Одной из наиболее актуальных задач в современной стоматологии, во всех точках земного шара, до сих пор остается – повышение уровня производительности труда врача-стоматолога, с сохранением его психического и физического здоровья. Для поисков её рационального решения большое внимание уделяют эргономике, которая направлена на охрану работы стоматологов, повышение эффективности и качества их работы, создание для них нормальной рабочей обстановки, обеспечение безопасности и комфортности для пациентов, а также на разработку новейшего стоматологического оборудования [3, 7, 8, 10].
Целью является изучить принципы и основы одной из методик эргономии – работы в четыре руки.
Обзор литературы по выбранной теме
Эргономика представляет собой сочетание многих постулатов социологии, психологии, физиологии и т.д. Её цель, как науки, в снижении усталости, заболеваемости, травматизма работников и одновременно в более полном использовании физических и умственных способностей человека [3, 11, 12, 13, 14].
Поэтому на протяжении длительного времени во многих странах мира при стоматологических школах организуются комитеты и разрабатываются программы по изучению эргономических проблем стоматологии. Одна из таких программ, появившихся в университете Алабамы, положила начало концепции стоматологической работы в четыре руки, которая позже была поддержана и одобрена многочисленными стоматологами, получив развитие не только на национальном, но и на международном уровнях [1, 10, 15, 17, 19].
Что же такое работа «в четыре руки»? Прежде всего, это командная методика, где высококвалифицированные специалисты работают вместе в эргономичной среде, итогом такого взаимодействия является повышение производительности труда и качества работы без ущерба физическому состоянию их здоровья [2, 6, 16, 18, 20].
К сожалению, сегодня лишь малое количество стоматологических школ нашей страны уделяют должное внимание методике «работы в четыре руки». В результате чего многие выпускники учатся работать в четыре руки непосредственно на своём рабочем месте. Большинство из них, действительно, пытаются применять в своей работе данную методику, но из-за несоблюдения элементарных правил, страдают из-за физического стресса и нерационального обустройства офиса. Инструменты и оборудование находятся вне досягаемости членов рабочей команды. Функции ассистента остаются не задействованными в полном объёме. Такой подход в организации труда лишен истинных принципов концепции работы в четыре руки. Так как для получения максимальной пользы нужно учитывать все тонкости взаимодействия стоматолога и ассистента [1, 3, 6, 11].
Рассматривая различные варианты соотношения стоматолог – вспомогательный персонал, стоит обратить внимание на главное условие-стоматологу в его работе должны помогать как минимум один помощник, не считая зубных техников и санитарок [1, 3, 21, 23, 25].
Но при этом необходимо понимать, что простое количественное увеличение вспомогательного персонала само по себе не сможет повысить эффективность работы стоматолога. Так как существует прямая зависимость эффективности работы врача-стоматолога от квалификации его ассистента. Это все связано с тем, что вспомогательному персоналу предлагается передать часть манипуляций врача: первичную обработку кариозной полости, инъекция лекарственных веществ, удаление зубных отложений [1, 9, 20, 22, 24].
Таким образом, определяющее значение вспомогательного персонала состоит в том, что он высвобождает время стоматолога на более сложные процедуры, требующие высокой квалификации [33, 34, 35].
Для наглядности слов, сказанных выше, можно привести данные эксперимента, направленного на учет затрат времени стоматологов в процессе проведения основной работы при приеме с ассистентом и без его участия. Затраты времени стоматолога во время приема одного пациента, не связанные напрямую с его лечением (манипуляции с креслом, накрывание пациента салфеткой, настройка светильника, ожидание сплевывания пациента в плевательницу и т.д.) составляют: на приеме без вспомогательного персонала в пределах 12 мин, а на приеме с ним – 0,5 мин. В результате, общая экономия рабочего времени врача-стоматолога при работе с ассистентом может достигать 32,7 % [1, 3, 26, 28, 32, 33, 34].
Так же, еще одним из постулатов «работы в четыре руки» является сохранение долголетней трудоспособности и качества труда врача-стоматолога за счёт экономии рабочих движений и работы с пациентом в оптимальной позе. Именно с целью экономии движений, Dr. Chasteen E.J. (1978) предпринял попытку классифицировать движения врача, и в результате им была предложена следующая типология:
- 1-й класс – движения пальцев (при обмене инструментами);
- 2-й класс – движения пальцев и кисти (при работе инструментом во рту пациента);
- 3-й класс – движения пальцев, кисти и предплечья (управление стоматологическим креслом с помощью пульта управления, взятие наконечника с панели инструментов врача);
- 4-й класс – движение всей руки от плеча (регулировка источника освещения, наложение коффердама);
- 5-й класс – движение всей руки от плеча и поворот тела (движение в направлении предмета, находящегося за пределами оптимальной рабочей зоны).
Основной идеей данной классификации является ограничение движений врача движениями 1, 2 и 3 класса. Следовательно, 4 и 5 класс допускаются лишь в минимальном количестве, благодаря совместной работе с ассистентом [6, 11, 23, 25, 27, 29].
Для того, чтобы позволить наиболее рационально использовать рабочее пространство во время работы в четыре руки, сегодня, многие западные школы рекомендуют несколько позиций врача. Общей рекомендацией является применение горизонтальной позиции пациента. При этом стоматолог сидит непосредственно за головой больного в положении «8–12 часов» на абстрактном циферблате (рисунок). Эта зона не должна содержать что-либо, мешающее свободным движениям врача. Район от 12:00 до 2:00 носит название статистической зоной, она необходима для передвижения столика с инструментами и материалами. Зона от 2:00 до 5:00 принадлежит ассистенту. Промежуток от 5:00 до 8:00 служит для передачи инструментов, необходимых для совершения манипуляций [1, 5, 10, 26, 28, 30].
Эргономичное положение врача, ассистента и пациента
Одним из важных преимуществ при этом является то, что пациент не видит инструментария, таким образом, возможно исключение дополнительных психологических нагрузок во время приема.
Дополняя вышесказанное, стоит выделить несколько советов по организации совместного приема [6, 4, 29, 31, 33]:
1. Уменьшать количество инструментов, стараясь максимально использовать каждый для нескольких видов манипуляций.
2. Инструменты в лотке должны размещаться исходя из частоты их использования.
3. Подготавливать инструменты, материалы и оборудование заранее, насколько это возможно.
4. Движение глаз от ярко освещенного поля в сторону удаленных объектов должно быть сведено к минимуму.
5. В работе использовать плавные непрерывные движения.
Результаты исследования и их обсуждение
Обобщая сказанное ранее, можно составить основные принципы лечения в четыре руки [10]:
- Использование квалифицированного помощника.
- Рациональное расположения оборудования.
- Применение оптимальной рабочей позы врача, ассистента и пациента.
- Попытка максимального сохранения движений.
Неудивительно то, что концепция работы «в четыре руки» набирает популярность. Соблюдение всех её правил и основ позволяет врачу-стоматологу эффективно распределять своё рабочее время, а так же уменьшить риск ухудшения своего здоровья с годами.
Вывод
В заключение стоит отметить значимость и результативность улучшения стоматологического приема путем использования метода работы «в четыре руки». Именно он помогает облегчить клиническую работу с пациентом и предоставляет наиболее удобное планирование дальнейшего его лечения.
Библиографическая ссылка
Сурина Е.А. ЭРГОНОМИКА В СТОМАТОЛОГИИ: РАБОТА В ЧЕТЫРЕ РУКИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2017. – № 1. – С. 79-82;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=962 (дата обращения: 03.12.2024).