Научный журнал
Научное обозрение. Медицинские науки
ISSN 2500-0780
ПИ №ФС77-57452

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волкова Н.С. 1
1 Областная клиническая психиатрическая больница «Богородское»
Статья посвящена психологическому сопровождению военнослужащих при исполнении воинских обязанностей. Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Психологическое сопровождение на каждом этапе имеет свои особенности. При первом контакте с призывом личных делах призывников собираются не только психометрические данные, данные о состоянии их соматического здоровья, но и психологические характеристики родителей, учебных, образовательных учреждений, В дальнейшем «профессиональный психологический отбор» в военном комиссариате напрямую связан с жизненными планами конкретного молодого человека. Психологическая работа в части и подразделении выступает прежде всего как система регулирования процессов особого типа – психологических и социально-психологических. В обязанности военного психолога входят психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины; психологическая работа по обеспечению боевого дежурства; психологическая подготовка личного состава, профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих; психологическая помощь; психологическая профилактика и психологическая коррекция.
воинская обязанность
психологическое сопровождение.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе» («Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, № 13, ст. 1475, с изменениями опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 06.10.2015).
3. Боенко А.В., Гончаров А.И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. – М., 1998.
4. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 4 (51). – С. 26-28.
5. Ивановская региональная психиатрия, современные вопросы оказания психиатрической помощи: сборник научных трудов / Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Департамент здравоохранения Ивановской обл., Гос. учреждение здравоохранения Обл. клиническая психиатрическая больница «Богородское»; [редкол.: Е.В. Руженская (отв. ред.) и др.]. – Иваново, 2008.
6. Ивановская региональная психиатрия, психиатрическая служба в условиях модернизации здравоохранения / М-во здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамент здравоохранения Ивановской обл., Гос. учреждение здравоохранения Обл. клиническая психиатрическая больница «Богородское», Ивановское региональное отд-ние общественной орг. «Российское о-во психиатров»; [редкол.: Е.В. Руженская (гл. ред.), А.В. Худяков]. – Иваново, 2011.
7. Караяни А.Г., Волобуева Ю.М. Военная психология как область специального научного знания и практики // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2007. – № 4. – С. 20-33.
8. Корчемный П.А. Военная психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 020400 «Психология». – М., 2005.
9. Петимко А.И. От психологии личной безопасности к безопасности военной службы в подготовке военнослужащих внутренних войск. В книге: Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур: сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. Редакционная коллегия: Аграшенков А.В., Виноградов П.Н., Лагун А.В., Посохова С.Т., Решетников М.М. – СПб., 2014. – С. 312-316.
10. Психопрофилактика, современное понимание: сборник научных трудов / Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Департамент здравоохранения Ивановской обл., Гос. учреждение здравоохранения Обл. клиническая психиатрическая больница «Богородское», Ивановская обл. общественная орг. «О-во психиатров, психотерапевтов и наркологов»; [редкол.: А.М. Футерман (гл. ред.), Е.В. Руженская (отв. ред.)]. – Иваново, 2010.
11. Рындина О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской армии: дис. … канд. психол. Наук. – Чебоксары, 2006.
12. Солнышков А.Ю. Неформальное отношение военнослужащих, проходящих службу по призыву, в ситуациях управленческого взаимодействия: автореф. дис. … канд. социол. наук / Московский гуманитарный университет. – М., 2008.
13. Федичев Г.Г. Механизмы личностной декомпенсации и дезадаптации у военнослужащих-комбатов: дис. … канд. психол. Наук. – Ставрополь, 2005.
14. Шапошников М.С. Психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву: автореф. дис. … канд. психол. наук / Военный университет. – М., 2009.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» [2], другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Нам близко восприятие Караяни А.Г., Волобуевой Ю.М. по истории становления военно-психологического знания в России. В работе раскрыты основные этапы развития военно-психологической теории и практики, дается характеристика объекта и предмета военной психологии, показано место военной психологии в системе наук, обоснованы общие и специальные задачи военной психологии [7]. Губиным В.А., Загорюевым А.Л была предложена теоретическая модель направленности на военно-профессиональную деятельность как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека [4].

Психологическое сопровождение имеет свои особенности и изучено многими авторами на разных этапах прохождения военной службы – у призывников (Рындина О.Г. [11], Солнышков А.Ю. [12], Шапошников М.С. [14]), контрактников (Федичев Г.Г. [1], Петимко А.И [9]), военного руководства (Боенко А.В., Гончаров А.И. [3], Корчемный П.А. [8]), и в разных условиях. На примере своего психиатрического учреждения мы также неоднократно анализировали вопросы психологического обследования, сопровождения и реабилитации призывников (Ивановская региональная психиатрия 2008 [5] и 2011 [6], Психопрофилактика, современное понимание, 2010 [10]).

На всех этапах исполнения воинской обязанности роль психологического сопровождения неоспорима. С 16 лет юноши проходят процедуру первичной приписки в районных военкоматах. В личных делах призывников собираются не только психометрические данные, данные о состоянии их соматического здоровья, но и психологические характеристики родителей, учебных, образовательных учреждений, отражающие психологические особенности развития юношей, их способности к адаптации.

К 18-ти годам молодой человек стремится выбрать профессию на основе своих пожеланий, представлений о своих возможностях, способностях и особенностях характера. По этой причине «профессиональный психологический отбор» (ППО) в военном комиссариате напрямую связан с жизненными планами конкретного молодого человека.

В общем виде задачи ППО можно определить как выявление характерных для призывника устойчивых базовых психологических свойств и соотнесение их с профессионально важными качествами, которые требуются для успешного прохождения военной службы на воинских должностях («командных», «операторских», «связи и наблюдения», «водительских», «специального назначения», «технологических»). Личностные свойства призывника изучаются для уточнения его пригодности к обучению определённой воинской специальности. Изучение ведётся по трём основным направлениям: психологическому, социально-психологическому и психофизиологическому. По итогам ППО психологом выносится одно из следующих заключений о пригодности призывника к конкретным воинским должностям: I категория – рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям выбранной специальности; II категория – в основном соответствует; III категория – минимально соответствует и допускается при недостатке кандидатов; IV категория – не соответствует и не рекомендуется для обучения по данной специальности.

Полученные в военкомате результаты ППО используются при последующем распределении военнослужащих в учебных соединениях и воинских частях. Тестирование в военном комиссариате проводится с применением тестовой батареи, в которую входят: «S-test» – графический субтест для оценки зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени; «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) для оценки общих познавательных способностей; «Опросник воинской профпригодности» (ВПП) для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения); анкета «Прогноз» – для дополнительного уточнения нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов. В целом тестирование даёт наиболее общую характеристику личности призывника, его эмоциональной и когнитивной сферы.

Психологическая работа, непосредственно в военной части, возлагается на штатного психолога, определяется нормативными документами как система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск, по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск. Подразумевается, что командный состав всех воинских подразделений владеет необходимым знанием психологических особенностей каждого индивидуума и групповых процессов. На офицеров возлагается ответственность за благополучное функционирование воинского подразделения, обязанность своевременно информировать психолога, медицинскую часть о замеченных неблагоприятных изменениях, «тревожных» тенденциях, ежедневное отслеживание и анализ психологического благополучия военнослужащих.

Психологическая работа в части и подразделении выступает прежде всего как система регулирования процессов особого типа – психологических и социально-психологических.

Военный психолог выполняет широкий круг задач.

Психологическая работа организуется и проводится по направлениям:

- изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;

- изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;

- психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных происшествий;

- психологическая работа по обеспечению боевого дежурства;

- психологическая подготовка личного состава;

- профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;

- психологическое просвещение личного состава;

- психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;

- противодействие негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.

Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость.

По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.

Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на этапе первичного изучения, направленные командирами (начальниками), офицерами органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской дисциплины, а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью.

Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку предложений по их коррекции, индивидуализации воспитательной работы, обучения.

Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским специалистом.

Сведения о военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью психолог части заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части.

Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях последующее изучение личного состава может носить характер углубленного изучения.

Психолог части по итогам изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава заполняет социально-психологическую карту личности на военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса (Приложение № 3 к настоящему Руководству).

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах организуется и проводится психологом части совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе.

При этом решаются следующие задачи:

- оценка психологических последствий управленческой деятельности органов военного управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности;

- поддержание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

- прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др.

Один раз в период обучения по указанию соответствующего командира психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.

Во вновь сформированных подразделениях изучение социально-психологических процессов и явлений проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектования. Динамика социально-психологических процессов и явлений оценивается по результатам двух-трехкратного обследования в период обучения.

В обязанности военного психолога входят так же следующие виды деятельности:

1) психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины;

2) психологическая работа по обеспечению боевого дежурства;

3) психологическая подготовка личного состава (организуется и проводится с целью достижения военнослужащими, воинскими коллективами способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности);

4) профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих; психологическое просвещение (позволяет приобщить офицерский состав, других военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал Вооруженных Сил к психологическим знаниям);

5) психологическая помощь (оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала).

При этом решаются задачи:

а) разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;

б) поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;

с) психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;

д) психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности.

Деятельность психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу Вооруженных Сил включает три основных этапа: диагностика объективного состояния, психологическое воздействие, психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога).

6) психологическая профилактика (систематическая, согласованная работа психолога, других должностных лиц по предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в воинских коллективах, у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала; создание и контроль благоприятных психологических условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждение психологической перегрузки личного состава; формирование здорового социально-психологического климата в воинской части; оказание психологической поддержки военнослужащим, особенно молодым воинам в период адаптации к военной службе).

7) психологическая коррекция (организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части).

К личности психолога предъявляются высокие требования. В качестве профессионально важного качества выделяется такое целостное структурное образование, как психологическая проницательность, которая проявляется в умении видеть проблемы, способность внимательно слушать людей, с учетом возрастных, индивидуальных, социальных, национальных особенностей. Самое главное, характеризующее особенности и качества специалиста, – это душеведческая направленность к проявлениям чувств, ума и характера другого человека, наблюдательность к проявлениям его душевной деятельности, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявления поведения, образа мыслей, выдержка и умение контролировать свои эмоции и импульсы. Особое место занимают коммуникативные качества: общительность, умение слушать, умение правильно излагать свои мысли, четкость, раздельность устной речи, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания.

Особое значение придается соблюдению этических норм в работе с человеком, ценностным ориентациям психолога, осознанию им уровня своего профессионализма и степени ответственности, как своеобразной меры воздействия и вмешательства в жизнь другого человека.

Рассматриваемые требования можно сформулировать в ряде принципов:

1) принцип соблюдения тайны;

2) принцип ненанесения ущерба;

3) принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4) принцип комплексной диагностики и психологической помощи;

5) принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности;

6) принцип эффективности рекомендаций;

7) принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений.

Таким образом, психологическое сопровождение в виде консультирования или психокоррекции необходимо на всех этапах исполнения воинского долга военнослужащими. Оно проводится по общим правилам психологического исследования и воздействия и несет огромную социальную нагрузку.


Библиографическая ссылка

Волкова Н.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3. – С. 27-31;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=884 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674