Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» [2], другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Нам близко восприятие Караяни А.Г., Волобуевой Ю.М. по истории становления военно-психологического знания в России. В работе раскрыты основные этапы развития военно-психологической теории и практики, дается характеристика объекта и предмета военной психологии, показано место военной психологии в системе наук, обоснованы общие и специальные задачи военной психологии [7]. Губиным В.А., Загорюевым А.Л была предложена теоретическая модель направленности на военно-профессиональную деятельность как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека [4].
Психологическое сопровождение имеет свои особенности и изучено многими авторами на разных этапах прохождения военной службы – у призывников (Рындина О.Г. [11], Солнышков А.Ю. [12], Шапошников М.С. [14]), контрактников (Федичев Г.Г. [1], Петимко А.И [9]), военного руководства (Боенко А.В., Гончаров А.И. [3], Корчемный П.А. [8]), и в разных условиях. На примере своего психиатрического учреждения мы также неоднократно анализировали вопросы психологического обследования, сопровождения и реабилитации призывников (Ивановская региональная психиатрия 2008 [5] и 2011 [6], Психопрофилактика, современное понимание, 2010 [10]).
На всех этапах исполнения воинской обязанности роль психологического сопровождения неоспорима. С 16 лет юноши проходят процедуру первичной приписки в районных военкоматах. В личных делах призывников собираются не только психометрические данные, данные о состоянии их соматического здоровья, но и психологические характеристики родителей, учебных, образовательных учреждений, отражающие психологические особенности развития юношей, их способности к адаптации.
К 18-ти годам молодой человек стремится выбрать профессию на основе своих пожеланий, представлений о своих возможностях, способностях и особенностях характера. По этой причине «профессиональный психологический отбор» (ППО) в военном комиссариате напрямую связан с жизненными планами конкретного молодого человека.
В общем виде задачи ППО можно определить как выявление характерных для призывника устойчивых базовых психологических свойств и соотнесение их с профессионально важными качествами, которые требуются для успешного прохождения военной службы на воинских должностях («командных», «операторских», «связи и наблюдения», «водительских», «специального назначения», «технологических»). Личностные свойства призывника изучаются для уточнения его пригодности к обучению определённой воинской специальности. Изучение ведётся по трём основным направлениям: психологическому, социально-психологическому и психофизиологическому. По итогам ППО психологом выносится одно из следующих заключений о пригодности призывника к конкретным воинским должностям: I категория – рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям выбранной специальности; II категория – в основном соответствует; III категория – минимально соответствует и допускается при недостатке кандидатов; IV категория – не соответствует и не рекомендуется для обучения по данной специальности.
Полученные в военкомате результаты ППО используются при последующем распределении военнослужащих в учебных соединениях и воинских частях. Тестирование в военном комиссариате проводится с применением тестовой батареи, в которую входят: «S-test» – графический субтест для оценки зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени; «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) для оценки общих познавательных способностей; «Опросник воинской профпригодности» (ВПП) для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения); анкета «Прогноз» – для дополнительного уточнения нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов. В целом тестирование даёт наиболее общую характеристику личности призывника, его эмоциональной и когнитивной сферы.
Психологическая работа, непосредственно в военной части, возлагается на штатного психолога, определяется нормативными документами как система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск, по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности войск. Подразумевается, что командный состав всех воинских подразделений владеет необходимым знанием психологических особенностей каждого индивидуума и групповых процессов. На офицеров возлагается ответственность за благополучное функционирование воинского подразделения, обязанность своевременно информировать психолога, медицинскую часть о замеченных неблагоприятных изменениях, «тревожных» тенденциях, ежедневное отслеживание и анализ психологического благополучия военнослужащих.
Психологическая работа в части и подразделении выступает прежде всего как система регулирования процессов особого типа – психологических и социально-психологических.
Военный психолог выполняет широкий круг задач.
Психологическая работа организуется и проводится по направлениям:
- изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;
- изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;
- психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных происшествий;
- психологическая работа по обеспечению боевого дежурства;
- психологическая подготовка личного состава;
- профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;
- психологическое просвещение личного состава;
- психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;
- противодействие негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.
Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость.
По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.
Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на этапе первичного изучения, направленные командирами (начальниками), офицерами органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской дисциплины, а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью.
Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку предложений по их коррекции, индивидуализации воспитательной работы, обучения.
Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским специалистом.
Сведения о военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью психолог части заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя при этом с медицинской службой части.
Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях последующее изучение личного состава может носить характер углубленного изучения.
Психолог части по итогам изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава заполняет социально-психологическую карту личности на военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса (Приложение № 3 к настоящему Руководству).
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах организуется и проводится психологом части совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе.
При этом решаются следующие задачи:
- оценка психологических последствий управленческой деятельности органов военного управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности;
- поддержание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
- прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др.
Один раз в период обучения по указанию соответствующего командира психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.
Во вновь сформированных подразделениях изучение социально-психологических процессов и явлений проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектования. Динамика социально-психологических процессов и явлений оценивается по результатам двух-трехкратного обследования в период обучения.
В обязанности военного психолога входят так же следующие виды деятельности:
1) психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины;
2) психологическая работа по обеспечению боевого дежурства;
3) психологическая подготовка личного состава (организуется и проводится с целью достижения военнослужащими, воинскими коллективами способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности);
4) профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих; психологическое просвещение (позволяет приобщить офицерский состав, других военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал Вооруженных Сил к психологическим знаниям);
5) психологическая помощь (оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала).
При этом решаются задачи:
а) разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;
б) поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;
с) психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;
д) психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности.
Деятельность психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу Вооруженных Сил включает три основных этапа: диагностика объективного состояния, психологическое воздействие, психологическое сопровождение (выполнение рекомендаций психолога).
6) психологическая профилактика (систематическая, согласованная работа психолога, других должностных лиц по предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в воинских коллективах, у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала; создание и контроль благоприятных психологических условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждение психологической перегрузки личного состава; формирование здорового социально-психологического климата в воинской части; оказание психологической поддержки военнослужащим, особенно молодым воинам в период адаптации к военной службе).
7) психологическая коррекция (организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части).
К личности психолога предъявляются высокие требования. В качестве профессионально важного качества выделяется такое целостное структурное образование, как психологическая проницательность, которая проявляется в умении видеть проблемы, способность внимательно слушать людей, с учетом возрастных, индивидуальных, социальных, национальных особенностей. Самое главное, характеризующее особенности и качества специалиста, – это душеведческая направленность к проявлениям чувств, ума и характера другого человека, наблюдательность к проявлениям его душевной деятельности, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявления поведения, образа мыслей, выдержка и умение контролировать свои эмоции и импульсы. Особое место занимают коммуникативные качества: общительность, умение слушать, умение правильно излагать свои мысли, четкость, раздельность устной речи, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания.
Особое значение придается соблюдению этических норм в работе с человеком, ценностным ориентациям психолога, осознанию им уровня своего профессионализма и степени ответственности, как своеобразной меры воздействия и вмешательства в жизнь другого человека.
Рассматриваемые требования можно сформулировать в ряде принципов:
1) принцип соблюдения тайны;
2) принцип ненанесения ущерба;
3) принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;
4) принцип комплексной диагностики и психологической помощи;
5) принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности;
6) принцип эффективности рекомендаций;
7) принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений.
Таким образом, психологическое сопровождение в виде консультирования или психокоррекции необходимо на всех этапах исполнения воинского долга военнослужащими. Оно проводится по общим правилам психологического исследования и воздействия и несет огромную социальную нагрузку.
Библиографическая ссылка
Волкова Н.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3. – С. 27-31;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=884 (дата обращения: 21.11.2024).