Алкоголь оказывает значительное влияние на состояние здоровья человека. Так, его систематическое употребление приводит к поражению печени и развитию кардиомиопатии, усугублению течения инфекционных заболеваний, увеличению токсичности медикаментов, метаболическим нарушениям и т.д. [1]. В настоящее время в Российской Федерации продолжает реализовываться политика, направленная на снижение количества употребляемой алкогольной продукции и включающая в себя повышение акцизов, ограничение рекламы и ограничение физической доступности алкоголя [2, с. 57]. Проводимые мероприятия имели положительный эффект в период с 2003 по 2018 гг., однако последовавшая в 2021 г. пандемия COVID-19 несколько усилила имеющиеся негативные тенденции [3, с. 41]. Анализ многолетних данных показал, что среди сельского населения отмечается рост употребления алкогольной продукции женщинами на фоне незначительного его сокращения у мужчин [4]. Таким образом, несмотря на реализуемые профилактические мероприятия, данная проблема до сих пор остается актуальной и требует дальнейшего изучения.
Цель исследования – оценка особенностей употребления алкогольной продукции взрослым населением Нижегородской области, проживающим в сельской местности, в том числе в зависимости от уровня образования.
Материалы и методы исследования
В рамках проведения эпидемиологического мониторинга факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на территории Нижегородской области в 2020–2021 гг. были опрошены 1680 человек в возрасте от 25 до 64 лет, проживающих в сельской местности. Из них доля мужчин составила 42,0%, женщин – 58,0%. Средний возраст респондентов составлял 44,2±0,3 года (43,2±0,4 года у мужчин, 44,9±0,4 года у женщин).
По уровню образования респонденты распределились следующим образом: начальное образование имели 0,4% (равное количество среди мужчин и женщин), неполное среднее – 6,9% (10,1% мужчин, 4,6% женщин), полное среднее – 58,8% (58,4% мужчин, 59,2% женщин), высшее – 33,9% (31,1% мужчин, 35,8% женщин). Поскольку число лиц, имеющих начальное образование, было слишком мало, употребление алкогольной продукции данной группой не оценивалось из-за отсутствия репрезентативности.
Обработка полученных данных проводилась с помощью статистического пакета NCSS/GESS 2007.
Результаты исследования и их обсуждение
Настоящее исследование показало, что алкогольную продукцию употребляли половина респондентов (55,4±1,2%), причем достоверно значительно чаще по сравнению с женщинами положительный ответ давали мужчины (65,6±1,8%, 47,9±1,6%, p≤0,001).
При анализе распределения ответов респондентов в зависимости от уровня образования было установлено, что они соответствовали данным, полученным в целом по выборке (табл. 1).
Подавляющему числу обследованных (90,5±0,9%) не казалось, что им следует уменьшить количество употребляемого алкоголя. Следует отметить, что среди мужчина доля ответивших отрицательно на поставленный вопрос была достоверно ниже, чем среди женщин (87,7±1,5%, 93,4±1,1%, p≤0,01).
В группе лиц, имеющих неполное среднее образование, доля лиц, не считающих, что им следует уменьшить употребления алкоголя, составила 86,4±4,2%, причем так считали 100,0% женщин, тогда как мужчины отвечали отрицательно на поставленный вопрос в 81,3±5,6% случаев. В оставшихся двух группах распределение ответов соответствовало среднему по выборке: полное среднее образование – 89,7±1,3% (87,2±2,1% мужчин, 92,2±1,6% женщин), высшее образование – 92,3±1,5% (90,5±2,4% мужчин, 94,4±1,7% женщин). Достоверной разности в ответах респондентов обоих полов установлено не было.
Лишь 7,1±0,8% обследованных испытывали раздражение из-за вопросов об употреблении алкоголя, причем среди мужчин доля ответивших положительно была достоверно в 2 раза выше, чем среди женщин (9,5±1,4%, 4,7±0,9%, p≤0,05).
Таблица 1
Доля лица, употребляющих алкогольную продукцию, в зависимости от уровня образования (в %)
Уровень образования |
Все |
Мужчины |
Женщины |
Неполное среднее |
56,9±4,6% |
67,6±5,6% |
40,0±7,3%* |
Полное среднее |
54,1±1,6% |
64,3±2,4% |
46,8±2,1%** |
Высшее |
57,0±2,1% |
66,8±3,2% |
50,9±2,7%** |
*p≤0,01, ** p≤0,001
Среди лиц, имеющих неполное среднее образование, 90,9±3,5% не испытывали раздражения из-за данных вопросов (91,7±3,98% мужчин, 88,9±7,4% женщин), лица с полным средним образованием давали отрицательный ответ в 93,1±1,1% случаев (89,8±1,9% мужчин, 96,3±1,1% женщин, p≤0,05), с высшим образованием – в 93,2±1,4% случаев (91,2±2,3% мужчин, 94,9±7,1% женщин).
В подавляющем большинстве случаев (92,4±0,9%) респонденты не испытывали чувства вины за то, как они пьют (89,6±1,4% мужчин, 95,1±1,0% женщин, p≤0,01). Следует отметить, что среди обследованных, имеющих неполное среднее образование, доля тех, кто ответил отрицательно на данный вопрос, была несколько ниже (89,4±3,8% – все, 87,5±4,8% – мужчины, 94,4±5,4% – женщины), чем в других группах: лица с полным средним образованием – 92,1±1,2% (88,7±1,9% – мужчины, 95,6±1,2% – женщины, p≤0,01), лица с высшим образованием – 93,2±1,4% (91,8±2,3% – мужчины, 94,4±1,7% – женщины).
Менее 3% обследованных (2,7±0,4%) «похмелялись» по утрам (5,2±0,8% – среди мужчин, 1,9±0,6% – среди женщин, p≤0,01). Примечательным является тот факт, что доля отрицательных ответов зависела от уровня образования респондентов. Так, если среди лиц с неполным средним образованием отрицательно ответили на данный вопрос 89,4±3,8% опрошенных (89,6±4,4% мужчин, 88,9±7,4% женщин), то в группе с полным средним образованием их доля возросла до 94,8±0,96% (90,6±1,8% мужчин, 98,9±0,6% женщин, p≤0,01), а в группе с высшим образованием – до 96,9±0,96% (93,9±1,97% мужчин, 99,4±0,6% женщин, p≤0,05).
По данным Роспотребнадзора, в 2020 г. Российской Федерации лидирующее место в структуре продаж алкогольной продукции занимало пиво (78,6%); виноградные и плодовые вина составляли 9,3%, водка и ликероводочные изделия – 8,9%, шампанские и игристые вина – 1,9%, коньяки – 1,2 % [5, с. 60].
При изучении предпочтений респондентов при выборе алкогольной продукции было установлено, что первые ранговые позиции принадлежат пиву, а также водке и другим крепким напиткам, за ними следуют вино, домашние крепкие настойки и крепленое вино (рис. 1).
Рис. 1. Распределение предпочтений респондентов при выборе алкогольной продукции (на 100 обследованных)
Таблица 2
Распределение предпочтений респондентов при выборе алкогольной продукции в зависимости от пола (на 100 обследованных)
№ п/п |
Вид алкогольной продукции |
Пол респондентов |
|
Мужчины |
Женщины |
||
1 |
Пиво |
68,0±2,1 |
33,6±2,2** |
2 |
Вино |
22,5±1,9 |
67,7±2,2** |
3 |
Крепленое вино |
21,8±1,9 |
14,3±1,6* |
4 |
Домашние крепкие настойки |
34,8±2,2 |
21,6±1,9** |
5 |
Водка, коньяк, другие крепкие напитки |
68,5±2,2 |
32,1±2,2** |
* p≤0,05, ** p≤0,001
Таблица 3
Распределение предпочтений респондентов при выборе алкогольной продукции в зависимости от пола (на 100 обследованных)
№ п/п |
Вид алкогольной продукции |
Уровень образования |
||
Неполное среднее |
Полное среднее |
Высшее |
||
1 |
Пиво |
63,6±5,9 |
51,0±2,2 |
47,5±2,8 |
2 |
Вино |
36,3±5,9 |
40,6±2,1 |
55,2±2,8 |
3 |
Крепленое вино |
24,2±5,3 |
17,4±1,6 |
17,3±2,1 |
4 |
Домашние крепкие настойки |
36,3±5,98 |
29,3±1,9 |
24,1±2,3 |
5 |
Водка, коньяк, другие крепкие напитки |
56,1±6,1 |
50,3±2,1 |
47,5±2,8 |
Рис. 2. Среднее количество употребленной респондентами алкогольной продукции (мл)
Таблица 4
Среднее количество употребленной респондентами алкогольной продукции в зависимости от пола (мл)
№ п/п |
Вид алкогольной продукции |
Пол респондентов |
||
Все |
Мужчины |
Женщины |
||
1 |
Пиво |
931,5±45,5 |
1056,0±58,9 |
462,1±51,9** |
2 |
Вино |
292,2±20,8 |
389,3±79,2 |
279,6±21,0 |
3 |
Крепленое вино |
377,2±141,2 |
555,5±243,5 |
155,0±29,7 |
4 |
Домашние крепкие настойки |
238,6±20,4 |
280,4±28,6 |
161,5±16,2* |
5 |
Водка, коньяк, другие крепкие напитки |
295,9±36,4 |
326,0±43,3 |
209,3±65,5 |
* p≤0,01, ** p≤0,001
Вкусовые предпочтения у респондентов обоих полов достоверно различались. Так, если мужчины чаще предпочитали водку и пиво, то у женщин в приоритете было вино. Пиво же они употребляли почти в 2 раза реже, чем мужчины (табл. 2).
При оценке предпочтений в выборе алкогольной продукции в зависимости от уровня образования было выявлено, что лица с неполным средним образованием чаще предпочитали пиво, водка же имела вторую ранговую позицию; лица с полным средним образованием практически в равной мере употребляли данные категории алкоголя; лица же с высшим образованием отдавали предпочтение вину, тогда как водка и пиво приобретались ими гораздо реже (табл. 3).
За неделю, предшествующую исследованию, респондентами из числа употреблявших алкогольную продукцию было выпито в среднем на одного человека 931,5±45,5 мл пива, 292,2±20,8 мл крепленого вина и 295,9±36,4 мл водки (рис. 2).
В целом мужчины употребляли алкогольную продукцию в объемах, несколько превышающих аналогичные у женщин (табл. 4).
Выводы
Проведенное исследование характера употребления алкогольной продукции в рамках эпидемиологического мониторинга хронических неинфекционных заболеваний среди взрослого населения, проживающего на сельской территории Нижегородской области, показало следующее.
1. Более половины респондентов (55,4±1,2%) в течение своей жизни употребляли алкоголь, причем частота регистрации положительных ответов не зависела от уровня образования населения.
2. Подавляющему числу обследованных (90,5±0,9%) не казалось, что им следует уменьшить количество употребляемого алкоголя. Между тем, чем ниже был уровень образования респондентов, тем меньше была доля лиц, давших отрицательный ответ, что косвенно свидетельствует об имеющейся у них проблеме излишнего употребления алкоголя.
3. Менее 3% опрошенных «похмелялись» по утрам. Данная величина также зависела от уровня образования. Если среди лиц с высшим образованием доля отрицательных ответов составляла 96,9±0,96%, то среди респондентов с неполным средним она равнялась 89,4±3,8%.
4. При выборе алкогольной продукции респонденты отдавали предпочтение пиву, а также водке и другим крепким напиткам, причем выбор напитков также отличался в зависимости от уровня образования: обследованные с неполным средним образованием чаще предпочитали пиво и гораздо реже – водку; обследованные с полным средним образованием практически в равной мере употребляли данные категории алкоголя, лица с высшим образованием отдавали предпочтение вину, тогда как водка и пиво приобретались ими значительно реже.
5. За неделю, предшествующую исследованию, респондентами из числа употреблявших алкогольную продукцию было выпито в среднем на одного человека 931,5±45,5 мл пива, 292,2±20,8 мл крепленого вина и 295,9±36,4 мл водки.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи характера употребления алкогольной продукции и уровня образования, что следует учитывать при разработке профилактических мероприятий, направленных на профилактику данного фактора риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
Библиографическая ссылка
Семисынов С.О., Позднякова М.А., Лаврентьева С.М., Савицкая Н.Н., Харыбин В.Г. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ВЗРОСЛЫМ НАСЕЛЕНИЕМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2023. – № 3. – С. 56-60;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1342 (дата обращения: 21.11.2024).