Любое государство одной из своих главных обязанностей видит общественную безопасность. В том числе оно призвано и ограждать общество от общественно опасных деяний (ООД) путем применения к лицам, страдающим психическими расстройствами, принудительных мер медицинского характера (Спасенников Б.А.,2016, [1]). Само принудительное лечение лиц, совершивших ООД, относится к обязанностям государственной психиатрической службы. Направляя гражданина на принудительное лечение, суд оставляет организацию этого вида лечения в рамках компетенции самого психиатрического учреждения.
Эти вопросы требуют формирования профессиональной компетентности специалистов психиатрической службы (Руженская Е.В., Карасева Т.В., 2014, [2]). Данная компетентность складывается из нескольких компонентов. Во-первых, это правовая компетентность, включающая вопросы как общего правового ориентирования (Руженская Е.В., 2013, [3]), так и правовые вопросы организации принудительного лечения (Букреева Н.Д., Мерзликин А.Д., 2006, [4]) или отдельных его видов (Руженская Е.В., Дарьин А.С., Крутова Р.Н., 2015, [5]). Во-вторых, это компетентность в особенностях проведения принудительного у пациентов разных клинических групп – больных шизофренией (Балашов Д.Н., 2007, [6]), эпилепсией (Шпак А.В., Басинская И.А., 2010, [7]), зависимостями (Павлова А.А. [8]) и на разных этапах принудительного лечения – амбулаторном (Дмитриев А.С., Винникова И.Н., Лазько Н.В., Оспанова А.В., Морозова М.В., Савина О.Ф., 2011, [9], Мироненко М.С, 2013, [10]), стационарном (Булыгина В.Г., 2007, [11], Шандренкова А.А., 2014, [12], Бондарев Н.В., 2015, [13]), в психиатрическом стационаре специализированного типа (Долженко В.Д., Колосовский В.М., Шалабодова С.Ю., 2007, [14]), стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. В-третьих, это личностные профессиональные специалистов, участвующих в оказании данного вида психиатрической помощи – мотивация профессионального совершенствования (Руженская Е.В., 2010, [15]), поведение в конфликте (Руженская Е.В., 2013, [16]), установление комплаентности с пациентом (Дресвянников В.Л., Королькова И.И., Простяков А.И., 2010 [17]).
Приоритетный в настоящее время в психиатрии биопсихосоциальный подход подразумевает как медикаментозную (биологическую) терапию, так и психосоциальное направление, реабилитацию.
Целью реабилитационных программ больных на принудительном лечении по решению суда, является реадаптация пациента в окружающей среде, снижение уровня агрессивности и антисоциальных тенденций, выработка социально приемлемого поведения.
Акцент в психокоррекционной работе ставится на проработку агрессивного и социально неприемлемого поведения.
Психокоррекционные мероприятия направлены на:
1. Восстановления доверия социуму;
2. Выведение на осознаваемый уровень, проработку внутриличностных конфликтов;
3. Принятие себя, таким как есть;
4. Возможность увидеть ошибки своего поведения;
5. Формирование терпимости к поведению других людей, давая им право на ошибку;
6. На изменение существующего стереотипа межличностного взаимодействия.
Главная проблема, с которой сталкиваются психотерапевт и психолог в начале работы с больными, находящимися на принудительном лечении – это отсутствие мотивации больного для участия в психокоррекционной и психотерапевтической работе.
В ходе работы, в большинстве случаев мотивация у пациентов меняется. Ведущим мотивом становится личная заинтересованность процессом группового взаимодействия.
Для психокоррекции больных, находящихся на принудительном лечении, используют следующие методы:
1. Музыкотерапия – невербальный способ эмоциональных преобразований с помощью классических музыкальных произведений, направленный на формирование устойчивого ровного фона настроения, дающий пациенту возможность реально воспринимать окружающую среду и адаптироваться к новым условиям и новому окружению;
2. Суггестивно-образная терапия – синтетический сплав отдельных подходов и технологий ряда психотерапевтических методов позитивной психотерапии, гипнотических приемов, нейролингвистического программирования, осуществляющих эмоциональную коррекцию, когнитивную коррекцию, создающий антиаддиктивную мотивацию;
3. Телесно-ориентированная психотерапия – работа с телом пациента, включающая различные техники, направленные на восстановление пластики, координации движений, снятие мышечных зажимов, формирующих характерный мышечный панцирь, на обучение телесному контакту, на двигательное самовыражение, работу с границами и т.д.;
4. Арттерапия – средство, осуществляющее коррекцию поведения и нарушенных когнитивных функций посредством самовыражения и художественной экспрессии;
5. Коммуникативные тренинги и «общение», «доверие», позволяющие выявить и корректировать не эффективные, бессознательные программы поведения и дисфункциональные когнитивные установки деструктивных и антисоциальных моделей поведения пациентов.
При работе с такими пациентами очень важно стать помощником и партнером, поддерживать взаимопонимание, избегая «силовой» борьбы. Трудотерапия, у пациентов данной группы, длительная. В периоде стабилизации достигнутого эффекта и, наиболее активно, после снятия принудительного лечения перед выпиской из стационара начинается работа, направленная на восстановление или приобретение знаний и умений, необходимых пациенту.
Библиографическая ссылка
Круглова А.И., Калинина А.Н., Барна И.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАЦИЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ У ПСИХИАТРА // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 6. – С. 75-77;URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=945 (дата обращения: 23.11.2024).