Голос – уникальное явление не только физиологическое, но и социальное [10]. Необходимость владения красивым и здоровым голосом обуславливается возрастающей степенью потребности речеголосовых профессий (Лаврова Е.В., 2004). Но вместе с тем растет процент людей, у которых все чаще диагностируется та или иная степень нарушения голоса.
Нарушение голоса в настоящий момент привлекает все большее внимание специалистов, работающих в различных сферах культуры, образования и медицины [11]. Наболевшим является вопрос комплексной диагностики и реабилитации лиц с нарушением голосовой функции [2].
Перед врачами и специальными педагогами стоит задача в правильной и грамотной диагностике, а также в оказании квалифицированной помощи такого рода пациентам.
В настоящее время все чаще встречаются случаи, когда пациентам либо не в полной мере оказывается первичная консультативная помощь, либо совершенно ошибочно выставляется диагноз и определяется направление дальнейшей медико-педагогической реабилитации (Василенко Ю.С., 2004; Рудин Л.Б., 2012 и др.) [1, 14].
Ставя перед собой задачу обратить внимание многих смежных специалистов во многих областях медицины, образования и культуры на проблему качественной и грамотной диагностики, хочется добиться адекватной реакции врачей, логопедов, педагогов по вокалу и сценической речи на вопросы комплексной диагностики и медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением голоса.
Особую роль в цепи оказания квалифицированной помощи людям с патологией голоса имеют врачи общей практики: педиатры [3] и терапевты [8], к которым в первую очередь обращаются лица с нарушением голоса за первичной консультацией. И здесь встает вопрос правильной оценки состояния больного и определения верной стратегии дальнейшего обследования. В этом отношении вытекает наружу неясное и, порой, неверное представление многих терапевтов и педиатров о природе возникновения голосовой патологии, ее этиопатогенетических механизмах и клинико-психологических проявлениях [2]. Особое значение имеет межотраслевое взаимодействие среди медицинских кадров, психологов и педагогов [4, 13]. Необходимость комплексного обследования с привлечением фониатров, фонопедов, неврологов, эндокринологов и других специалистов обретает все более и более важное значение.
Необходимо заострить внимание специалистов на том, что обратившийся к ним человек с той или иной степенью осиплости или охриплости требует всестороннего обследования, так как причина голосовой патологии может крыться в нарушенном функционировании любой анатомической системы человека и имеет мультифакторное происхождение. Неправильно ограничиваться только общими рекомендациями по поводу лечения, тем более, что часто охриплость или осиплость квалифицируют как следствие вирусных, воспалительных инфекций [12], не обращая внимания на более глубокие вероятностные причины возникновения дисфоний и афоний различного генеза. Поэтому особое значение имеет содружественная работа терапевтов и педиатров с психоневрологами, эндокринологами, фониатрами в плане установления точного диагноза и определения плана работы по лечению и реабилитации такого рода пациентов.
Безусловно, ключевую роль в оказании специализированной помощи имеют фониатры и фонопеды. Голос человека, как уже было сказано выше, – это его отличительная черта, а для многих людей – главное профессиональное орудие труда [1]. Это касается представителей таких профессий, как профессиональные певцы, актеры театра и кино, учителя, воспитатели, юристы и прочие.
Голос, как функциональный механизм, в его акустическом и анатомо-физиологическом аспектах изучает такая отрасль, как фониатрия. Фониатрия – это раздел оториноларингологии, посвящённый проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата [1].
Врач-фониатр занимается диагностикой голоса и развитием его функциональных возможностей. Именно он после первичного осмотра терапевтом или педиатром должен принимать участие в диагностике и реабилитации лиц с нарушением голоса.
Что же такое голос и голосоречевая система? Что оказывает влияние на работу и состояние голосодыхательной системы?
На состояние голосоречевой системы оказывает влияние нормальная работа очень многих органов и систем: легких, бронхов, трахеи, голосовых складок, полости рта, носа и придаточных пазух, желудочно-кишечного тракта и так далее. Заболевания любого из этих органов может привести к различным проблемам с голосом.
Многочисленные хронические заболевание органов и систем, не входящих в состав голосодыхательного аппарата, могут обусловливать неполноценность его функций даже в случае отсутствия каких-либо патологических изменений в гортани [7]. Сюда относятся заболевания нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и легких. Так же причинами нарушения голосовой функции могут быть стрессы, перегрузки и многое другое. Именно поэтому так важно межотраслевое взаимодействие специалистов, сталкивающихся с лицами с нарушением голоса.
В процессе лечения должен проводиться не только медикаментозный курс лечения, а так же специальная голосовая реабилитация – фонопедия.
Фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками. Фонопедия является основным, высокоэффективным и неинвазивным методом реабилитации голосовой функции.
Занимаются восстановлением голоса логопеды (логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и коррекции специальными педагогическими приемами), прошедшие специализацию по фонопедии (фонопеды). Занятия включают дыхательные, голосовые упражнения, релаксационный тренинг, применяются современные компьютерные технологии и психотерапия. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от диагноза и степени нарушения голоса. Овладение навыком правильного голосоведение позволяет наилучшим образом раскрыть возможности голоса как взрослым, так и детям.
Цель фонопедических занятий – привить и закрепить правильные голосодыхательные навыки и восстановить нарушенный баланс между отделами голосового и дыхательного аппарата, которые принимают участие в голосообразовании. Использование методов фонопедии в сочетании с медикаментозным терапевтическим лечением, дает возможность быстро восстановить утраченный голос.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что безусловное значение в диагностике и реабилитации лиц с нарушением голоса имеет работа специалистов разного профиля. Необходимо, чтобы в обследовании данного контингента принимали участие различные специалисты на основе бригадного подхода. Это поможет скоординировать их усилия и сделать реабилитацию более эффективной. Представленную идею еще с 70-х годов прошлого столетия начали поддерживать многие зарубежные специалисты [Moore, 1967; ONeill, McGee, 1962]. Brodnitz (1971), например, отмечал необходимость тесного сотрудничества между терапевтом, фонопедом и оториноларингологом; он подчеркнул, что голосовая реабилитация требует комплексного подхода и учета медицинских, функциональных и психологических аспектов нарушения голоса. F.В. Wilson (1972) говорил, что для успешного лечения нарушений голоса необходимо тесное сотрудничество между родителями, врачами, педагогами и психологами. Поэтому работа ряда специалистов должна на наш взгляд включать четыре последовательные стадии:
- исходное комплексное обследование (консилиумы при необходимости таковых);
- совместную разработку медико-психолого-педагогической системы реабилитации;
- оценку эффективности лечения;
- контрольное наблюдение.
Библиографическая ссылка
Барабанов Р.Е. ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСА // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 1. – С. 5-7;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=860 (дата обращения: 03.12.2024).