показатели
социальная фобия
1. Александров А.Г. Динамика уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности // Психотерапия и клиническая психология: Научно-практический рецензируемый журнал. – №4 (23). – 2007. – С.22–25
2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 156–166.
3. Бакеев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности // Новые исследования в психологии. – 1974. – № 1. – C. 20–25.
4. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога / Психические состояния / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 219–235.
5. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №4. – С. 32–40.
6. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экспериментальных условиях. – Л.: Медицина,. – 1978. – С. 93–98.
7. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – № 6. – С.12–23.
8. Кудрин И.Д, Зюбан А.Л., Овчинников Б.Л. К оценке функционального состояния организма человека //Военно-медицинский журнал. – 1981. – № 10. – С. 46–47.
9. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение. – 1964. – С.44.
10. Липкина А.И., Рыбак Л.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1988.
11. Наенко Н.Н., Овчинникова О.В. Способы оценки показателей состояния напряженности в работе человека-оператора /Проблемы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Наука. – 1967. – С. 33–34.
12. Носенко Э.Л. Попытка системного подхода к анализу речи в состоянии эмоциональной напряженности // Психологический журнал. – 1980. – № 6. – С.54–61.
13. Нуллер Ю.Л. Тревога и ее терапия // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2001. –Т.4. – № 2. – С.46–50.
14. Фрейд З. Страх // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер. – 2001. – С. 31–42.
15. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Л: ЛНИИФК, 1976.
16. Хорни К. Тревожность // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер. – 2001. – С.166–180.
17. Щербатых Ю.В. Психология страха. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
CHANGE OF LEVELS OF ANXIETY OF STUDENTS IN LEARNING ACTIVITIES

Aleksandrov А.G. 1 Lukyanenok P.I 2
1 Siberian Institute of modern practical psychology
2 FSBU of Cardiology

Abstract:
Study of the dynamics of the anxiety level of students goes beyond the pedagogy, because in this area touches the interests of different disciplines-psychology, medicine, biology, psychophysiology, psychiatry, dedicated to the study of anxiety and emotional resilience to stressor factors. This article traces the level of dynamics of anxiety of students of different profiles of learning, examines the social and psychological factors influencing the level of both situational and personal anxiety. Given a brief overview of the contribution of domestic and foreign psychoanalysts, presented its own data, which dealt with a form of anxiety among students of different Universities participating in the experiment (n = 411) aged from 18 to 25 years old. The following methods have been used «Self-evaluation»; Scale of assessment of the level of anxiety (Сh. D. Spielberg, part 2–trait anxiety) and symptoms of social phobia (Liebowitz Social Anxiety Scale – LSAS). The main feature of the training process is very close interweaving of intellectual activity of psycho-emotional tension arising from exposure to emotional factors in the educational process, the level of situational (reactive) anxiety is in direct dependence on intensive personal anxiety. Development problems of mental States in the situation of the exam allows you to lift the preventive direction of mental health educational activities of students to a new level and significantly increase the value of educational work to improve the emotional resilience of students.

Keywords:
assessment of the levels of anxiety
anxiety disorders
self-assessment
gender indicators
social phobia

Актуальность изучения факторов тревоги (тревожности) и эмоциональной устойчивости (толерантности) определяется, прежде всего, экстремальным характером и динамикой современной жизнедеятельности субъекта, приводящей к стрессам, хронической психоэмоциональной напряженности и опасению за благополучие (личное или близких людей) во временном пространстве (настоящем, ближайшем и отдаленном будущим). Учеба в ВУЗе – это тот вид значимой деятельности, в котором на молодого человека падает огромная умственная и нервно-эмоциональная нагрузка, связанная с постоянным увеличением объема учебной информации и дефицитом времени на полноценный сон и, как следствие, на ее качественную переработку, особенно во время экзаменационной сессии, выступающей срессорным фактором.

В воспитательной и педагогической практике обычно различают два типа психических стрессоров: 1) ситуации перенапряжения в любых ее формах (соревнования, олимпиады, зачеты, коллоквиумы, опросы, экзамены, защиты дипломов и др.); 2) процесс самого воспитания и обучения с повседневными формами сложного взаимодействия больших и мелких повседневных конфликтов, выступающих в роли стресса. Выделение последних представляется совершенно оправданным, так как механизмы макро – и микро – стрессоров едины. Ситуационная тревога составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Обычно тревога возникает как временная реакция на стрессы повседневной жизни.

Следует отметить, что индивидуальная восприимчивость к стрессорам чрезвычайно широка. Внутри любой популяции имеются лица с различной степенью выраженности реакции на стресс, как незначительно, так и значимо подверженные его разрушительному действию. В широком понимании стресса, не подверженных людей к стрессу нет. Поэтому распространенность тревожных расстройств очень велика и достигает 30 % популяции, а среди пациентов терапевтических и неврологических клиник, она значительно выше. Отмечается гиподиагностика тревожных расстройств, а главное их неадекватное лечение.

Таким образом, диапазон стрессоров и стрессов, как мы видим, практически безграничен. Известно, что ситуация зачета, экзамена представляет собой довольно сильный эмоциогенный внешний источник раздражителей, которые могут существенно повлиять на качество ответа даже хорошо подготовленного студента. Каждый педагог на основании своего опыта может привести многочисленные примеры, свидетельствующие о снижении качества ответа учащихся в результате волнения на экзаменах. Это самым убедительным образом доказывает, что чрезмерное волнение может неблагоприятно отражаться на трудоспособности студентов и в первую очередь на его интеллектуальной деятельности. В отечественной и зарубежной литературе уделено достаточное внимание изучению влияния эмоционального стресса в ситуации экзаменов на организм студента.

В данной статье мы рассматриваем изменение уровней личностной, ситуативной и социальной тревожности, возникающих у студентов в период экзаменационной сессии, а также зависимость тревожности от регулятивной подструктуры – мотивации достижения успеха и избегания ситуаций неуспеха, адекватности самооценки и уровня притязаний.

Прежде перейти к рассматриваемому вопросу, целесообразно определиться в «рабочих» понятиях тревоги и тревожности. Сама дефиниция тревоги, как отмечает Нуллер Ю.Н., «…остается крайне неопределенной: она рассматривается и как эмоциональная реакция, и как черта личности, и как определяющий компонент ряда расстройств личности, и как симптом в структуре психотических синдромов. Часто тревогу определяют как «отрицательную эмоцию, направленную в будущее», как «ощущение страха без конкретной угрозы и т.д. Эти определения характеризуют лишь психический компонент тревоги, но реакции тревоги включают и ряд нервных, гуморальных и соматических проявлений» [13].

Тревога, возникающая как ответ на неопределенную или угрожающую ситуацию (своему здоровью, социальному статусу или близких людей), реальную или воображаемую, а также на дефицит информации или избыток «вредной» информации, является нормальной приспособительной реакцией, мобилизующей организм на случай возникновения реальной угрозы или трудной ситуации. Если интенсивность тревоги чрезмерна по отношению к вызвавшей ее ситуации или она вообще не обусловлена внешними факторами, ее рассматривают как патологическую. Как указывает Ф.Б. Березин [4], тревога – сигнал возможной опасности, прогноз которой носит вероятностный характер, тем самым он зависит не только от ситуационных, но и от личностных факторов. В случаях, когда влияние личностных факторов преобладает, интенсивность тревоги преимущественно отражает индивидуальные особенности субъекта. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определенного источника и несет в себе две особенности: ожидание надвигающейся опасности; чувство неизвестности (за успешность результата, оценки) – откуда может грозить опасность. Тревога может выражаться в чувстве беспокойства, неуверенности в правильности своего поведения, в раздражительности, агрессивности, разочаровании и т.п. Причиной возникновения тревоги является внутренний конфликт человека, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

В психологической литературе при анализе понятия тревожность можно выделить следующие теоретические взгляды (подходы) в ее понимании. Так, З. Фрейд рассматривает тревожность как симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызываемого бессознательным подавлением в себе ощущений, чувств или импульсов, которые являются для него угрожающими или раздражающими [14]. Н.Д. Левитов рассматривал тревожность как внутреннее переживание и нарушение покоя, вызываемое ожидаемыми неприятностями или задержкой получения желаемого [9]. С возникновением тревожности у человека происходит усиление поведенческой активности, изменение характера поведения, включаются дополнительные, как физиологические, так и поведенческие механизмы адаптации к сложившимся условиям. По выражению К. Хорни [16], «тревожность является тем мотором, который запускает невротический процесс и поддерживает его течение».

Тревожность закономерным образом возникает, как в тех случаях, когда индивид сталкивается с критическим, неодобрительным отношением окружающих, в частности воспринимаемым как угроза своему <Я>, так и тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность и неэффективность в повседневной жизни [16]. В то же самое время тревога представляет собой существенный элемент процесса психической адаптации [4]. Тревожность занимает ключевые позиции в формировании синдрома психоэмоционального напряжения [5], являясь индикатором эмоционального напряжения [11,12]. Тревожность облигатно сопутствует психической напряженности – например, связанной с действиями в экстремальных условиях (азартные игры, страстные увлечения, спорт и боевые действия) [8,17]. В условиях хронического стресса тревожность развивается у людей с любым типом нервной системы – как слабым, так и сильным, однако у последних для этого требуется большая сила и продолжительность действия фрустрирующих факторов [6].

Наличие тревожного расстройства мы можем предполагать в тех случаях, когда тревога становится столь сильной и частой, что лишает человека способности к нормальной жизни и адекватной деятельности. Тревожное расстройство является отдельным заболеванием со своеобразной симптоматикой (F40 – F49 по МКБ-10) и могут проявляться разной клинической картиной. Они могут быть постоянными или иметь пароксизмальное «кризоподобное» течение и даже сочетаться с депрессивными расстройствами. Тревожные расстройства могут проявляться как конкретными страхами, так и генерализованной, диффузной, «свободно плавающей тревогой». Вегетативные расстройства так же по-разному представлены в разных формах тревожных расстройств. Это могут быть полисистемные вегетативные кризовые расстройства, как это характерно, например, для панического расстройства, или вегетативные симптомы могут преимущественно проявляться в одной из систем организма. Наиболее значимы для клинической практики следующие тревожные состояния: генерализованное тревожное расстройство; посттравматическое тревожное расстройство; паническое расстройство; обсессивно-компульсивное расстройство; простые фобии; социальные фобии; тревожно-депрессивное расстройство. Двумя наиболее распространёнными тревожными расстройствами являются адаптационное расстройство с тревожным настроением и генерализованное тревожное расстройство. При адаптационном расстройстве чрезмерная тревога или иные эмоциональные реакции развиваются в сочетании с трудностями приспособления к конкретной стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чрезмерная тревога сохраняется постоянно и направлена на множество жизненных обстоятельств. Чрезмерное беспокойство, напряжённость и страх ощущаемые людьми с тревожными расстройствами, могут сопровождаться и недомоганиями, такими как одышка, чаще чувство нехватки воздуха и учащённое сердцебиение. У многих людей, наряду с тревожными расстройствами, имеются депрессивные нарушения. Тревога – это сигнал об угрожающих изменениях в организме или внешнем мире, и в связи с этим она играет приспособительную роль; однако если она выражена чрезмерно, то, напротив, мешает нормальной жизнедеятельности. Легкое чувство тревоги может возникать не только при появлении опасности, но и вообще при любых изменениях и неожиданных событиях.

Концептуально тревога представляет собой чувство напряжения, ожидания, дискомфорта, сопровождающееся некоторыми типичными объективными чаще вегетативными признаками, такими как учащенное дыхание, мышечное напряжение, дрожь, озноб. Наиболее знакомо всем состояние, возникающее при появлении опасности и проявляющееся потливостью ладоней, нервной дрожью, сердцебиением. Другой типичный пример – постоянно озабоченные люди, напряженные, бледные, с вечно наморщенным лбом. К распространенным проявлениям тревожных состояний относятся также навязчивые образы, мысли и воспоминания, кошмары, постоянная настороженность, нарушенное осознание себя или окружения (деперсонализация, дереализация).

Типичные реакции на опасность – это реакции типа борьбы и бегства. Последние довольно разнообразны и включают не только реакции избегания (стремление не попасть в угрожающую ситуацию) и убегания (стремление выйти из угрожающей ситуации без борьбы с самой опасностью), но и другие, менее распространенные и хуже изученные. К ним относятся оцепенение и самообман. Поэтому, некоторые авторы стали различать тревогу как реакцию или временное состояние (ситуативная, реактивная тревожность) и постоянную тревожность, как особенность личности – личностную тревожность, но уже как проявление психического расстройства [15]. Признаки, по которым выделяются отдельные формы тревоги, могут показаться спорными, однако они были получены на основании клинических наблюдений. Необходимо также отметить, что тревога редко бывает изолированной: обычно ей сопутствуют депрессия, дисфория, соматические жалобы. Приведенные здесь формы тревоги, в отличие от рассматриваемых тревожных расстройств, не являются нозологическими единицами. Указанное перечисление необходимо для дифференциальной диагностики между обычными или часто встречающимися формами тревоги и клиническими тревожными расстройствами. Основное отличие заключается в том, что эти формы являются кратковременными и ограниченными по степени выраженности и не нарушают жизнедеятельности. Классификационно представляют следующие формы тревоги:

1. Ситуационная тревога возникает в ответ на стрессовые воздействия – например, экзамен или хирургическую операцию. Такая тревога обычно кратковременна и заканчивается с началом ожидаемого события или при его завершения. Ситуационная тревога может отражать страх перед неизвестным. Часто она возникает у лиц с заниженной самооценкой и бывает обусловлена страхом показаться смешным, получить отказ, потерпеть неудачу.

2. Фобическая тревога – это одна из форм ситуационной тревоги. Для навязчивых страхов, или фобий, характерна реакция избегания. Выраженность навязчивых страхов и их влияние на жизнедеятельность широко варьируют. Еще сложнее навязчивые страхи, при которых раздражитель имеет личное или символическое значение или не осознается. Чаще всего такие страхи развиваются в связи с межличностными конфликтами, и при них включаются механизмы психологической защиты – проекция, смещение и регрессия. Задача клинициста в таких случаях помочь разобраться в происхождении и развитии навязчивого страха и в его связи с жизненными ситуациями.

3. Тревога ожидания часто сочетается с фобической тревогой, ситуационной тревогой, а иногда со страхом тревожных или панических приступов. Она проявляется тем, что человек боится попасть в устрашающую ситуацию.

4. При спонтанной тревоге, или «свободном страхе» по Фрейду, не удается установить связи тревоги с какой-либо конкретной ситуацией или раздражителем. Она может проявляться беспричинным беспокойством, неясными дурными предчувствиями, и именно эта тревога наиболее характерна для невроза тревоги. В то же время при опросе иногда можно выявить провоцирующие события. Так, у некоторых могут возникать запретные чувства или болезненные воспоминания; они быстро подавляются механизмами психологической защиты, но вызванная ими тревога остается.

5. Постстрессовая тревога развивается после экстремальных, обычно неожиданных ситуаций – пожаров, наводнений, участия в боевых действиях, изнасилования, похищения ребенка. Обычно наблюдаются беспокойство, повышенные реакции на внезапные раздражители. Характерны расстройства сна и кошмары, включающие картины пережитой ситуации, чувство одиночества и недоверия, ощущение собственной неполноценности, избегание общения и любых видов деятельности, которые могут напомнить происшедшие события. Если весь этот комплекс развивается спустя определенный латентный период после экстремальной ситуации и приводит к существенным нарушениям жизнедеятельности, то ставится диагноз посттравматического стрессового расстройства. Постстрессовая тревога реже развивается, если человек во время экстремальной ситуации активно действует.

6. Психотический страх (тревога) может быть выражен чрезвычайно ярко. Возможны бред и галлюцинации. Зрительные галлюцинации у таких больных могут указывать на интоксикационный психоз (при приеме амфетаминов, кокаина или M-холиноблокаторов). Иногда в начале приступа шизофрении возникает выраженная витальная тревога. Такие случаи предусматривают активную тактику со стороны врачей психиатров с подключением лекарственной терапии антипсихотическими средствами. По возможности ограничивают внешние раздражители, создают спокойную обстановку с присутствием близкого человека.

7. Тревожная депрессия – это группа состояний, при которых тревога, напряжение или двигательное возбуждение сочетаются с депрессией.

8. Вторичная тревога – когда соматические, неврологические и эндокринные заболевания выступают в качестве индукторов тревоги, сопровождаются явными её симптомами.

9. Стресс – это состояние напряжения адаптационных механизмов. Стресс может возникать при действии как положительных (например, творческий подъем), так и отрицательных (например, угрожающих) факторов. Стрессовые ситуации постоянно сопровождают нас в течение нашей жизни и различаются по интенсивности (от чрезвычайных, катастрофических происшествий до обычных повседневных неприятностей) и длительности (от одиночных событий до ежедневных стрессов). Реакция организма на стресс является адаптивным механизмом, направленным на поддержание стабильности его физического и психического функционирования в ответ на воздействие стрессора. Чрезмерный стресс (дистресс) рассматривается как патологическое состояние, являющееся фактором риска развития сердечно-сосудистых (артериальная гипертензия, инфаркт миокарда), психических (депрессия, тревога, нарушения сна, зависимости от алкоголя и лекарств), эндокринных (сахарный диабет, ожирение и др.). Тревожные расстройства обычно представлены тремя блоками симптомов: психоэмоциональные, физические и вегетативные симптомы мышечного напряжения.

Психоэмоциональные симптомы тревожного расстройства, в дополнение к основному симптомам (иррациональный, чрезмерный страх и тревога), включают в себя и другие эмоциональные симптомы тревожного расстройства: чувство опасности, проблемы с концентрацией внимания, эмоциональную напряженность, предположение худшего, раздражительность, опустошенность. Поэтому тревога больше, чем просто ощущение. Как продукт готовности тела к борьбе или бегству, тревога содержит и широкий спектр физических симптомов. Из-за многочисленных физических симптомов, страдающие тревогой часто принимают свое состояние за болезнь тела. Они могут побывать у многих врачей и во многих больницах, прежде чем их тревожное расстройство будет диагностировано.

Наиболее частые физические и вегетативные симптомы тревожного расстройства включают в себя: учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта, учащенное мочеиспускание, слабость, утомляемость, одышку, дрожь, озноб, головные боли и нарушение сна.

Таким образом, тревожность определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся повышенной склонностью человека испытывать беспокойство и частые интенсивные переживания состояния тревоги с низким порогом его возникновения. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активности личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень “полезной тревожности”. Психологическая роль тревожности – охранительная направлена на защиту организма и с этой точки зрения сопоставима с реакцией на болевой раздражитель.

В структуре тревожности как феномена выделяют личностную и ситуационную составляющие:

1. Личностную тревожность (trait anxiety) определяют как черту характера, обусловливающую предрасположенность и готовность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, самоуважения, уровня притязаний и т.п.) и связанную с невротизмом и внушаемостью [14]. Тревожность как индивидуальная черта личности может сформироваться из-за частого неправильного способа преодоления состояния тревоги, из-за частых ошибок и неадекватных реакций на них со стороны окружающих. Личностная тревожность характеризует стабильную и устойчивую склонность человека воспринимать большой круг социальных ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Понятие личностной тревожности, как социально-психологического фактора регулятивной подструктуры – это состояние опасения и беспокойства индивида в условиях социального ожидания неприятностей, неудач. Тревожность как черта характера чаще связана с низкой самооценкой. Обычно тревожность ведет к возникновению защитных реакций. Высокая личностная тревожность напрямую связана с наличием эмоциональных срывов и психосоматическими заболеваниями. Лица с более высоким уровнем личностной тревожности чаще и интенсивнее реагируют на стрессогенную ситуацию.

2. Ситуационную тревожность (state anxiety), или реактивную, актуальную тревогу, входящую в структуру возникшего психического состояния в данный момент на конкретную личностно значимую ситуацию [15]. Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими или схожими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Эта реактивная тревожность возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации и характеризуется напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью с вегетативными компонентами и может быть разной по интенсивности и динамичности во временном диапазоне. Высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Указываемая дихотомия описывается также как хроническая и острая тревожность [2]. В условиях хронического стресса тревожность развивается у людей с любым типом нервной системы – как слабым, так и сильным, однако у последних для этого требуется большая сила и продолжительность действия фрустрирующих факторов [6].

Тревога развивается по определенным закономерностям, описываемым по Ф.Б. Березину [4] динамическим рядом состояний (тревожный ряд) в порядке нарастания тяжести: ощущение внутренней напряженности => гипеpecтeзичеcкиe реакции => собственно тревога => страх => ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы => тревожно-боязливое возбуждение. Нейрофизиологическая основа тревожных эмоциональных состояний состоит в избыточной активации неспецифической ретикулярной формации и парагиппокампальной системы [9]. Связанные с тревогой ипохондрические проявления (гипеpecтeзuчеcкue реакции) рассматриваются как расстройство восприятия и когнитивных процессов, приводящее к усилению и неадекватной интерпретации соматических ощущений [13], связанные с прогнозом высокого риска возможной угрозы. Рядом авторов определяемая психологическими тестами тревожность, рассматривается как сложный синдром, включающий наряду с традиционным определением тревоги и страха, еще и невротизм [16], то есть снижение адаптивных возможностей и готовность к развитию невротических болезненных расстройств [4].

На протяжении обучения в ВУЗе, когда происходит освоение профессиональных знаний и навыков, в результате включения и применения в обучение студентов механизмов регулирующих подструктуры личности, личностная структура так же претерпевает корректировку и приобретает адаптационную гибкость, фрустрационную толерантность. В частности, говоря о регулятивной подструктуре в процессе профессиональной подготовки, в первую очередь мы выделяем категорию самооценки студентов (уровень притязаний, мотивации достижения успеха и избегания ситуаций неуспеха), уровень их субъективного контроля (интернальность – экстернальность), личностную тревожность, социальную фобию и фрустрационную толерантность.

Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности, позволяющий студентам провести оценку себя, своих качеств и своего места среди других студентов, своих возможностей стать специалистом. Относясь к ядру личности будущего профессионала, самооценка студента является важным регулятором его поведения в процессе профессионального обучения. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании [10].

Можно сказать, что самооценка, входя в ядро механизма регулятивных подструктур личности, обладает некоторыми средствами защиты. Например: отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительной реакции сочувствия. Субъект в этом случае выступает в страдательной позиции «объекта», с помощью которой снимает с себя ответственность за проступки. Иногда склонность объяснять собственные неудачи ссылками на обстоятельства играет адаптивную защитную роль, понижая уровень тревоги и облегчая дальнейшую деятельность [3].

В нашем исследовании представлены в констатирующем эксперименте две составляющие регулятивной подсистемы личности (категория самооценки, личностная тревожность) и показатели их динамического измерения в процессе профессионального обучения. Участники эксперимента – 220 студентов-психологов I-V курсов Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), 112 студентов 2-го курса Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) и 79 студентов 4-го курса Сибирской Академии финансов и банковского дела (СИФиБД). Возрастной ценз 18–25 лет. Общая выборка составила 411 человек. Использовались следующие методики: 1. Методика «Самооценка»; 2. Шкала оценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, часть 2 – личностная тревожность (ЛТ); 3. Оценка симптомов социальной фобии (шкала Любовица).

В результате констатирующего эксперимента по методике «Самооценка» получили следующие показатели представленные в табл. 1 

Таблица 1

Показатели уровней самооценки личности

Уровни самооценки

Курсы

I

II

III

IV

V

Xср

Низкий 0 – 0,2 

5 %

6 %

2,2

Ниже среднего 0,21 – 0,3

12 %

2,4

Средний 0,31 – 0,5

10 %

22 %

13 %

20 %

29 %

18,8

Выше среднего 0,51 – 0,65

28 %

32 %

28 %

30 %

39 %

31,4

Высокий 0,66 – 0,8

32 %

30 %

47 %

41 %

32 %

36,4

Неадекватно высокий > 0,8

13 %

10 %

12 %

9 %

-

8,8

Суммарный показатель самооценки «средний+ выше среднего»

38 %

54 %

41 %

50 %

68 %

50,2

Суммарный показатель самооценки «высокий» и «неадекватно высокий»

45 %

40 %

59 %

50 %

32 %

45,2

Соотношение показателей «высокий / средний»

1,18

0,74

1,44

1,0

0,47

0,9

Результаты тестирования по методике «Самооценка личности» показывают, что на 3 – 4 курсах Вузовского обучения у студентов с приобретением профессиональной квалификации происходит переоценка личностных качеств в сторону повышения, особенно по уровням самооценки «выше среднего» и «высокий» и, к V курсу, самооценка приобретает тенденцию к возрастанию по уровню «выше среднего». Это означает, что студенты, получающие высшее образование: уважают и заслуженно ценят себя, довольны собой, у них развито чувство собственного достоинства, наблюдается стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, что, безусловно, является ключевой составляющей гармонично развитой интеллектуально и профессионально обогащенной личности. При этом следует отметить, что суммарный показатель уровня самооценки «высокий» снизился с 59 % (3–й курс) и 50 % (4–й курс) до 32 % (5 курс). Соотношение суммарно обобщенных показателей уровней самооценок «средний + выше среднего» к «высокий» и «неадекватно высокий» на 1 и 3 курсах было в пользу «высоких» самооценок, на 4–ом курсе отмечено равенство в соотношении. На 5-м курсе соотношение суммарных показателей самооценки «средн. + выше средн.» превысило в 2 раза показатели суммарных самооценки «высокий» и «неадекватно высокий», что говорит об адекватной критичности к своим профессиональным качествам без должного практического профессионального опыта.

В результате констатирующего эксперимента по методике «Уровни оценки личностной тревожности» получены следующие показатели, представленные в табл. 2

Таблица 2

Показатели уровней оценки личностной тревожности

Уровни оценки личностной тревожности

Курсы

I

II

III

IV

V

Xср

Низкий < 30

14,65 %

12,8 %

13,65  %

13,3 %

12,8 %

13,44 %

Средний 31 – 45 

48,7 %

53,55 %

64,6  %

66,5  %

67,1  %

60,09 %

Высокий > 45

36,65 %

33,65 %

21,75 %

20,2 %

20,1 %

26,47 %

Соотношение уровней

Норма / Высокотревожн.

1,33

1,6

2,9

3,3

2,5

2,27

Соотношение уровней

Высокотревожн. /Норма

0,75

0,63

0,34

0,3

0,299

0,44

В процессе наблюдения за динамикой личностной тревожности по методике «Уровни оценки личностной тревожности Ч. Спилбергера» можно отметить, что к концу периода профессионального обучения наблюдается постепенная стабилизация в шкале низкой оценки уровня тревожности. Поэтому группам студентов рекомендуются индивидуальные дополнительные консультации по работе над повышением чувства ответственности, внимания и мотивам деятельности, т.к. для них этот показатель можно считать субъективным и характерным, требующим коррекции.

В основной массе студенты имели средний уровень личностной тревожности, что соответствовало наличию у них «полезной тревожности», показатель которой планомерно вырос к 5-му курсу (рост составил 18,4 %). В среднем соотношение «полезной тревожности» с высоко тревожными студентами в динамике по курсам составило следующие пропорции: 2,27 / 1 (на 1-м курсе соотношение было 1,33 / 1; на 2-м курсе 1,6 / 1; на 3-м курсе 2,9 / 1; на 4-м курсе 3,3 / 1; на 5-м курсе 2,5 / 1). Такую положительную динамику роста уровня личностной тревожности, хоть и в зоне конструктивной, «полезной» тревожности, можно связать с тем, что к моменту окончания обучения повышается чувство ответственности, самоконтроля, желание самоутвердиться в личностном и профессиональном плане, но при этом отсутствует высокая вероятность быстрого достижения намеченных целей. К 5–му курсу у студентов изменяется их представление о жизни, оформляются ценностные ориентиры (смещение в сторону прагматизма, карьеры, стремление добиться определенного положения в обществе).

В среднем, по всем курсам 26,47 % студентов продемонстрировали показатели уровня высокой личностной тревожности. Четко прослеживается снижение уровня высокой личностной тревожности с 36,65 % на 1-м курсе до 20,1 % на 5-м курсе, что в целом за период обучения соответствует снижению в 1,8 раза (уменьшение на 16,55 %). В результате приобретения знаний и необходимых профессиональных навыков повышается компетентность, уверенность в себе, и, как следствие, понижается уровень личностной тревожности, переходя в уровень нормы, т.е. «полезной тревоги». Нужно отметить, что в отдельных случаях отклонение от уровня умеренной тревожности в сторону высокой требует особого внимания, так как высокая личностная тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В таком случае рекомендовалось снизить субъективную значимость ситуации и перенести акцент на мотивационную сферу и осмысление деятельности, а также на формирование чувства уверенности в успехе.

В табл. 3 можно видеть фоновые показатели различных уровней тревожности студентов в процессе их обычной жизнедеятельности, включая и экзамены. По данным таблицы мы видим повышение уровня личностной тревожности у женщин по сравнению с мужчинами – соответственно 50,77 против 43,15. По уровням ситуационной тревожности большой разницы между муж./жен. не отмечено и представлено соответственно 51,5 / 53,9. По уровням учебной тревожности, как более значимой деятельности в данный период, мы вновь отмечаем повышение уровней тревожности, при этом у женщин значительно выше (жен. – 66,68 %, муж. – 58,02 %). Понижение показателей тревожности у студентов СИФиБД по сравнению со студентами СГУПСа, как у мужчин, так и у женщин, связано с тем, что студенты СГУПСа исследовались в период экзаменационной сессии, а учащиеся СИФиБД – в условиях тематического тренингового семинара без ситуаций социальной оценки (зачеты, экзамены), т.е. вне психоэмоционального напряжения.

Показатели табл. 4 позволяют сделать следующие выводы. Психоэмоциональное состояние студентов с мотивацией избегания неуспеха, развивающееся в ситуации экзамена, качественно отличается от такового у студентов с мотивацией достижения. У первых оно носит депрессивный, интрапунитивный характер, т. е. ориентировано на рефлексию «Я – реальное». Ситуация экзамена воспринимается при этом как угроза для собственной личности. Высокий уровень тревожности при этом носит регрессивный дезорганизующий характер. Во втором случае психоэмоциональное состояние носит напряженный, экстрапунитивный характер. Оно ориентирует субъекта деятельности на разрешение стоящих перед ним задач. Высокий уровень тревожности носит при этом побуждающий характер. Студенты НГПУ 5-го курса ФМФ (физико-математический факультет) продемонстрировали более высокие показатели уровней социальной тревоги и избегания ситуаций, чем студенты СИФиБД – 4 курса (особенно мужчины). Это объясняется разностью в их социальной зрелости, в социально-материальной поддержке, в степени ответственности в выборе целей будущего и реальности достижения намеченных перспектив (студенты СИФиБД – 4 курса, коммерческое обучение; студенты НГПУ ФМФ – 5 курса, бюджетное обучение).

Таблица 3

Усредненные гендерные показатели тревожности (студенты СГУПСа – ТД-211, 212, 213; УП-411; СИФиБД – 4 курс)

Показатели тревожности

Личностная

тревожность (Л)

Ситуа-цион.

тревожность

(С)

Учебная

тревожность

(У)

Виды виртуальной тревожности

Теракт

Земле-трясение

Наводнение

Пожар

Судьба

СГУПС N=48(муж)

45,64

60,58

63,48

51,6

40,06

34,8

50,46

62,57

СИФиБД N=40 (муж)

40,65

42,4

52,55

34,15

24,2

25,67

41,38

56,75

Сумма средн Муж (n -88)

43,15

51,49

58,02

42,87

32,13

30,23

45,92

59,66

СГУПС (муж)

Сумма (Средн.трев) Л+С+У= 58,2

СГУПС (муж)

Сумма (Средн.трев) Виртуал = 47,89

СИФиБД (муж)

Сумма (Средн.трев) Л+С+У= 45,2

СИФиБД (муж)

Сумма (Средн.трев) Виртуал. = 35,9

СГУПС n = 64(жен)

50,98

60,25

68,27

55,5

46,69

46,24

52,08

 

СИФиБД n= 39(жен)

50,56

47,48

65,1

47,92

32,2

40,09

55,99

 

Сумма сред Жен (n– 103)

50,77

53,9

66,68

51,71

39,45

43,17

54,04

 

СГУПС (жен)

Сумма (Средн.трев) Л+С+У= 59,8

СГУПС (жен)

Сумма (Средн.трев) Виртуал.= 51,77

СИФиБД (жен)

Сумма (Средн.трев) Л+С+У= 53,06

СИФиБД (жен)

Сумма (Средн.трев) Виртуал.= 47,13

Таблица 4 

Показатели оценки симптомов социальной фобии (Студенты СИФиБД, n=79; студенты НГПУ ФМФ, n=60)

Шкала Любовица

Показатели

Студенты СИФиБД- 4 курс

(Муж = 40 чел.)

Студенты СИФиБД- 4 курс

(Жен = 39 чел.)

Страх, тревога

Избегание

ситуации

Усреднен.

сумма

Страх, тревога

Избегание

ситуации

Усреднен.

сумма

Сумма

средняя

38,75

40,33

39,43

45,3

45,4

45,35

 

Студенты НГПУ ФМФ – 5 курс

(Муж = 30)

Студенты НГПУ ФМФ – 5 курс

(Жен = 30)

Сумма

средняя

50,03

54,13

52,08

49,3

51,56

50,45

Разница

11,28

13,8

12,65

4,0

6,16

5,1

Таким образом, важней шеей особенностью учебной познавательной деятельности является очень тесное переплетение интеллектуальной деятельности с психоэмоциональным напряжением, возникающим в результате воздействия эмоциогенных факторов в учебном процессе, особенно в ситуации экзамена. Психическое состояние в ситуации экзамена у подавляющего большинства студентов носило характер тревоги, различной по своей интенсивности. Категория тревожности должна рассматриваться как один из устойчивых интегральных параметров личности, проявляющийся в различные периоды жизни в различных ситуациях. Тревожность не одномерная трансситуативная характеристика, а многомерно-динамичный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени сложности и обобщенности. Ситуационная тревожность у студентов в целом более выражена по сравнению с личностной, причем у лиц 1 – 2-го курсов обучения выше, чем у старшекурсников. Тревожность, как боязнь неудачи, связана с восприятием индивидом социальных последствий его результативности на экзаменах и выступает компонентом симптомокомплекса социальной фобии. Высокий уровень ситуативной (реактивной) тревожности находится зависимости от интенсивной личностной тревожности.

В целом, полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи между уровнем тревожностью и мотивацией достижения успеха, а также с мотивацией избегания неуспеха, об их взаимном влиянии на интенсивность и характер психического состояния. Высокомотивированные студенты имеют более высокий уровень тревожности. Разработка проблемы психических состояний в ситуации экзамена позволяет поднять профилактические направления психогигиены учебной деятельности студентов на принципиально новый уровень и существенно повысить значение воспитательной работы по совершенствованию эмоциональной устойчивости учащихся. Целенаправленное использование в процессе обучения психологов приемов и рекомендаций психолого-педагогических технологий, направленных на оптимальную коррекцию регулятивных подструктур личности, позволяет повысить уровень личностных качеств студентов и эффективность их профессиональной подготовки.


Библиографическая ссылка

Александров А.Г., Лукьянёнок П.И. ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 6. – С. 5-14;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=938 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074